Основные периоды развития жанра литературной сказки
в отечественной детской литературе»
В ХХ веке исследователями традиционно выделяется три периода в развитии жанра:
Сказка Серебряного века | В это время заканчивается история классической литературной сказки. Поэты и писатели обращаются к сказке как к возможности по-новому посмотреть на привычные ценности, создать особую эстетику тайны, чуда. | Л.Н. Андреев, К.Д. Бальмонт, В.В. Маяковский, М.И. Цветаева и др. |
Советский период: | Этап подъема сказочной литературы. | |
20-е – 30-е годы | Многообразие жанрово-стилевых тенденций. | А.Н. Толстой, М. Горький, К.И. Чуковский, М. Пришвин, А. Некрасов, Ю.К. Олеша, Л. Лагин, П.П. Бажов и др. |
50-е – 60-е годы | «Сказки жизни», лучшие образцы которой приобретают оттенок романтизма. | С.Я. Маршак, Е.Л. Шварц, А.М. Волков, В. Катаев, В. Пермяк, В. Губарев и др. |
70-е – 80-е годы | Сказка отражает чувственный способ освоения действительности, пафос открытия, фантазирование и экспериментирование, преобразование обычного, повседневного в чудесное, игровая и познавательная деятельность, способность преобразовывать, одушевлять, одухотворять все окружающее. | Н. Носов, С.Г. Козлов, Г. Остер, Б. Заходер, Т. Александрова и др. |
Постсоветский период 80-е – 2000-е годы | Литературная сказка демонстрирует способность к жанровому синтезу. Сохраняя свою собственную природу, она органично сочетается с многообразными жанровыми разновидностями – научной фантастикой, фэнтези | Э. Успенский, В. Гусев, А. Валевский, Н. Абрамцева, А. Лукьянова и др. |
Приложение №20
Прозаические жанры для детей, представленные в детской литературе во второй половине ХХ века
№ | Жанр | Определение | Особенности жанра | Произведения для детей |
| Литературная сказка | Авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение. | Берет начало в фольклорной сказке. Свободное сочетание элементов действительности и вымысла. | Л. Пантелеев «Фенька» Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» С.Г. Козлов «Сказка о Ежике и Медвежонке» |
| Рассказ | Литературное произведение повествовательного характера и малого объема. | Одна сюжетная линия. События развиваются динамично, всё происходит в небольшой отрезок времени. Композиция представляет прямую последовательность событий. Число действующих лиц невелико: обычно это главный герой - ребёнок - и его друзья или родители. Имеются портретные описания, главным способом характеристики становятся диалоги, в которых раскрывается внутренний мир ребенка. Особое внимание уделено поступкам, мыслям и переживаниям маленького героя | В.А. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Буква Ты», «Честное слово»; Н. Носов «Живая шляпа», «Фантазеры», «Мишкина каша»; В. Драгунский «Денискины рассказы». |
| Повесть | Литературное произведение, занимающее среднее — между рассказом и романом — положение. | Несколько сюжетных линий. Больше второстепенных персонажей. Больше деталей, описаний. Временные рамки шире: повесть может охватывать несколько периодов в развитии личности героя, показывать, как формируется его характер, как со временем меняются представления о мире. | Ю. Коваль « Недопёсок». |
| Фантастика | Жанр литературы, в основе которого лежит описание мира, который не существует в реальности | События происходят в мире, отличающемся от современной или исторической реальности. Путешествие во времени и пространстве, можно увидеть новые изобретения, которые непостижимы для реального времени. Можно проследить, как может измениться мир, если создать определенные условия. | Кир Булычев «Приключения Алисы Селезневой»:
|
Приложение №21
Основная тематика прозаических произведений для детей