Психологическое определение понятия «подростковый возраст»
Следует заметить, что лишь в определении данного понятия с точки зрения последовательности возникновения в онтогенетическом развитии особых противоречий нет. Подростковый возраст понимают как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. Многие авторы наравне с понятием "подростковый возраст" используют понятие "переходный возраст" [Л.С Выготский., 1984, Ф. Райс, 2000]. Встречаются, однако исследователи, которые не согласны с мнением, что подростковый возраст является последним до наступления зрелости, и вводят в возрастную периодизацию переходный возраст от подросткового к юношескому, или же ранний юношеский возраст, когда многие авторы отождествляют два этих периода онтогенетического развития, избегая употреблять понятие "юность". Многие исследователи прибегают к более детальной периодизации в границах самого подросткового периода, выделяя при этом ранний подростковый и средний подростковый или старший [Ф. Райс, 2000]. Следует обозначить еще одну проблему, связанную с определением понятия "подростковый возраст" – это представление о границах. До сих пор нет четкого представления о критериях на основании которых ребенка можно отнести к уже или еще подростковому возрасту. Решение этой проблемы, как и проблемы возрастной периодизации развития каждый раз зависит от теоретических позиций конкретного исследователя, которые, при презентации локальных исследований по проблемам подросткового возраста, в основном трудно определимы. Авторы, при описании научных исследований, посвященных проблемам подросткового возраста, как правило, не обозначают ни теории, на основании которой проводилось исследование, ни критериев, на основании которых выявленный научный факт (особенности поведения, интеллекта, отношений и т.д.) относиться именно к подростковому периоду, указывая только на хронологической возраст респондентов. Однако даже хронологическое границы подросткового периода в настоящее время не имеют четкого обозначения. Ф. Райс указывает на факт постоянного удлинения этого периода, обозначая приблизительные хронологические границы от 13 – до 19 лет. На удлинение данного периода онтогенетического развития указывают и другие авторы ( Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина и т.д.). Для западной психологии при решении различного рода научных задач в области психологии подростка, таких как определение границ подросткового возраста, описании особенностей подростка и т.д., характерен эклектический, трактуемый как междисциплинарный подход, при котором наряду с психологическими критериями выделения подросткового периода, психологами используются медицинские, социальные, педагогические, биологические (физиологические), юридические и другие показатели. Верхнюю границу подросткового периода определяют через интегральное понятие "зрелость". "Зрелость в данном случае определяется как период жизни, когда человек полностью развит в физическим, эмоциональном, социальном, интеллектуальном и духовном отношениях", оговаривая при этом тот факт, что по данным показателям, можно зафиксировать несоразмерность развития личности, при которой по одним показателям она уже достигла состояние зрелости, а по другим еще нет. Например, физически развитой человек может отставать в эмоциональном плане, а интеллектуал, может не достигнуть полной духовной и моральной зрелости. В отечественной психологии схожей точки зрения на определение зрелости, придерживается А.А. Бодалев выделяя три "ипостаси" зрелости человека, отмечая при этом, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости всеми блоками образования, в которых человек выступает как индивид (живой организм), как личность и как субъект деятельности. К ипостасям зрелости он относит: физическую зрелость; психическую зрелость, находящую выражение в сформированности его ума, чувств, воли; личностную зрелость, которая зависима от интеллекта и воли и, главным образом, проявляется в отношениях; и зрелость человека как субъекта деятельности (индивидуальная зрелость). Основной задачей определения границы зрелости, по мнению данного автора является выявление тех характеристик, которые должны быть у человека для осуществления успешной деятельности, формирование у которых происходит на предыдущих возрастных ступенях развития, которые по существу являются результатом воздействий макро-, микросоциумов и природных условий.
Такой теоретический подход в психологии подростка проявляется как на исследовательском уровне, так и на уровне изложения материала, в частности на уровне изложения курса по психологии подростка, для психологов, где излагаются научные теории и факты, относящиеся к различным областям человекознания: биологии, физиологии, медицины, психиатрии и д.т.
К собственно психологическим периодизациям возрастного или нормативного развития можно отнести периодизацию психосоциального развития Э. Эриксона. Отличной по существу точкой зрения на критерии выявления как границ подросткового возраста, так и на систематизацию онтогенетического развития, является позиция представителей культурно-исторического подхода в отечественной психологии, последовательно этот подход представлен в периодизации возрастного развития Д.Б. Эльконина. С точки зрения данных теорий не существует четких хронологических рамок подросткового возраста. Психологическое определение подросткового возраста основано на качественной характеристике (новообразовании) состояния личности. Личностное соответствие подростковому возрасту имеет достаточно размытые хронологические границы. Поэтому учитель в одном и том же классе, может взаимодействовать не только с подростками, но и еще не и уже не подростками. Межличностное взаимодействие с разновозрастным классом приводит к тому, что одни и те же методы педагогического взаимодействия и одни и те же требования, которые использует учитель, приводят к совершенно различным реакциям у учеников. Из-за возрастной неоднородности класс становиться относительно неуправляемым.
Остановимся кратко на периодизации психосоциального развития Э. Эриксона.
Э. Эриксон выделил восемь этапов психосоциального развития. Цель развития для человека заключается в том, чтобы, переходя с одного жизненного этапа на другой, обрести позитивную самоидентичность. Достижение решения возрастной задачи происходит через разрешение внутриличностного конфликта. Если нормативный внутриличностный конфликт разрешен положительно, то личность продвигается на пути к достижению личной идентичности, достигая на этом этапе развития относительной целостности. Таким образом, личная идентичность формируется в процессе эволюции Я, которое постепенно принимает окончательную форму путем последовательного и многократного синтеза, длящегося на протяжении всего детства. Итак, решение задачи каждого этапа происходит через разрешение внутриличностных конфликтов и имеет два исхода: положительный, если конфликт разрешен успешно и личность приобретает новое положительное качество, продвигающее ее к зрелой идентичности; и отрицательный, если конфликт не разрешен или разрешен неудовлетворительно, то личность терпит ущерб, поскольку приобретает отрицательное качество. Ниже в таблице приведены восемь стадий психосоциального развития личности по Э. Эриксону, в которой приведены как негативные исходы, так и позитивные решения задачи каждого периода развития (см. табл.).