Как работать с лингвистической миниатюрой
Лингвистическая миниатюра – это краткий занимательный рассказ, создающий образное представление о том или ином лингвистическом понятии, явлении, факте языка или речи. Главный персонаж рассказа, как правило, олицетворяет это понятие, в его «характере», «действиях» наглядно проявляются признаки понятия. Необычное сочетание лингвистических и внелингвистических характеристик рассматриваемого явления и предопределяет занимательность текста, а значит, активизирует познавательный интерес школьников, их мыслительно-речевую деятельность.
Тексты таких миниатюр должны соответствовать требованиям, предъявляемым ко всем учебным текстам: прежде всего обязательна их научная состоятельность (адекватность содержания текста научному объяснению избранной языковой проблемы), завершенность и целостность. Главная особенность лингвистической миниатюры – образность – несомненно увеличивает «объяснительную силу» учебного текста, способствует более глубокому освоению лингвистических знаний благодаря ярким и неожиданным ассоциативным связям, возникающим в языковом сознании обучающегося.
Некоторые формы таких заданий:
I. Наблюдения над тем, как создается и обыгрывается образное представление об изучаемом лингвистическом понятии.
Наблюдение над конкретными словами в контексте предполагает, что текст миниатюры будет перед глазами учащихся (лучше – демонстрация через кодоскоп, возможно использование ксерокопий).
Учебный диалог организуется вопросами учителя.
В качестве дополнительного задания можно предложить школьникам, используя художественную миниатюру как исходный текст, создать высказывания в научном стиле.
II. Организация диалога от лица персонажей лингвистической миниатюры.
Речевая ситуация создается легко и естественно. Ее главное достоинство – органичность сочетания развития речи учащихся и формирования теоретических знаний о явлениях языка.
III. Лингвистическая миниатюра как способ установления связей между отдельными единицами языка.
IV. Сочинение лингвистических миниатюр – творческое задание для школьников средних классов.
Практика подтверждает, что охотнее всего школьники берутся за выполнение такого задания в жанре сказки. У них уже сложились определенные навыки сочинения волшебных сказок: навыки создания зачина и концовки сказки, умение обрисовать характер персонажа в зависимости от его «функции в развитии действия» (В.Я. Пропп) и т. п.
Теперь сочинение сказки может стать приемом закрепления лингвистических знаний. В качестве образцов можно использовать художественные лингвистические миниатюры или сказки, придуманные учениками и опубликованные в работах методистов.
Русский язык в школе. -М. -1999. -№2. -С.17-22.
Е.И. Никитина Эссе-воспоминание
Сопоставив определения и характеристики эссе в разных справочных изданиях (БСЭ, СЭС, Краткая литературная энциклопедия, Словарь литературоведческих терминов и др.), убеждаемся, что в одних книгах названы одни признаки этого жанра, в других – другие; повторяются во всех только два: свободная композиция и неограниченность тематики («очерк на любую тему», как определяется эссе в «Энциклопедическом словаре юного литературоведа»; кстати, здесь – очерк, в других изданиях – рассказ, в третьих – просто жанр литературы).
В этой ситуации мы сочли целесообразным из всех определений и характеристик эссе выбрать такие признаки этого жанра, которые особенно важны для школьной практики. Таковыми, на наш взгляд, являются: 1) неограниченность тем; 2) индивидуальный авторский подход к освещению их; 3) отсутствие задачи исчерпывающе полно осветить тему; 4) свободная композиция, фрагментарность; 5) небольшой объем; 6) прозаическая форма. Необходимо подчеркнуть: эссе может быть не только литературно-критическим, публицистическим, но и художественным, беллетристическим, а в числе последних, говоря словами А.Т. Твардовского, еще и «воспоминательным»[37].
Русский язык в школе. -1999. -№ 3. -С.3-10.
