Примерные схемы зрительных и слуховых диктантов
Условные обозначения цветов:
Кр - красный, К – коричневый, С - синий, З - зелёный, Ж – жёлтый,
Ч – чёрный, Б – белый.
Предлагаем следующие размеры геометрических фигур:
Большой круг - d = 11 см
Средний круг - d = 7 см
Маленький круг – d = 3,5 см
Большой квадрат – 8х8 см
Средний квадрат – 5х5 см
Маленький квадрат – 4х4 см
Большой треугольник -11х11х11 см
Средний треугольник – 8х8х8 см
Маленький треугольник -5,5х5,5х5,5 см
Большой прямоугольник -15х7,5 см.
Средний прямоугольник – 6х3 см
Маленький прямоугольник – 4х2 см
Длинная полоска – 11х1 см
Средняя полоска – 9х1 см
Короткая полоска - 6х1 см
Большой овал – 15х7,5 см
Средний овал – 10х6 см
Маленький овал – 5х4 см
Примерные конспекты занятий на I Этапе
Занятие №1
Тема: «Письмо прямых палочек по точкам»
Задачи:
1. Учить детей правильной посадке при письме, правильному положению тетради и владению карандашом.
2. Закрепить знания детей о тетради, странице, обложке, клетке, образце.
3. Учить ориентироваться на листе тетради, правильно находить нужную строку.
4. Закрепить знания правильно проводить прямую палочку в две клетки сверху вниз из данной верхней точки и заканчивать точно на второй нижней линии.
5. Учить детей самостоятельно оценивать выполненную работу.
План:
1. Письмо прямых палочек по точкам.
2. Физминутка.
3. Самостоятельное письмо палочек.
4. Самоанализ.
5. Итог занятия.
Ход занятия
I.Письмо прямых палочек по точкам.
1. Воспитатель сообщает детям, что они будут учиться писать палочки, обращает внимание на посадку при письме, напоминает как правильно сидеть при письме: спина прямая, грудь не касается стола на расстоянии детского кулачка.
2. Закрепляет знания детей о тетради: показывает обложку, лист, страницу, клеточку, образец в тетради. Говорит о необходимости бережного и аккуратного обращения с тетрадью, чтобы она всегда была чистой, опрятной.
3. Напоминает детям как нужно держать карандаш: положить его на средний палец и придерживать большим и указательным пальцами, не сжимая сильно, что бы карандаш можно было легко вынуть. Указательный палец можно поднять, а два других держат карандаш. Два свободных пальца только приближаются к ладони, не прижимаясь к ней. Конец карандаша смотрит в правое плечо. Держать его надо чуть выше заточенного места, можно свободно поводить по воздуху карандашом.
4. Воспитатель показывает, как правильно класть тетрадь при письме: средняя линяя – сгиб тетради должен смотреть в правое плечо; левая рука придерживает обложку тетради или лист тетради так, чтобы угол не загибался за стол. Далее показывает образец на доске: вертикальные палочки в двух клетках.
- Вот что мы будем сегодня писать. Посмотрите, как нужно писать палочки.
Воспитатель показывает на доске, как нужно проводить палочку сверху вниз, напоминает, что на карандаш нажимать сильно не нужно, чтобы палочки получались тонкие и ровные. Дважды одну палочку обводить нельзя.
Затем предлагает детям взять карандаш и провести эти палочки в воздухе под счет: раз - одна палочка, два - вторая, три – третья. Дети еще раз, посмотрев образцы, пишут палочки в тетрадях: первые три - под счёт воспитателя.
II.Физминутка (см. раздел 2.3.).
III.Самостоятельное письмо. Воспитатель предлагает детям вторую строчку написать самостоятельно.
IV.Самоанализ. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть написанные ими палочки и поставить маленькие точки под теми, которые, по их мнению, написаны хорошо.
V.Итог занятия. Воспитатель просматривает работы детей, поощряет их, подводит итог.
Занятие №2
Тема: «Письмо прямых палочек по опорным точкам»
Задачи:
1. Учить писать прямые палочки по опорным точкам.
2. Развитие зрительного внимания и памяти.
3. Учить рисовать каемочки из вертикальных и горизонтальных линий.
