Многообразие животных и их связь со средой обитания
ОБИТАТЕЛИ УГОЛКА ПРИРОДЫ
Знания. Дети узнают виды животных, которые содержатся в детском саду в аквариумах, клетках, террариумах: их названия, характерные особенности. Формируется представление о том, что все они живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, которые могут удовлетворять их потребности. Эти условия создает человек (воспитатель вместе с детьми), он делает их похожими на естественные природные условия, к которым животные приспособлены своим строением и поведением. В таких условиях животные хорошо себя чувствуют, не болеют.
Все животные разные и нуждаются в разных условиях. Рыбы, улитки, раки — водные животные, они приспособлены постоянно жить в воде: легко передвигаются в водной среде, питаются тем, что в ней есть (мелкими рачками, рыбками, водными насекомыми, растениями), дышат воздухом, который есть в воде, им необходимы большое и чистое водное пространство комнатной температуры, свет, разнообразный корм, некоторым рыбам, ракам необходимо укрытие.
Птицы — наземно-воздушные животные, приспособлены летать по воздуху, питаться в светлое время дня тем, что есть на земле и в воздухе (семена растений, насекомые и др.). Им необходимы светлое место, воздушное пространство (просторная клетка, вольер), разнообразные корма, в весенне-летний период гнезда для выведения потомства.
Мелкие животные — грызуны (хомяки, морские свинки) — наземные животные, приспособленные жить в норе, передвигаться по земле, питаться разнообразными растительными кормами, грызть твердую пищу и предметы. Им необходимо просторное помещение, в котором есть укрытие, обогащенные условия для движения, разнообразные корма, предметы для грызения.
При благоприятных условиях все животные хорошо выглядят, здоровы, активны, не болеют, вступают в контакт с человеком.
Отношение. У детей формируется понимание того, что обитатели уголка природы - живые существа со своими потребностями, о них нужно постоянно заботиться; готовность удовлетворять эти потребности, охотно участвовать в создании и поддержании необходимых условий жизни; умение отличать хорошее самочувствие (нормальное состояние) от недомогания, радоваться красоте проявлений здорового животного; замечать болезненное состояние, беспокоиться по этому поводу.
У детей развивается познавательный интерес к обитателям: самостоятельные наблюдения, вопросы, сообщения, активное участие в коллективных занятиях, беседах, желание узнавать новые сведения. Дети охотно отображают впечатления в изодеятельности, игре.
3.2. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Знания.Дети получают представления о кошке, собаке, корове, овце, лошади, свинье, козе и др. характерных для данной местности животных, узнают их названия, особенности внешнего облика, поведения. Узнают их детенышей, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком: он создает для них все необходимые условия (строит теплое помещение, кормит, заготавливает корма впрок, ухаживает), использует в хозяйстве, они не боятся человека, при хорошем обращении привязаны к нему. Домашние животные не приспособлены самостоятельно жить в естественных природных условиях, без заботы человека они дичают, могут погибнуть.
Отношение. Дети проявляют интерес к жизни домашних животных: охотно наблюдают за их проявлениями, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. В ситуациях контакта добровольно участвуют в уходе за ними, понимают их желания, потребности, проявляют готовность их удовлетворить; умеют правильно обращаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать). Любуются красотой их проявлений (силой, ловкостью, грациозностью, преданностью и т.п.), отображают эти впечатления в игре, изодеятельности.
3.3. ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Знания.Дети знакомятся с конкретными видами птиц своей местности, узнают их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения, чем питаются, как приспособлены к наземно-воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Узнают, что зима — очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время суток птицы не успевают прокормиться). Они по-разному приспособились к жизни в зимнее время: насекомоядные улетают в теплые края, где нет снега и морозов, это перелетные птицы; те же, кто питается семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью, на юг не улетают, это зимующие птицы. Человек может помочь зимующим птицам, подкармливая их крошками хлеба, семенами различных растений.
Отношение. Дети проявляют интерес к жизни птиц, коллективно и самостоятельно наблюдают за ними, задают вопросы, сообщают о своих впечатлениях, любуются их проявлениями, полетом. Охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц.