Вопрос 1. Концептуальные основы дополнительного образования
В Законе «Об образовании» дополнительное образование рассматривается прежде всего через образовательные программы, т. е. как сфера образования, реализуемая в различных учреждениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ. В проекте Федерального Закона «О дополнительном образовании» используются следующие основные понятия.
Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Можно согласиться со специалистами, которые относят дополнительное образование к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. При этом некоторые полагают, что дополнительное образование является одной из инфраструктур социального воспитания (А.В. Мудрик). Дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования» (В.Б. Новичков), как «зона ближайшего развития образования в России» (А.Г. Асмолов).
Для того чтобы сформулировать достаточно емкое и четкое определение дополнительного образования, необходимо рассмотреть его концептуальные основы.
Дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях.
1.Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
Речь идет о возможности выбора направления деятельности
(художественной, технической, спортивной, экологической и др.), темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм представления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах
2.Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
Дополнительное образование не зря называют образованием личностно-ориентированным в отличие от образования основного, которое является, прежде всего, предметно-ориентированным. Основное образование обеспечивает последовательность и системность в усвоении знаний, поэтому оно «приближает» и «приводит» школьника к предмету, который был выбран государством и входит в обязательную программу обучения.
В дополнительном образовании ситуация иная: предмет или сфера деятельности «приближается» к ребенку. Ему дают возможность определить собственный образовательный путь, что по сути дела означает, что педагог, приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность, обеспечивает ему условия реализации собственных интересов, развитие его индивидуальных способностей
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
С предыдущим тезисом связано утверждение, что дополнительное образование позволяет ребенку «найти себя», понять, в чем заключаются его интересы, в какой сфере лежат его пристрастия и увлечения. Это очень важно, так как зачастую ребенка упрекают в пассивности и равнодушии к любым делам, организуемым в образовательном учреждении, и не понимают, что причина кроется в неумении ребенка осознать собственные желания и устремления. Когда же у ребенка пробуждается интерес, то поначалу он находится на уровне «хочу» - знать, общаться, играть. Педагог должен создать условия для его развития и осознания с тем, чтобы добиться его реализации в личностно и социально значимых сферах.
4. Единство обучения, воспитания, развития.
Сегодня данный принцип поддерживается большинством педагогов, однако зачастую он остается лишь декларацией, что неудивительно, ведь для его реализации требуется коренная перестройка всей системы образования, и, прежде всего, на содержательном уровне. Пока все эти процессы развиваются параллельно, причем в основном образовании естественно доминирует обучение, которое было и будет предметно-дисциплинарным. Ему присуща нормативность знаний, умений, навыков.
В этом смысле можно сказать об обучении как системе трансляции средств, способов решения интеллектуальных и технологических задач, а о воспитании как процессе влияния на становление характера человека. Такое разделение допустимо, но только для какого-то уровня научного анализа. Оно совершенно неприемлемо для педагогической практики и, особенно, для практики дополнительного образования детей. Впрочем, исторически именно в этом типе образования сохранялась и поддерживалась его целостность в целевом воздействии на личностное развитие. Основой стало признание участников образования в качестве равноценных субъектов деятельности и общения. Устранение дистанции между обучением и воспитанием достижимо тогда, когда отсутствует простой перенос содержания предмета, а организуется совместно значимое построение образовательной области, ее содержания и разных позиций в способах ее освоения.
В системе дополнительного образования сегодня больше возможностей для развивающего образования, так как оно учитывает индивидуальные интересы ребенка и обеспечивает многообразие видов и форм деятельности. Кроме того, в дополнительном образовании достижение учебных результатов не является самоцелью, а формированию личностных качеств уделяется большое внимание.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Дополнительное образование всегда было ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей Практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в том что ребенок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, но пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Они могут быть связаны с общением с друзьями, людьми старшего возраста, с организацией досуга, профессиональной ориентацией, поиском путей повышения своего статуса в группе. Поэтому в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на интересы ребенка, способность видеть в нем личность, достойную уважения. Поэтому дополнительное образование можно с полным правом назвать гуманистическим.