Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты
Производственная практика
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
По направлению 050400 Психолого-педагогическое образование
Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР
Утверждено на заседании кафедры психологии развития и образования Протокол № 10 от 20.03.2012 г. Зав. кафедрой _________________________ В. В. Семикин |
Санкт-Петербург
2012 г.
Производственная практика
1. Цель и ожидаемые результаты производственной практики:
Формирование компетенций (указывается код и формулировка компетенции по видам деятельности в соответствии с ФГОС)
-готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
- готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
- способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
- способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8).
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты
Знали:
- закономерности, индивидуальные особенности психологического и психофизического развития детей дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста;
- специфику деятельности практического психолога в общеобразовательных школьных, дошкольных учреждений, ППМС центров; центров подготовки к школе, интернатов, детских домах и т.д.
Умели:
- планировать свою практическую деятельность на практике исходя из миссии, целей и ценностей учреждения-базы практики, личностных и профессиональных потребностей;
- работать в команде со своими коллегами, в том числе совместно с психологом учреждения.
Владели:
- навыками проведения диагностического обследования и его обработки;
- навыками проведения психолого-педагогических занятий групповых и индивидуальных (игровых, коррекционных, консультативных, профориентационных, арт-терапевтических и др. (в зависимости от характера проблем и возраста) с детьми или подростками по результатам диагностики или по запросу учреждения.
2.1. Содержание инвариантных заданий на производственную практику в соотношении с формами отчетности по заданиям и формируемыми компетенциями:
№ п/п | Формулировка задания | Форма отчетности | Формируемые компетенции |
1. | Познакомиться с базой практики, проанализировать основные направления работы и виды деятельности учреждения. | Ментальная карта (mind map) работы учреждения. | ОПК-8 |
2. | Планирование своей работы на практике исходя из миссии, целей и ценностей учреждения-базы практики, личностных и профессиональных потребностей. | Краткосрочный (на каждый день) и долгосрочный (на срок практики) четко прописанный план работ. Анализ его реализации на основе дневника практики. | ОПК –8 |
3. | Проведение диагностического обследования и его обработка (сбор данных от 5 до 30 испытуемых) в соответствии с текущими задачами учреждения. | Протоколы обследования, сводные таблицы результатов, интерпретация результатов, заключение по результатам и рекомендации. | ОПК-3 |
4. | Проведение психолого-педагогических занятий групповых и индивидуальных (игровых, коррекционных, консультативных, профориентационных, арт-терапевтических и др. (в зависимости от характера проблем и возраста) с детьми или подростками по результатам диагностики или по запросу учреждения. | План занятий с целями и задачами. Протокол занятий. Анализ занятий по схеме: что удалось, что было трудно, что могло быть лучше. Обратная связь от участников занятий (что понравилось, что было трудно, что могло быть лучше). | ОПК-4, ОПК-6, ОПК-8 |
6. | Совместная работа с психологом учреждения (ассистирование на занятиях, стажировка, посещение мастер-классов, прохождение супервизии и т.п.). | Протоколы работы (встреч, занятий, мастер-классов и т.п.). Структурированный анализ видов совместной деятельности и рефлексивный самоотчет по личностному росту и развитию. | ОПК-6, ОПК-8 |
7. | Подготовка итогового отчета и презентации по результатам практики. | Итоговый отчет в форме портфолио. Презентация. | ОПК-8 |
2.2. Содержание вариативных* (по выбору студента) заданий, выполняемых в ходе производственной практики:
№ п/п | Формулировка задания | Форма отчетности | Формируемые компетенции |
1. | Разработка программы работы по одному из направлений образовательного учреждения. | Текст программы. | ОПК-3, ОПК –4 |
2. | Подготовка собственного профессионального резюме для презентации себя как специалиста. | Резюме – самопрезентация. | ОПК-8 |
3. | Подготовка просветительского видеоролика для детей, подростков, родителей или педагогов на любую из актуальных тем по психологии. | Видео-ролик. Обратная связь по результатам просмотра видеоролика. | ОПК-3, ОПК-4, ОПК –6, ОПК-8 |
4. | Подготовка статьи по НИР | Текст НИР. Статья по теме НИР. | ОПК-3, ОПК-4, ОПК –6, ОПК-8 |
* в вариативном блоке обязательным является выполнение одного задания из четырех возможных
3. Особенности организация практики:
Базами проведения производственной практики могут быть в образовательные организации различного типа, а также организации социальной сферы, сферы культуры, с которыми заключен договор о сотрудничестве по организации практики.
Особенности прохождения практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностямирассматриваются в каждом конкретном случая индивидуально, с учетом возможностей базы практики и студента.
Функциональные обязанности руководителя практики по кафедре:
Руководитель практики по кафедре определяет количество баз размещения студентов, распределяет студентов по базам в соответствии с потребностями принимающих учреждений и учетом специфики НИР студента, организует установочную и итоговую конференцию, согласует с администрацией базовых учреждений график прохождения практики студентами, отвечает за своевременное начало практики, организует работу руководителей практики.
Руководитель практики по кафедре по окончании производственной практики принимает отчетную документацию и докладывает на заседании кафедры итоги по производственной практике, вносит предложения по ее улучшению.
Обязанности преподавателей-руководителей практики:
Руководители практики назначаются из числа преподавателей кафедры. Они доводят до студентов цели и задачи практики, перечень отчетной документации и правила их заполнения, помогают студентам составить индивидуальный план на весь период практики, конкретизировать в соответствии с программой практики содержание психодиагностического исследования, применяемых методов, утверждает индивидуальные планы работы студентов-практикантов. Руководители организуют приезд студентов на базы, своевременно принимают зачеты у студентов, заносят оценки (удовлетворительно, хорошо, отлично) в отчетный документ.
О чрезвычайных происшествиях руководители докладывают руководителю практики кафедры и принимают меры по их устранению.
Также в обязанности преподавателя-руководителя практики входит:
- участие на установочной и итоговой конференции по практике;
- установление контакта и регулярное взаимодействие с руководителем практики базового учреждения;
- регулярное взаимодействие со студентами, проходящими практику для осуществления текущего контроля прохождения практики;
- информирование группового руководителя практики о возникающих сложностях;
- аттестация студентов по результатам прохождения практики на основании единого оценочного листа.
Обязанности студентов:
- участие во всех этапах практики, включая установочную конференцию по практике;
- соблюдение этических норм деятельности педагога-психолога, практического психолога;
- соблюдение правил работы базового учреждения;
- регулярное взаимодействие с руководителем практики;
- подготовка и презентация отчета по практике на итоговой конференции, и его своевременное представление руководителю.
4. Содержание итоговой аттестации по результатам производственной практики:
Форма проведения итоговой аттестации – портфолио-конференция с презентацией.