4. Развитие пальцевой моторики.
План:
1. Письмо прямых палочек по опорным точкам.
2. Физминутка
3. Зрительный диктант.
4. Рисование каёмочки из вертикальных и горизонтальных линий.
5. Анализ.
6. Итог.
Ход занятия
I.Письмо прямых палочек по опорным точкам.
Воспитатель рассказывает детям, чем они будут заниматься, затем изображает на доске прямые палочки, соединяя точки, обращает внимание на то, что писать палочки надо, не отрывая руки от тетради, за точки и линии клетки палочки не должны заходить, высота палочек и расстояние между ними должны быть в одну клеточку. Выставляется образец (А,Б).
1. Проводить линии по точкам сверху вниз:
А
Проводить линии от одной точки к другой:
В
2. Проводить линии по точкам слева направо в одной клетке, пропуская одну:
Б
Проводить горизонтальные линии от одной точки до другой:
В
Далее воспитатель вызывает двух - трёх детей и просит изобразить: палочки на доске.
Перед началом самостоятельного письма воспитатель напоминает детям, что необходимо правильно сесть, проверить положение спины, рук (локоть правой руки лежит на столе, а левая рука придерживает край тетради), карандаш держать свободно, не напрягая пальцы.
II.Физминутка для глаз: посмотреть вдаль, вверх, вниз; для рук -сжать, кулачки (см. раздел 2.3.).
III. Зрительный диктант (Приложение 4).
На доску вывешивается таблица с нарисованной ёлочкой: ствол из двух зелёных полосок, от него отходят по три палочки зелёного цвета.
Детям предлагается посмотреть и запомнить. Потом таблица закрывается. Дети по памяти выкладывают ёлочку из цветных полосок или палочек. По окончании работы таблица открывается и дети сравнивают свою ёлочку с заданной. Воспитателю следует поощрить тех детей, которые лучше справились с заданием.
IV.Рисование каёмочки. Воспитатель предлагает детям открыть тетрадь, взять синий карандаш и, отступив вниз от первой клетки две клетки, нарисовать палочки до конца строки (через одну клетку) (B). Сначала соединить линии сверху вниз, потом слева направо.
V.Анализ и оценка. Воспитатель отбирает наиболее удачные работы и показывает всем детям, отмечая чёткость и аккуратность выполнения задания.
VI.Итог занятия.
Занятие №3
Тема: «Письмо прямых палочек»
Задачи: продолжать учить детей писать прямые палочки, зарисовывать каёмочку, выкладывать фигурки из палочек (полосочек) разного цвета.
План:
1. Письмо прямых палочек в 2 клетки.
2. Физминутка.
3.Зрительный диктант.
4. Зарисовка каёмочки.
5. Анализ.
6. Итог.
Ход занятия
I.Письмо прямых палочек
Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами будем писать прямые палочки. Посмотрите на доску (А). Ведем палочку сверху вниз, 2 раза ее не обводим, сильно не нажимаем, доводим вот до этой (нижней) линии, пропускаем одну клетку и пишем такую же палочку сверху вниз.
А
Дети берут карандаши и вместе с воспитателем пишут в воздухе под счёт. Далее воспитатель обращает внимание на образец в тетради, что сегодня будут писать линии без точек, поэтому нужно быть более внимательными. Воспитатель обращает внимание на посадку, положение тетради, карандаша. Дети пишут под счёт 3 палочки, затем воспитатель проходит по рядам, проверяет, делает соответствующие замечания. Далее дети пишут всю строчку самостоятельно. Затем дети самостоятельно пишут вторую строчку таких же палочек. По окончанию предлагает закрыть тетради и убрать их на край стола.
II.Физминутка (см. раздел 2.3.).
III.Зрительный диктант.
Воспитатель: - Дети, посмотрите на этот образец (Приложение 4).
Эти фигурки сложены из палочек (полосок). Посмотрите, какого цвета первая фигурка, вторая? Сколько палочек (полосок) нужно, чтобы сложить такую фигуру? (4 палочки). Посмотрите на нижнюю палочку - она лежит. А эти три палочки? (Стоят).
