Свойства зрительного восприятия
Понятие о восприятии.
1. Ощущения | Восприятие | Представление |
отражение в сознании отдельных свойств, качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. | формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Это системный процесс (т.е. связь с другими психическими функциями), выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении (т.е. рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира). | -наглядный образ предмета/явления, возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущения, восприятия) путём воспроизведения в памяти / воображении. |
Результат деятельности отдельного анализатора | Системы анализаторов | |
Характеризуется яркостью и детальностью | обобщенностью – наиболее характерные особенности, свойственные классу объектов. | |
образуют структуру чувственного познания, состав чувственного познания: зрение, осязание… |
СИСТЕМНОСТЬ восприятия и образа обеспечивается комплексом ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
уровни психического отражения | перцептивные действия |
1. На базовом сенсорно-перцептивном уровне формируются первичные образы (ощущения разных модальностей). | Обнаружение—субъект может лишь ответить, есть ли стимул |
2. Первичные образы, сохраняясь в памяти, становятся вторичными (представлениями), концентрируют информативные признаки объектов, т.е. становятся эталонами. | Различение, или собственно восприятие. Конечный результат — формирование перцептивного образа - эталона. |
3. Речемыслительный уровень отражения связан с формированием понятий и оперированием знаковыми системами. | Идентификация-отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. |
// системный образ включает три уровня психического отражения и выполняет РЕГУЛИРУЮЩИЕ функции при условии соединения чувственных данных с РАЦИОНАЛЬНЫМИ (их интерпретация, категоризация).
// овладение перцептивными действиями требует обучения и практики.
.
Свойства зрительного восприятия
ПРЕДМЕТНОСТЬ - отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру, т.е. так называемый акт объективизации.
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ - выделение определенных объектов и явлений среди их многообразия; зависимость от внимания, интересов, мотиваций, установок, эмоционально-волевой сферы.
ЦЕЛОСТНОСТЬ - формирование целостного образа объекта в совокупности его свойств. Складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений
СТРУКТУРНОСТЬ И ДЕТАЛЬНОСТЬ обусловлены способностью использовать знания общих свойств класса объектов в процессе восприятия одного из них.
КОНСТАНТНОСТЬ - относительное постоянство воспринимаемых характеристик объекта, определяющее способность узнавать объект независимо от изменения условий освещенности, расстояния его от глаз, ориентации, местоположения, движения и других переменных факторов.
АППЕРЦЕПЦИЯ - процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления; восприятие опосредовано прошлым опытом человека, запасом его представлений, знаний, интересами, потребностями, отношением к воспринимаемому.
АНТИЦИПАЦИЯ (предвосхищение) - качество восприятия, обеспечивающее опережающее опознание объекта еще до того, как он полностью будет воспринят.
ОСМЫСЛЕННОСТЬ - понимание сущности и определенного значения объекта, его отношения к другим объектам
ОБОБЩЕННОСТЬ - абстрагирование от случайных признаков, выделение существенных свойств и связей объекта и на их основе отнесение его к определенной категории (классу объектов). Восприятие взаимосвязано с мыслительными операциями (сравнение, обобщение, анализ, синтез).
Развитие высших форм восприятия связано с формированием его свойств. В соответствии с концепцией Выготского Льва Семёновича, качества восприятия формируются во взаимосвязи с:
созреванием структур мозга :
- на теории функциональных систем П.К. Анохина,
- теории психофизиологических основ психических процессов Б.М.Теплова и Е.Н.Соколова,
- теории развития высших психических функций Л.С.Выготского,
- теории единства обучения и психического развития ребенка П.П.Блонского и В.В.Давыдова,
- теории деятельности С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева,
- теории системной организации психических процессов Б.Г.Ананьева и Б.Ф.Ломова.
s ЗНАЧЕНИЕ и МЕСТО РЗВ В КОРРЕКЦИОННОМ
s созреванием другими психическими функциями,
s индивидуальным опытом ребенка
s культурным и образовательным уровнем социальной среды
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ – СЛОЖНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется
ПРОЦЕССЕ
1)не более 10 % обучающихся тотально слепые
2)идентичность коркового нервного механизма [ восприятие у НЗ обладает всеми свойствами инаблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия (искл. –V 0,03 и ниже). [ Зрительный анализатор продолжает принимать участие в процессе восприятия:
Форменное зрение позволяет на близком расстоянии от глаз (от 3 до 15 см)
– различать формы и очертания предметов,
– воспринимать цвета, контрастности
– несложные пространственные отношения.
// ЗЕМЦОВА: даже при грубых нарушениях органа зрения у мл. шк. сохранились функции элементарного анализирующего зрительного восприятия, которое позволяет выделить основные признаки небольших натуральных предметов и их изображений: величину, форму ок.—92%, пространственные отношения (выше —ниже, правее — левее, длиннее — короче) —90%, цвет —84%.
НО с трудом справлялись со сложными процессами зрительного анализа и синтеза.
А в деятельности, не требующей тонкой зрительной дифференцировки (ориентировка в большом пространстве), остаточное зрение может занимать ведущее положение.
3) Адекватность образов слепых и слабовидящих подтверждается тактильными и оптическими иллюзиями.
4) Сензитивный период РЗВ - весь дошкольный до 15 лет (исследования Л. А. Новиковой) [ т.е. депривированные функции могут быть восстановлены (полностью / частично):
Оценка различения контрастности (2 класс): легче разделяли 2 резко контрастные пластины. Когда
предъявлялась вся серия из девяти пластин разной тональности от белой до черной (показывалось на примере, как надо их разложить, начиная от черного к светлому) - ошибки увеличились более чем в 10 раз. После 5—6 упражнений в раскладывании, при этом детям сообщались допущенные ошибки, легко визуально различали пластины.
Однако выработанный зрительный сенсорный навык оказался неустойчивым: быстро распадался в условиях непрерывной зрительной нагрузки (от 10 до 15 мин.).
5) Преимущества зрительного восприятия: симультанное (одномоментное), не ограничено зоной действия рук.
6)Л.А. Венгер доказано, что процессы восприятия становятся основой развития высших познавательных процессов и личности [ сенсорное воспитание в ДОУ.