Учим малыша условно-рефлекторной реакции на звук
Условно-рефлекторную двигательную реакцию на звук можно вырабатывать у детей уже с 1.5 лет. В дальнейшем ее можно использовать при узнавании разных звуков. Например, ребенок показывает на называемый предмет или звучащую игрушку. Это задание помогает также развитию слухового внимания, которое не сформировано у детей. При работе с малышами полезно использовать помощь мамы (брата, сестры, куклы), которая сначала сама выполняет задание и, тем самым выступает в качестве модели поведения для ребенка. В этом случае мы показываем малышу, что он должен делать. Можно также проводить занятия с 2-мя детьми с разным уровнем слухового развития, что позволяет использовать свойственную в этом возрасте подражательность и дух соревнования.
На занятии с сурдопедагогом или мамой, чтобы не сделать это задание скучным, надо часто менять предметы и действия, которые используются для двигательной реакции, стараться выбрать предметы интересные для малыша. Вот список некоторых предметов и действий, которые мы используем для этой цели:
1. бросаем в разные банки камешки, шарики, пуговицы, разноцветные крышки из-под пластиковых бутылок, монеты, маленькие самолетики, машинки, игрушки из киндер-сюрпризов;
2. надеваем кольца на пирамиду:
3. прыгаем по нарисованным на полу кружкам на каждый сигнал;
4. бросаем кольца на штырь;
5. бросаем мяч маме (по очереди слушает ребенок и мама)
6. достаем игрушки из мешка на стол (для детей постарше).
В процессе слуховой тренировки необходимо всячески стимулировать появление у ребенка любых голосовых имитаций, постепенно формируя соотнесенные вокализации и слова. Например, ударяя по барабану, произносим слово «бам», обращаем при этом внимание малыша на наше лицо/артикуляцию, кладем одну его руку на свое горло, чтобы он почувствовал движение челюсти и вибрацию гортани, а вторую на его горло, чтобы он повторил это, подражая нам и опираясь на эти ощущения. Потом ему это не понадобится, несколько раз услышав себя, он будет это делать самостоятельно на слух.
Во всех этих заданиях должны быть 2 стадии: сначала сигналы предъявляются ребенку слухо-зрительно, так чтобы он видел действия, вызывающие звук, далее он выполняет их только на слух.
При развитии слухового восприятия у детей с КИ на начальном этапе необходимо помнить, что:
- перед предъявлением сигнала надо обязательно привлечь слуховое и зрительное внимание ребенка (например, указывая на свое ухо и говоря: «Слушай»), т.к. нарушения слухового внимания является одной из характерных особенностей этих детей;
- в первое время до достижения достаточного уровня настройки процессора КИ дети не слышат тихих звуков и надо использовать громкие звуки, чтобы вызвать реакцию,
- они лучше воспринимают звуки большой длительности, чем короткие звуки,
- они лучше воспринимают модулированные, прерывистые звуки, чем монотонные и одиночные звуки,
- у них увеличено время реакции на звуки, поэтому после подачи звука надо оставить паузу и дать время для ответной реакции, при се отсутствии повторить сигнал,
- у детей нередко быстрее вырабатывается реакция на время подачи стимула, чем реакция на звук, поэтому при выработке двигательной реакции на звук надо менять длительность интервала между сигналами, иногда пропускать их.
Важно учить ребенка также показывать, что звука нет. Например, малыш разводит руки в стороны и качает головой. Важно при этом также похвалить малыша: «Правильно, не было звука. Я не слышала. Молодец!». Это помогает понять, когда малыш не слышит звук, а когда он отвлекся и пропустил его. Малыши очень боятся не услышать звук и считают, что если они его не слышали, то это ошибка. Если мы его похвалим, когда он правильно показал/сказал, что звука не было, то малыш не будет бояться принимать решение и правильно показывать, что звука нет.
Делаем это по очереди с мамой, кто быстрее. Главное, чтобы было весело. Начинаем со звуки барабана, постепенно уменьшая силу удара. Потом пробуем научить его делать это на слоги «па-па-па». Если у малыша получается, то оцениваем, на каком максимальном расстоянии малыш выполняет действие/слышит звук, реагирует ли он на «ПА-ПА-ПА», произносимое тихим голосом.
По мере того, как ребенок выполняет это упражнение при произнесении слогов /ПА-ПА-ПА/, мы учим его выполнять его и при прослушивании высокочастотных звуков речи /Ш-Ш-Ш/, /С-С-С/. Проверяем умение малыша слышать эти звуки на расстоянии 2 м и более. Это очень важное упражнение, поскольку оно позволяет убедиться, что ребенок слышит все звуки речи. Это означает процессор КИ уже достаточно хорошо настроен, он позволяет малышу слышать речь в обычных условиях, и следовательно мы можем учить малыша различать разные звуки и слова.