Где стоит первая палочка? (На левом конце нижней палочки). Где стоит третья палочка? (На правом конце нижней палочки). Где вторая? (Посередине). На что похожа эта фигура? (На букву Ш, на вилы).
А теперь посмотрите на вторую фигуру. В первой фигуре палочка лежала внизу, а здесь - сверху. Где находится первая палочка? (Под левым концом верхней палочки и т.д.) Внимательно посмотрите еще раз на таблицу, я уберу, а вы у себя на столе выложите такие же фигуры. (Дети выполняют).
Затем образец снова показывается, воспитатель корректирует ошибки.
IV.Зарисовка каёмочки
Предлагает открыть тетради.
Б
В
- Дети, если мы соединим две палочки второй строчки сверху и снизу вот так (показывает на доске Б), то что получится? (Получился прямоугольник). Соедините так же все палочки второй строчки у себя в тетради. (Дети соединяют). А сейчас мы заштрихуем эти прямоугольники линиями сверху вниз вот так (Показывает В, дети заштриховывают).
- Посмотрите, у нас получилась красивая каёмочка. (Объясняет, что означает слово «каемочка»).
V.Анализ деятельности детей и самоанализ.
VI.Итог.
Занятие № 4
Тема: «Письмо чередующихся больших и маленьких палочек»
Задачи:
1. Продолжать учить детей писать палочки сверху вниз с чередованием двух больших и двух маленьких.
2. Учить соединять палочки в каемочку, аккуратно заштриховывать прямоугольники и квадратики вертикальными и горизонтальными линиями.
3. Развивать зрительное внимание при проведении зрительного диктанта,
4. Закреплять правильную посадку при письме, держать карандаш, тетрадь.
План:
1. Письмо чередующихся больших и маленьких палочек.
2. Физминутка.
3. Зрительный диктант.
4. Зарисовка каёмочки.
5. Анализ и оценка работ.
6. Итог занятия.
Ход занятия
I.Письмо чередующихся больших и маленьких палочек.
Воспитатель: - На предыдущем занятии мы учились писать большие прямые палочки одинаковой высоты. Сегодня мы будем учиться писать большие и маленькие палочки, зарисовывать каёмочку, выкладывать фигурки из палочек. Посмотрите, какие палочки мы будем писать сегодня (показывает образец А на доске и объясняет как правильно писать):
А
- Пишем 2 большие палочки в 2 клетки и 2 маленькие - в одну клетку. Каждую палочку пишем через клетку. Начинаем писать сверху вниз, ровно по линеечке. Откройте тетради, посмотрите еще раз на образец, возьмите правильно карандаши и поучимся писать палочки в воздухе. Я буду считать 1,2 - протяжно - это большие палочки; 1,2 - чуть быстрее - это маленькие палочки. Посмотрите, как буду я писать в воздухе. (Показывает и считает. Дети пишут, считают).
Для детей плохо ориентирующихся в тетрадях в клетку после образца необходимо поставить точки для больших и маленьких палочек на всю строчку, детям среднего уровня - на две пары палочек.
- Положите правильно тетради, сядьте правильно, как нужно сидеть при письме, возьмите правильно карандаш, начали писать все вместе под счет. (Воспитатель проверяет выполнение задания). Дальше самостоятельно пишите всю строчку.
- На второй строчке у вас поставлены точки для начала первых палочек. Вторую строчку пишем самостоятельно. (Анализ работы воспитателем).
II. Физминутка (см. раздел 2.3.).
III.Зрительный диктант.
Выкладывание фигур из палочек (полосок): -Дети, посмотрите на эту таблицу (вывешивается таблица – приложение 4). Нужно сейчас быть очень внимательным, чтобы выложить вот такие фигуры. (Дети рассматривают, обращают внимание на цвет, направление и расположение палочек в фигурах).
