Вопрос 29. Понятие о методах воспитания. Классификация методов воспитания.

Методы воспитания (МВ) – конкретные пути (способы) взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

И.Ф. Харламовопределяет методы воспитания как совокупность способов и приёмов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Приёмы воспитания – частное проявление МВ; они подчиняются МВ и входят в их структуру; тесно связаны между собой и в зависимости от ситуации могут выступать самостоятельно. Например, эмоциональный настрой с помощью музыки при проведении беседы; обращение на «вы», когда учитель даёт замечание ученику.

Выбор МВ – высокое искусство, опирающееся на науку. В первую очередь должны быть учтены цели и задачи воспитания, так как цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Одни и те же задачи могут быль наполнены различным смыслом, поэтому важно правильно увязать МВ не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Содержательная характеристика МВ очень важна и учитывается при классификации МВ.

К условиям воспитания относятся материальные, психофизические, санитарно-гигиенические условия, а также отношения, складывающиеся в классе. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства, которые в педагогической практике называют педагогическими ситуациями, а для их решения учитель применяет оптимальное сочетание МВ.

Классификация МВ – это построенная по определённому признаку система методов. Современной педагогикой накоплено много различных модификаций МВ.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация МВ по их месту в процессе воспитания (Г.И.Щукина, Ю.К.Бабанский):

1. Методы формирования сознания (основаны на принципе единства сознания и поведения);

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (основаны на тезисе о формировании личности в деятельности);

3. Методы стимулирования поведения (отражают потребностно-мотивационный компонент деятельности.

Некоторые учёные выделяют методы самовоспитания (самоконтроль, самонаблюдение, самовнушение, самостимулирование и др.), методы контроля за эффективностью воспитания (наблюдение, беседа, опрос, диагностика, тренинг и др.). Все группы МВ используются только комплексно.

Методы формирования сознания – это методы воздействия на сознание, поведение, волю детей с целью формирования у них системы взглядов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания школьников – формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убеждённости.

Их функции:

· Формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о морали, труде, общении в сознании школьников;

· Формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;

· Обобщение, анализ собственного опыта школьников;

· Трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки.

Основной инструмент – слово, сообщение и обсуждение информации.

К этой группе методов относятся:рассказ на этическую тему; этические беседы; диспуты; лекция; разъяснение; пример; внушение и др..

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения – это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.

Основное понятие – воспитание в деятельности – проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практической деятельности воспитанников. Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться: все проходят роли исполнителей и организаторов.

Эта группа методов является ведущей; тесно связана с методами формирования сознания.

Основная функция – выработка умений и привычек правильного поведения.

Группа методов организации деятельности и формирования опыта поведения включает в себя:приучение; упражнение; поручение; создание воспитывающих ситуаций; педагогическое требование; общественное мнение и др..

Методы стимулирования - это методы побуждения к социально одобряемому поведению. Побудителем выступа­ют поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оцен­кой учителя и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки.

В эту группу входят: поощрение, наказание, соревнование, «взрыв», принуждение, метод естественных последствий.

К основным методам контроля за эффективностью воспитания относятся: педагогическое на­блюдение за учениками; беседы, направленные на выявление вос­питанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов уче­нического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он под­чиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее ре­шения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Афонина Г. М. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2002, стр.95

2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.34

3. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.243

4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. П/ред. П.И.Пидкасистого. М., 2002, стр.298

5. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.462

6. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.266

7. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.177

8. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.330

9. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.165

Наши рекомендации