Система общего среднего образования. Учебные заведения нового типа
Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.
Структура общеобразовательной средней школы соответствует трем основным этапам развития личности ребенка:
- детство – I ступень (1-4 классы);
- отрочество – II ступень (5-9 классы, при 12-летнем среднем образовании – 5-10 классы);
- юность – III ступень (10-11 классы, при 12-летнем среднем образовании – 11-12 классы).
В соответствии с положением, школа может существовать в составе 1-4 классов – начальная школа, 1-9 (10) классов (или 5-9 (10) классов) – базовая школа; 1-11 (12) классов (или 5-11 (12), 10-11 (12) классов) – средняя школа.
Начальная школа (1-4 классы) обеспечивает общее развитие личности ученика, формирование его первоначальных мировоззренческих взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые обобщенные умения учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культуры языка и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни.
Функции следующей ступени основной школы (5-9 (10) классов) – обеспечение общего базового образования, дальнейшего общего развития личности ученика, усвоения им основ наук, формирования научного мировоззрения, способов мышления и деятельности, основных видов функциональной грамотности (языковой, компьютерной, правовой, экологической, экономической), овладения основными социокультурными, моральными и правовыми нормами. Прохождение школьного периода должно обеспечить подготовку учащихся к активному включению в социальную жизнь, профессиональную ориентацию.
Школа третьей ступени (10-11(12) классы) (лицейская ступень) завершает общеобразовательную подготовку учащихся (общее среднее образование). Учебно-воспитательный процесс строится на основе профильной дифференциации, которая учитывает способности, склонности, желания учащихся и их родителей и обеспечивает реализацию культурно-образовательных потребностей ученика. На этом этапе формируются система жизнедеятельности (образа жизни) и стиль мышления, общения, научно-исследовательской деятельности учащегося, соответствующие его способностям и условиям жизни, и, соответственно, готовность к активному участию в общественной жизни, непрерывному образованию и самообразованию, выбору профессии.
Общее среднее образование включает уровень общего базового образования.
Общее базовое образование (срок обучения – десять лет) включает ступень общего начального образования и является обязательной ступенью. Получение общего базового образования является условием для завершения общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Общее начальное образование (срок обучения – четыре года) является обязательной ступенью и условием для обучения в общеобразовательном базовом учебно-воспитательном учреждении.
В современных условиях темпы социально-экономического, политического, культурного развития общества зависят от интеллектуального потенциала и образовательного уровня подрастающего поколения, которому предстоит жить и трудиться в ХХI веке. Коренные социально-политические преобразования в обществе еще в 80-е годы создали предпосылки для реформирования системы общего среднего образования.
Основными принципами обновления общего среднего образования в Республике Беларусь являются:
- гуманизация, означающая «очеловечивание» взаимоотношений всех участников образовательного процесса; преобразование учебно-воспитательного процесса школы на основе признания личности и ученика, и педагога высшей жизненной ценностью; при этом целью оптимизации образовательного процесса выступает развитие гуманной личности, защита ее достоинств, прав и свобод;
- развивающий характер образования, предполагающий ориентацию на личность ученика и выдвижение целевой установки на интеллектуальное развитие учащихся через овладение ими способами мышления и деятельности, при этом характер обучения должен быть опережающим по сравнению с темпами общего развития личности учащегося;
- дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивающие развитие ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
- демократизация образования, обеспечивающая образовательный выбор ученикам, педагогам, родителям, участие их в управлении учебным заведением; утверждающая демократический стиль руководства; предоставляющая учащимся возможность выбора траектории собственного развития, участия в управлении делами класса, школы, общественной организации или объединения;
- гуманитаризация, предполагающая увеличение в учебных планах объема социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественно-научного цикла, что способствует развитию у учащихся гуманитарного мышления, формированию у них целостной картины мира;
- деидеологизация, означающая, что в общеобразовательном учреждении создание и деятельность политических партий и религиозных организаций не допускаются.
В начале 90-х годов в образовательной практике России, Беларуси и др. стран СНГ появились новые учебные заведения: гимназия, лицей, колледж, высшее профессиональное училище (их так и называют: учебные заведения нового типа -- УЗНТ). Они призваны обеспечить повышенный уровень общего среднего и начального профессионального образования подрастающего поколения. В настоящее время в УЗНТ активно разворачивается инновационная педагогическая деятельность, что находит отражение в разработке и апробации обновленного содержания обучения и новых образовательных технологий; активизации научно-педагогических исследований; использовании зарубежного педагогического опыта.