Воспитатель: - Какого цвета первая фигура? (Синяя). Куда направлены палочки? (Вверх, а перекладинка внизу). Сколько нужно взять синих палочек для этой фигурки? (Четыре). Какого цвета вторая фигура? (Красная). Куда направлены здесь палочки? (влево, а перекладинка – справа сверху вниз). Сколько нужно взять красных палочек для этой фигуры? (Тоже четыре). Посмотрите еще раз на таблицу. Я убираю ее, а вы по памяти выложите у себя на столе из палочек (полосочек) такие же фигурки. Пододвиньте к себе коробочки с палочками (полосками), возьмите синие и красные палочки столько, чтобы выложить эти фигурки. (Предупреждает детей, что с палочками нужно работать без шума, не стучать ими, лишние не вытаскивать. Дети выкладывают, воспитатель наблюдает. Затем таблица вывешивается вновь. Дети проверяют правильность выполненного задания).
IV.Зарисовка каемочки.
-Дети, посмотрите внимательно на доску (Б). Если на второй строчке мы соединим две большие палочки вверху и внизу вот так, то что получится?
(Прямоугольник). А если соединим две маленькие палочки вверху и внизу? (Квадрат). Продолжайте соединять палочки до конца строчки. (Дать указание, что выполняется это задание на второй строчке). Будьте внимательны, работайте аккуратно. Посмотрите, какая получилась красивая каемочка. Она будет еще красивее, если мы заштрихуем прямоугольники и квадратики. Прямоугольники заштрихуем слева направо ровными прямыми линиями, не выходя за контуры. Квадратики заштрихуем линиями сверху вниз. (Показывается, объясняется, дети повторяют как будут заштриховывать прямоугольники, квадратики).
Далее дети заштриховывают самостоятельно.
Б
V.Анализ и оценка работ. Воспитатель: - Поставьте точки над самыми лучшими прямоугольниками и квадратами.
IV.Итог. Дети вспоминают, что писали большие и маленькие палочки, выкладывали фигурки из палочек, зарисовывали каёмочки.
Занятие № 5
Тема: «Закрепление письма групп прямых палочек».
Задачи:
1. Учить детей писать группу прямых палочек.
2. Продолжать учить зарисовывать каемочку, аккуратно заштриховывать не выходя за контуры.
3. Развивать слуховое внимание. Воспитывать усидчивость.
План:
1. Письмо групп прямых палочек.
2. Физминутка.
3. Слуховой диктант.
4. Зарисовка каемочки.
5. Анализ.
6. Итог.
Ход занятия
I. Письмо групп прямых палочек.
Воспитатель: - Дети, сегодня мы будем учиться писать группы прямых палочек, выкладывать фигуры из палочек, зарисовывать каемочку. Посмотрите, какие палочки мы будем сегодня писать. (На доске образец А, показывает и объясняет).
А
Б
В
- Первая палочка большая (длиной в 2 клетки), вторая - маленькая (длиной в I клетку), третья - опять большая, 4 - маленькая, между палочками пропускаем одну клетку. Сколько всего написано палочек? (Четыре). Это группа из четырёх палочек. Все четыре палочки в группе начинаем писать сверху с одной и той же линии. Сейчас я напишу еще одну группу палочек, а вы внимательно посмотрите как правильно их надо писать. Чтобы отделить одну группу от другой, пропускаем две клетки. Начинаю писать большую палочку сверху вниз, пропускаю одну клетку, пишу маленькую палочку, опять пропускаю одну клетку, пишу еще одну большую палочку. Какой палочки не хватает, чтобы получилась такая же целая группа палочек? (Маленькой палочки) Допишите. Написали еще одну группу палочек. Дети, посмотрите на эти палочки еще раз: большая, маленькая, большая, маленькая. Запомните, что между группами пропускаем две клетки. Посмотрите, я напишу в воздухе группу палочек под счет. (Воспитатель пишет и считает: на большую палочку замедленно, на маленькую - быстро). А сейчас возьмите карандаши и напишите самостоятельно группу палочек в воздухе. (Считает, дети пишут слева направо). Откройте тетради, еще раз внимательно рассмотрите образец. (Напоминает о гигиенических правилах письма). Напишите следующую группу палочек по точкам (Дети пишут). Чтобы написать следующую группу палочек сколько клеток надо пропустить? (Две). Пропустите две клетки и начинайте писать самостоятельно группу палочек до конца строчки.
