Технологии игрового обучения
Одна из самых привлекательных и в то же время сложных педагогических технологий - игровая технология.
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы: целеполагания, планирования, реализации, анализа результатов.
В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средства реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных нитей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Функции игры: социализации, межнациональной и профессиональной (учебной) коммуникации, функция тренинга, функция самореализации, диагностическая функция, терапевтическая функция, функция коррекции, развлекательная функция.
Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогическою процесса.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса бывают:
-обучающие, -тренинговые, -контролирующие, -обобщающие; -познавательные,
-воспитательные, -развивающие; -репродуктивные, -продуктивные, -творческие;
-коммуникативные, -диагностические, профориентационные, -психотехнические.
Игровая деятельность в педагогическом процессе используется в следующих случаях:
- в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- в качестве технологий воспитательной работы .
- в вузовской среде в качестве «полигона» на котором студенты могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным
Основными достоинствами игровых методов обучения являются:
- приобретается опыт;
- значительно ускоряется время протекания реальных процессов, например, то, что происходит в жизни в течение нескольких лет, можно сжать до нескольких часов;
- многократно повторяются те или иные действия для закрепления навыков их выполнения;
- поскольку действия выполняются в обстановке «условной» (модельной) реальности, появляется возможность раскрепостить поведение обучаемых и стимулировать их на поиск наиболее эффективного решения,
- повышается интерес учащихся к обучению.
Виды педагогических игр и их характеристика:
Ролевая игра - художественно - образное отражение реальных взаимодействий в определенной сфере деятельности. Участникам задаются роли (характеры и личностные особенности) и определенные ситуации.
Имитационная игра - это моделирование реальности и предметного содержания деятельности. Здесь задается ситуация, но без ролевых и личностных характеристик.
Адаптационная игра - это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Характерно отсутствие определенной структуры, установленного порядка действий, плана. Такая игра предполагает господство импровизации.
Игровая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности педагога и обучаемого по проектированию, организации и проведения учебного процесса для достижения поставленных учебно-воспитательных целей посредством игры.
Внедрение в учебный процесс игры приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения, включая содержание, формы, методы, средства, его собственную деятельность и деятельность учащихся.
В деловой игре участники\обучающиеся - должны действовать компетентно: предметно и социально. Нельзя играть в то, о чем они не имеют представления. Поэтому без соответствующей подготовки игра не получится.