Профориентационная работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Одной из основных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является обеспечение условий для социально-трудовой реабилитации выпускников, для включения их в производительный труд, жизнеустройства.
В современной экономике предъявляются достаточно высокие требования к трудовой активности и профессиональным навыкам работников производственного и обслуживающего труда. В таких условиях очень сложно подобрать подросткам с нарушениями интеллекта профессию, трудоустроить их. Доступными для них можно считать некоторые строительные и так называемые массовые профессии, а также профессии неквалифицированного труда. Выделяются профессии, явно недоступные умственно отсталым лицам:
- предъявляющие повышенные требования к интеллекту, специальным знаниям и способностям;
- предъявляющие особые требования к коммуникативным способностям человека;
- возлагающие ответственность за безопасность окружающих;
- превосходящие физические возможности кандидата;
- усугубляющие имеющиеся заболевания.
Специальные (коррекционные) школы ведут обучение главным образом по следующим профессиям: слесарно-механические работы, швейное производство, трикотажное производство, производство изделий из дерева, строительные работы, сельское хозяйство.
При выборе профессии необходимо учитывать следующие факторы:
- особенности профессии и требования, которые она предъявляет человеку;
- индивидуальные особенности и способности, возможности, умения, интересы;
- рекомендации об условиях труда, в том числе: напряженность интеллектуальных нагрузок (содержание работы, восприятие информации, степень сложности задания);
- эмоциональные нагрузки (степень ответственности, значимость ошибки, степень риска своей жизни, монотонность, режим работы);
- физические динамические нагрузки;
- рабочее место (обычное, специально созданное);
- вредность труда (вредные вещества, шум, вибрация, температура);
- общая характеристика предполагаемого производственного коллектива.
В понятии профориентационной работы можно условно выделить три подсистемы: профпросвещение и профпропаганда; профконсультация; профадаптация.
В профпросвещении и профпропаганде принимает участие весь педагогический коллектив школы; привлекаются выпускники школы, представители производства. Распространенными формами работы являются тематические беседы, экскурсии на производство, в учреждения службы быта, сельские хозяйства. Особого внимания заслуживает практика привлечения к профпросвещению в СКОУ родителей учащихся. Наследование профессий родителей (в случае доступности) или работа на одном с ним производстве способствует профессиональному совершенствованию и трудовому утверждению выпускника. Значительная действенность семейной профпропаганды заключается в большей конкретности, индивидуальности и наглядности, что является очень важным для воспитания.
Основную профессиональную информацию учащиеся получают на уроках труда, общеобразовательных уроках, воспитательских часах. Работа по профпропаганде и профпросвещению способствует привлечению внимания и развитию интереса у молодежи к наиболее актуальным профессиям.
Профконсультация – логическое продолжение профпропаганды и профпросвещения, суть которой заключается в том, чтобы путем анализа психофизиологических, физических, личностных качеств ученика с нарушением интеллекта помочь ему стать максимально полезным членом общества.
Профадаптация – завершающий этап профориентации, включающий в себя два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: трудовая и социальная адаптация, т.е. приспособление как к новому режиму профессиональной деятельности, так и к новым условиям установления межличностных отношений. Школа должна заблаговременно готовить как учащихся, так и рабочий коллектив, в который будут трудоустроены выпускники. Забота о выпускниках не должна прекращаться после трудоустройства.
Разным возрастным и образовательным уровням развития детей с нарушениями интеллекта должен соответствовать определенный подход к организации и содержанию профессионального ориентирования. В современной специальной (коррекционной) школе VIII вида четко определились пять основных уровней трудовой подготовки:
1) пропедевтический (1 – 3 классы);
2) общетехнический (4 класс);
3) переходный к профобучению (5 – 8 классы);
4) специализация трудовой подготовки (8 – 9 классы);
5) завершающий профессиональное образование на первоначальном уровне (9 или 10 класс).
Вопросы трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации и трудоустройства учеников занимают центральное место в общей системе учебно-воспитательной работы в СКОУ VIII вида, поскольку от их решения зависит успех социальной реабилитации учащихся с нарушениями интеллекта.
Для улучшения производственной адаптации лиц с недостатками интеллекта необходимы специальные законодательные акты, облегчающие поступление на работу и условия первых лет трудовой деятельности. Такое законодательство отвечало бы гуманным целям и даже оправдывало бы себя экономически.
Пути эффективного решения этой большой государственной, социальной проблемы видится в объединении усилий специальных (коррекционных) школ, производственных коллективов, семьи, общественных организаций.