Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания
А.С. Макаренко называл методы воспитания «инструментом прикосновения к личности». В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этого понятия.
В энциклопедическом словаре понятие «метод» определяется как способ, путь достижения какой-либо цели, как способ действия. Отсюда метод воспитания – это способ, путь достижения заданной цели воспитания, способ получения результата.
Под методами воспитания понимают способы совместной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на достижение целей и решение задач воспитания.
Методы воспитания – это способы взаимодействия педагогов и воспитанников, направленные на достижение воспитательных задач (Радугин А.А.).
Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности воспитателей и воспитанников. (Пидкасистый П.И.)
Методы воспитания – это способы взаимодействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. (Подласый И.П.)
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. (Сластенин В.А.)
В теории и методике воспитания помимо термина «метод воспитания» существует термин «метод педагогического воздействия».
Метод педагогического воздействия можно охарактеризовать как способ деятельности воспитателя, ориентированный на организацию взаимодействия с воспитанниками, их деятельности. Метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика и состоит из трех частей: предписывающей («Что надо сделать?»), аргументирующей («Зачем надо сделать?»), методической («Как лучше сделать?»).
Классификация методов - это построенная по определенному признаку система методов, которая содействует их сознательному выбору, наиболее эффективному применению.
В педагогике нет единой классификации методов воспитания.В основе любой классификации методов воспитания лежит определенный критерий, т.е. главный признак, основание по которому методы группируются и обособляются. В 60-е годы прошлого века общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух групп. Все методы делились в зависимости от того, на что они были направлены, - на сознание ребенка или на его поведение. Считалось, что сознание и поведение - главные области воспитательного воздействия.
В 70-е годы прошлого столетия значительная часть теоретиков педагогики принимала классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя:
1. Методы целенаправленного формирования качеств личности.
2. Методы стимулирования естественного саморазвития личности.
3. Методы коррекции развития личности.
В общепризнанной классификации, предложенной Г.И. Щукиной, все многообразие методов воспитания представлено тремя группами.
Методы воспитания | ||
I группа | II группа | III группа |
Методы формирования сознания личности | Методы организации деятельности и формирования опыта поведения | Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения |
Убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, лекция, диспут, метод примера и другие. | Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и другие. | Создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний, поощрение, порицание, соревнование, сюжетно-ролевые игры. |
Данная классификация методов в настоящее время дополнена группой методов контроля и самоконтроля в воспитании.
Представляет интерес классификация методов воспитания, в основу которой положена структура личностных качеств (И.Ф. Харламов). В данной классификации выделяют:
· Методы, направленные на формирование взглядов, убеждений, чувств, потребностно-мотивационной сферы, навыков и привычек поведения. Это группа основных методов, которые играют определяющую роль в развитии и формировании личности. К ним относятся методы убеждения, положительного примера, упражнения (приучения).
Методы, которые используются для коррекции и совершенствования структурных компонентов личности. Это группа вспомогательных методов, выполняющих регулятивно-коррекционную роль. К ним причисляют методы одобрения, осуждения, переключения учащихся на другие виды деятельности, требования и контроля.
Существуют и другие классификационные подходы. Задача воспитателя – выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования.
Методы воспитания применяются в единстве со средствами воспитания. Средства воспитания (в узком смысле) – совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса. Средствами воспитания (в широком смысле) является все, что способствует достижению целей воспитания: различные виды деятельности, коллектив учащихся, содержание образования, формы воспитания. Вся совокупность средств воспитания находится либо в природе, либо в сфере культуры. К ним, в частности, относятся наука, мораль, искусство, персоналии, материальные предметы, а также речь, отражающая в знаковой устной и письменной форме достижения культуры.
Особой проблемой в теории и методике воспитания является выбор методов и средств воспитания. Решая эту проблему, педагог учитывает цели и задачи воспитания, возрастные и индивидуальные особенности школьников, уровень их воспитанности, уровень развития детского коллектива, ценности и нормы отношений, складывающиеся в семье и ближайшем окружении учащихся. Следует учесть и уровень квалификации самого педагога, его методическое мастерство.