Г.А. Богданова
Отзыв и рецензия (материалы к факультативному курсу « Теория и практика сочинений разных жанров»)
На факультативных занятиях мы знакомим школьников с отзывом и рецензией о прочитанном как видами ученических сочинении. На данную работу отводится пять часов.
Начинать занятия по данной теме мы рекомендуем с анализа школьниками ученических отзывов (положительных и негативного характера). Анализ отзывов школьников с точки зрения их содержания и использования языковых средств способствует накоплению необходимых знаний для создания самостоятельных отзывов. Кроме того, эта форма работы является способом проверки приобретенных знаний и умений и позволяет судить об усвоении учащимися тех требований, которые предъявляются к сочинениям этого жанра. Анализ отзывов может проводиться в последовательности, позволяющей постепенно усложнять задания.
На первом занятии, вспоминая те сведения, которые были получены в предыдущих классах, учащиеся говорят, что в отзыве обязательным является выражение своего отношения к прочитанному, причем это отношение должно быть достаточно мотивировано.
Учащимся предлагается вспомнить, какие виды отзывов им известны. Семиклассники говорят о таких формах отзывов, как запись в дневнике с выражением мнения о книге; отзыв, написанный по заданию учителя, библиотекаря, по собственному желанию; отзыв – письмо к другу, товарищу по классу, родителям, автору произведения, в издательство (по обращению Дома детской книги). Учитель говорит о том, что формой отзыва может быть и заметка в школьную или классную стенгазету. В такой форме может быть написан отзыв, цель которого – привлечь внимание к книге, поделиться впечатлениями о ней, поспорить по поводу высказанных в книге различных мнений, поставить вопрос дискуссионного характера.
Учитель отмечает, что отзыв, цель которого – привлечь внимание к книге, может включать и краткий пересказ фрагментов произведения (но не подробный – вряд ли заинтересует книга, содержание которой тебе подробно рассказали), и вопросы, которые вызовут споры, разговоры о книге.
Учитель дает задание написать отзыв в форме заметки в газету, цель которой – поставить вопрос дискуссионного характера. Внимание школьников нужно обратить на то, что уже само содержание такого отзыва должно побуждать к ответной реакции. В таких отзывах, как правило, употребляются вопросительные и восклицательные предложения, которые передают взволнованность автора отзыва.
Доказательность оценки рассказа усиливается, если автор отзыва более подробно анализирует поступки и поведение героев, обращает внимание на их характеры.
На втором и третьем занятиях закрепляется понятие об отзыве, его особенностях и учащиеся знакомятся с особенностями рецензии.
Учитель предлагает вниманию школьников какой-либо рассказ (например, рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка»). Дается задание определить тему произведения, смысл заглавия, отметить, как через конфликт рассказа раскрывается его основная мысль, какими художественными приемами пользуется автор для раскрытия основной мысли, своего отношения к героям.
Затем учитель предлагает участникам факультатива проанализировать различные работы школьников об этом произведении. Их сопоставительный анализ поможет учащимся лучше осознать не только особенности отзыва как вида высказывания, но и отличие его от рецензии.
Анализируя второй отзыв об этом же рассказе, учащиеся должны проследить, как доказывает автор свое мнение. Дается задание найти в работе элементы анализа произведения, указать характерные для публицистического стиля языковые средства, которыми пользуется автор.
На следующем, четвертом занятии учитель говорит школьникам о том, что, работая над рецензией, надо использовать те знания теоретико-литературного характера, которые они получают на уроках литературы. Чем больше в отзыве опоры на эти знания, тем ближе он к рецензии.
На следующем занятии участники факультатива пишут отзыв или отзыв с элементами рецензии об одном из прочитанных недавно рассказов (или об одном из рассказов, предложенных руководителем факультатива) для выпуска бюллетеня, цель которого – познакомить одноклассников с новинками литературы. После взаимного рецензирования ученики отбирают самые удачные отзывы и выпускают газету «Мы обсуждаем».
Русский язык в школе. -1985. -№4. -С.29-34.
В.Ю. Выборнова