- На второй строчке у вас поставлены точки только для двух палочек: для большой и маленькой (Б). Каких палочек не хватает, чтобы получилась группа палочек? (Большой и маленькой). Напишите две палочки по точкам и две самостоятельно, затем пропустить две клетки и продолжайте писать самостоятельно группу палочек до конца строчки. (Воспитатель проверяет, как дети пишут, поощряет). Дети, вы очень старались, поэтому палочки получились ровные, красивые, группы палочек отделяются друг от друга.
II.Физминутка (см. раздел 2.3.).
III.Слуховой диктант.
-Сейчас внимательно выслушайте мое задание, говорить буду только один раз: возьмите 8 красных палочек, 4 синих. Из красных палочек выложите большой квадрат, а справа от него на одном уровне маленький квадрат из синих палочек. (Дети выполняют, воспитатель поощряет).
IV. Зарисовка каемочки.
- Дети, если соединим первую палочку со второй, а третью с четвёртой, что получится? (Два флажка). Возьмите карандаши и соедините палочки так, чтобы получилась красивая и аккуратная каемочка из флажков. Теперь заштрихуем флажки в каемочках прямыми линиями сверху вниз. Заштриховываем аккуратно, не выходя за линию (В).
V. Анализ и оценка работ.
Воспитатель: - Посмотрите внимательно на свои каемочки и выберите
самые красивые флажки и поставьте над ними точки. (Оценивается).
VI. Итог. Говорятдети: - Мы сегодня писали группы палочек, выкладывали фигуры из палочек и зарисовывали каемочку.
Занятие № 6
Тема: «Письмо групп палочек»
Задачи:
1. Учить детей писать группу прямых палочек.
2. Продолжать учить зарисовывать каемочку.
3. Учить аккуратно заштриховывать каемочки не выходя за контуры клетки.
План:
1. Письмо групп палочек.
2. Физминутка.
3. Зрительный диктант.
4. Зарисовка каёмочки.
5. Анализ.
6. Итог.
Ход занятия
I.Письмо групп палочек.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, какие палочки мы будем писать сегодня. (На доске образец А).
А
Б
В
- Это группа из четырёх палочек. Все четыре палочки пишутся через одну клетку, с одной линии сверху. Первая палочка большая - длиной в две клетки, вторая - маленькая в одну клетку. Я напишу сейчас ещё одну группу палочек, а вы посмотрите как отделяем группу палочек друг от друга. Пропускаю две клетки и пишем большую палочку сверху вниз, еше пропускаем одну клетку и пишем маленькую палочку, пропускаем одну клеточку и пишем ещё одну маленькую палочку. Какой палочки не хватает, чтобы получилась целая группа палочек? (Большой). Сейчас, я напишу группу палочек в воздухе (пишет и считает). Возьмите правильно карандаши и напишите палочки в воздухе. (Дети считают и пишут). Откройте тетради, внимательно посмотрите на образец. Сядьте правильно, положите правильно тетрадь, пропустите две клетки и напишите группу палочек самостоятельно, пропустите ещё две клетки и напишите группу палочек до конца строчки. Внизу поставлены точки для двух палочек (Б). Каких не хватает палочек для целой группы? (Маленькой и большой). Самостоятельно напишите группы палочек на второй строчке.
II.Физминутка (см. раздел 2.3.).
ПI.Зрительный диктант.
Воспитатель выставляет таблицу: - Какие фигуры видим? (Флажки). Какого цвета флажки? (Зеленого и желтого). Одинаковые ли они по размеру? (Одинаковые - маленькие). В какую сторону направлены флажки? (В правую – два зеленых, в левую - один желтый). Сколько нужно палочек для каждого флажка? (Пять). Для желтого? (Пять). Для зеленых? (Десять). Выложите эти фигуры у себя на столе. (По окончанию воспитатель вывешивает снова таблицу, кто ошибся – исправляют).
IV.Зарисовка каёмочки.
Воспитатель: - Если мы соединим первую палочку со второй, третью с четвёртой, что у нас получится? (Два флажка). Соединяйте палочки. А теперь заштрихуем первый флажок сверху вниз, а второй - слева направо. Получилась красивая каёмочка из флажков (В).
V.Анализ и оценка работы. Воспитатель:- Передайте тетради своему соседу по столу. Он внимательно посмотрит и оценит вашу работу, поставив точки над самыми красивыми флажками.