Анализ практики деятельности УЗНТ за последнее десятилетие позволяет выделить следующие их основные признаки:
1) направленность образовательного процесса предполагает профилизацию УЗНТ. Уже в самих названиях учебных заведений прослеживается профильная направленность их деятельности (политехническая гимназия; педагогическая гимназия; экологическая гимназия; технический лицей; художественный лицей; лингвогуманитарный колледж и др.). По сути указанные учебные заведения являются прообразами профильных лицеев в будущей 12-летней школе;
2) создание кафедральной системы в структуре УЗНТ. Во многих лицеях и гимназиях созданы кафедры, деятельность которых направлена на оптимизацию содержания образования, обеспечение преемственности с вузами, разработку научно- и учебно-методического обеспечения образовательного процесса в УЗНТ;
3) широкое использование в учебном процессе УЗНТ развивающих (личностно-ориентированных), блочно-модульных технологий, поисково-исследовательских методов, направленных, во-первых, на глубокое и системное усвоение содержания, во-вторых, на стимулирование и развитие познавательных способностей учащихся;
4) активное проведение в процессе внеурочной работы с учащимися по учебным предметам научных конференций, защиты научно-исследовательских проектов, предметных турниров и олимпиад;
5) утверждение и развитие собственных традиций УЗНТ (разработка уставов; кодексов чести; наличие герба, гимна и другой собственной атрибутики; посвящение в лицеисты, гимназисты и т.п.).
Основная цель и задачи, которые призваны решать учебные заведения нового типа, обуславливаются потребностями современного общественного развития. Это существенное улучшение качества общего среднего образования, повышение уровня предпрофессиональной (начальной профессиональной) подготовки молодежи и создание условий для непрерывного образования и самообразования личности. Главный смысл этой триединой задачи – обеспечение наиболее полного интеллектуального и профессионального развития личности, ее самореализации; предоставление каждому молодому человеку соответствующего места в образовательном пространстве. Этот гуманистический, личностный аспект выступает доминантой в целевых установках деятельности новых учреждений системы образования.
Гимназия, являясь учреждением базовой и старшей ступени общеобразовательной школы (5-9 (10) классы), призвана обеспечить реализацию требований государственных стандартов к образованию в сочетании с повышенным его уровнем, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учащихся. Современная гимназия ориентирована также на развитие у учащихся социокультурных интересов, принятие ими общечеловеческих ценностей, формирование у них широкого научного кругозора, плюралистического мировоззрения. Во всех регионах Беларуси в настоящее время функционирует более 100 гимназий.
Лицей определяется как профессионально ориентированное учебное заведение, обеспечивающее повышенный уровень общего среднего образования в сочетании с профильной предпрофессиональной подготовкой учащихся по направлениям и специальностям высшей школы.
Основной целью лицея является создание благоприятных условий для развития творческого, интеллектуального потенциала учащихся; освоение ими исторических культурных ценностей, наследия белорусского народа; подготовка способных юношей и девушек для продолжения образования в высших учебных заведениях.
Являясь связующим звеном общего среднего и высшего образования, лицей является своего рода учебно-научным и образовательно-культурным центром, осуществляет наряду с обучением экспериментальную проверку нового содержания общего среднего образования и новых педагогических технологий на принципах непрерывности, преемственности и интеграции с системой высшего образования. Становление лицеев в настоящее время как учебных заведений нового типа имеет уже свою небольшую историю, определенные результаты функционирования и перспективы развития. За относительно короткий срок существования лицеи приобрели популярность, заняли значимое место в системе среднего образования. Сегодня в стране более 20 лицеев. Однако структурная модель лицея несколько отклонилась от задуманного научно-педагогического образца, и сегодня можно вести речь о двух основных моделях.
Первая модель – это так называемая третья ступень специализированной школы, старшее звено среднего образования проуниверситетского или проакадемического направления с углубленным изучением ряда предметов, с частичной профессиональной и специальной подготовкой. Такой лицей функционирует при высшем учебном заведении или является его структурным подразделением. Как правило, лицеи этой модели имеют несколько профилей обучения: физико-математический, филологический, химико-биологический и др.
Вторая модель лицея приближается к образцу классического царскосельского лицея или претендует на самостоятельность, самобытность общеобразовательной средней школы повышенного уровня с гуманитарной направленностью подготовки учащихся. Близки к классическим образовательные задачи лицея – стать типом, образцом национальной школы, отражающей ее культуру, язык, обычаи, традиции, менталитет народа.
Новым типом учебного заведения является также высшее профессиональное училище. Оно обеспечивает углубленное профессионально-техническое образование, интегрированное сосредним специальным.
Основными задачами высшего профессионального училища являются:
— подготовка квалифицированных рабочих со средним образованием по сложным и совмещенным профессиям широкого профиля;
— подготовка квалифицированных рабочих по сложным и совмещенным профессиям широкого профиля с углубленным профессионально-техническим образованием, включающим дисциплины, изучаемые по программам средних специальных учебных заведений;
— подготовка специалистов со средним специальным образованием;
— повышение квалификации и переподготовка рабочих и специалистов;
— разработка и экспериментальная проверка нового содержания, форм и методов профессиональной подготовки с учетомдостижений производства, науки и техники, национально-культурных традиций, зарубежного опыта.
Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов в высших профессиональных училищах осуществляется на ступенчатой основе. Число ступеней может изменяться в зависимости от конкретных условий и требований работодателя на подготовку кадров. Важно, что каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и подтверждается выдачей диплома, в котором отражается уровень подготовки. Если на первой ступени обучения осуществляется подготовка рабочих, обеспечивающая государственный стандарт, то на последующих, в том числе и завершающей, ведется повышенная подготовка рабочих кадров.
Новым типом учебного заведения, который ранее не существовал в отечественной системе образования, является колледж – учебное заведение в системе непрерывного образования, обеспечивающее углубленное среднее специальное образование, интегрированное с общим средним и высшим.
Главные задачи колледжа:
– удовлетворение потребностей личности в приобретении среднего специального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности с учетом национально-культурных традиций страны и международного уровня и опыта образования;
– подготовка специалистов со средним специальным образованием по сложным специальностям и профессиям;
– повышение квалификации и переподготовка специалистов среднего звена по новым направлениям развития производства, техники, технологии и социально-культурной сферы.
В настоящее время ряд техникумов, профессионально-технических училищ приобрели статус колледжа. Однако это не простая смена вывески, а серьезная перестройка содержания и технологий учебно-воспитательного процесса вних с учетом современных образовательных тенденций.
Обучение в колледже осуществляется на двух ступенях:
1) подготовка специалистов со средним специальным образованием;
2) подготовка специалистов повышенного уровня квалификации с элементами высшего образования.
Непрерывная многоуровневая подготовка специалистов в колледже может быть последовательной, параллельной или последовательно-параллельной. Эти схемы предусматривают подготовку специалистов по родственным специальностям.
Система подготовки специалистов в колледжах имеет ряд преимуществ:
- во-первых, улучшается качество и поднимается престиж профессионального образования;
- во-вторых, сокращаются сроки подготовки специалистов вследствие исключения дублирования, имевшего место при последовательном обучении в профессионально-техническом училище, техникуме;
- в-третьих, обеспечивается подготовка кадров разного уровня образованности: от высококвалифицированного рабочего до техника, создаются условия для дифференцированного подхода вобучении.
Новые типы учебных заведений включаются в единое образовательное пространство страны. Каждый тип заведения (гимназия, лицей, высшее профессиональное училище, колледж) является производным определенной базовой структуры (общеобразовательной школы, ПТУ, училища, техникума). Любой учащийся при необходимости может перейти в другую структуру, дающую образование, которое соответствует государственному стандарту. Эти учебные заведения являются составной частью системы непрерывного образования Беларуси. Основной канал поступления в учебные заведения нового типа — базовая общеобразовательная школа.
Наличие различных типов учреждений нового типа в системе образования республики обуславливает и их разную структурную организацию. Поскольку единой структурной модели для всех учебных заведений новоготипа не существует, педагогический коллективопределяет ее самостоятельно, исходя из нормативных положений, местных условий, накопленного опыта работы и т.п.
В отличие от средней общеобразовательной школы, в учебных заведениях нового типа учебный процесс строится на основе отдельных учебных планов, в которые наряду с общеобразовательными предметами введены профилирующие курсы (в лицеях, гимназиях), а также специальные дисциплины (в колледжах, высших профессиональных училищах).
Педагогический процесс в учебных заведениях нового типа отличается формой организации обучения. Наряду с известными формами обучения в средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные занятия), в УЗНТ используются вузовские формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и практикумы) и контроля знаний (коллоквиум, зачеты, экзамены); добавляются производственная практика, курсовое и дипломное проектирование.
* Синергетика – научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах благодаря стабильным факторам и хаосу.
* Диверсификация – от латинского слова изменение, разнообразие.
* Квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качественных результатов (например, измерить умственное развитие или нравственную воспитанность личности).
* Парадигма педагогическая – (греч. Paradeigma – пример, образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.
* Антропология – 1) наука о происхождении и эволюции человека; 2) изучение физиологических, биохимических, генетических, социальных, педагогических факторов, влияющих на развитие человека.
1 Таблицы 11,12 разработаны А.И. Кочетовым
* Материал по психологическим особенностям школьников различных возрастных групп заимствован из кн.: Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д, 2000.
* Материал в п. 4.4. взят из кн.: Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д, 2000.
[1] Образовательная парадигма – совокупность научно-теоретических и методологических установок, принятых педагогическим сообществом на определенном этапе развития образовательной науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели) при решении проблем образования.