VI.Итог занятия.
Занятие № 7
Тема: «Письмо групп прямых палочек»
Задачи:
1. Учить детей писать группы прямых палочек, чередуя большие и маленькие палочки.
2. Учить выкладывать фигуры из палочек, правильно воспроизводя их цвет, размер и расположение.
3. Учить зарисовывать каёмочку, соединяя палочки между собой, заштриховывать фигуры в разных направлениях, не выходя за контуры.
4. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе. Развивать зрительное восприятие и память.
5.Активизация словаря: заштриховывать, каемочка.
План:
1. Письмо групп прямых палочек.
2. Физминутка.
3. Зрительный диктант.
4. Зарисовка каёмочки.
5. Анализ.
6. Итог.
Ход занятия
I.Письмо групп прямых палочек.
Воспитатель: - Дети, сегодня мы будем писать большие и маленькие палочки, выкладывать фигуры из палочек, зарисовывать каемочку. Посмотрите, какую группу палочек мы будем писать. (Дети рассматривают на доске образец А).
А
Б
В
- Возьмите правильно карандаши и проведите палочки в воздухе: маленькая, большая, большая, маленькая. Откройте тетради, правильно их положите, сядьте прямо. Отступите 2 клетки от образца и начинаем писать (считает воспитатель: 1,2,3,4). Пропустите две клетки и продолжайте писать до конца строчки. (Воспитатель проходит по рядам, проверяет). На второй строчке поставлены точки для одной группы палочек (Б). Напишите палочки по этим точкам. Отступите две клеточки и продолжайте писать самостоятельно. (Анализ работы воспитателем).
II. Физминутка.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
А теперь мы дружно встали,
Ножками потопаем, ручками похлопаем.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём и к себе скорей прижмём.
Затем пальчики сожмём и опять писать начнём.
III. Зрительный диктант.
- Дети, сейчас я вам покажу таблицу, а вы внимательно посмотрите, что на ней изображено. (Вывешивается таблица – приложение 4). Что нарисовано на таблице? (На таблице нарисованы флажки). Какие флажки по размеру? (Один флажок большой, а два - маленькие). Какого цвета первый флажок? (Первый флажок красного цвета). Какого цвета второй и третий флажок? (Второй и третий флажок синего цвета). - Как расположены два маленьких флажка? (Два маленьких флажка смотрят друг на друга). Обратите внимание: все флажки расположены на одном уровне. Сколько палочек нужно для большого флажка? (Для большого флажка нужно десять палочек). По сколько палочек нужно для каждого маленького флажка? (По пять палочек). Ещё раз внимательно посмотрите на таблицу, я её уберу, а вы самостоятельно выкладывайте такие же флажки из палочек. (Воспитатель проверяет, как дети выполняют работу, а затем вывешивает таблицу снова).
IV.Зарисовка каёмочки.
Воспитатель: - Дети, мы с вами учились зарисовывать каёмочку. Если соединим первую палочку со второй, а третью с четвёртой, что получится? (Получится два флажка). Правильно, мы уже зарисовали каёмочки из флажков. Попробуем соединить эти флажки так, чтобы получилась новая фигура. Посмотрите, мы соединяем две большие палочки по середине и внизу. Что же у нас получилось? (Получился узор из квадратиков). Сколько получилось квадратиков? (Три квадратика). Как они расположены? (Два вверху, средний – внизу). Откройте тетради, правильно их положите. (Воспитатель напоминает о гигиенических правилах письма). Зарисовывать каёмочку будем на второй строчке. (Дети выполняют задание). Теперь мы заштрихуем квадраты: два верхних квадрата заштрихуем сверху вниз, а нижний - слева направо (В).
V.Анализ работы детей.
Воспитатель: - Внимательно рассмотрите палочки на первой строчке и поставьте точки над самыми ровными палочками, затем посмотрите каёмочку и отметьте точкой самую красивую фигуру. (Дети отмечают). А теперь, дети, поменяйтесь тетрадями друг с другом и внимательно посмотрите, правильно ли ваш товарищ оценил свою работу. (Ответы детей).
VI.Итог занятия. Дети рассказывают по порядку выполненные действия.