Общее недоразвитие речи и олигофрения
Тесная связь между развитием речи и интеллекта делает часто дифференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием весьма затруднительным, так как умственное недоразвитие (олигофрения) всегда в той или иной стороны, при выраженном общем недоразвитии у ребенка также часто отмечается задержанное или неравномерное развитие его интеллекта. В некоторых случаях дифференциальная диагностика может быть успешной только при динамическом обследовании ребенка в процессе проведения с ним логопедических и педагогических занятий.
Под олигофрениейпонимают особый вид недоразвития сложных форм психической деятельности, и прежде всего абстрактного логического мышления, который возникает вследствие органического поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка.
При олигофрении отмечается диффузное недоразвитие высших форм познавательной деятельности, при котором страдают не только собственно мыслительные процессы, но и восприятие, внимание, память, а иногда личность ребенка в целом. «В конечном счете, в каждом познавательном акте - и в восприятии, и в памяти - у умственно отсталого ребенка отображается слабость его отвлеченного мышления».
Важной особенностью олигофрении является преимущественное недоразвитие поздно формирующихся в социо- и онтогенезе функций мозга, что проявляется прежде всего в нарушениях абстрактно-логического мышления. Неспособность к понятийному абстрактному мышлению проявляется в том, что дети-олигофрены производят сравнение предметов и явлений по конкретным признакам, так как им недоступно выделение существенных признаков. Они не понимают скрытый смысл рассказа, пословиц, метафор.
Недостаточность абстрактного мышления обусловливает трудности при усвоении навыков счета, особенно в решении задач.
Дети-олигофрены не могут преодолеть наглядных ситуационных форм мышления на всех этапах своего развития. Эта особенность в сочетании с инертностью мышления определяет специфическую структуру дефекта познавательной деятельности при олигофрении. Так, умственно отсталый ребенок уже в первые месяцы жизни обращает на себя внимание общей вялостью, недостаточной реакцией на окружающее, слабым развитием ориентировочно-исследовательской деятельности.
Низкий познавательный интерес при олигофрении, сочетающийся с замедленным темпом психомоторного развития, приводит к выраженному отстаиванию формирования дифференцированного отношения к окружающему.
Общая психическая интактивность, слабое стремление к познанию окружающего мира, более позднее, чем в норме, развитие предметной и игровой деятельности, их примитивность и стереотипность - вот характерные проявления олигофрении в раннем и дошкольном возрастах.
В младшем дошкольном возрасте у детей-олигофренов все более отчетливо проявляется интеллектуальная недостаточность, эмоциональная бедность, неспособность к познавательной деятельности.
Для детей, больных олигофренией, характерно выраженное отставание в развитии речи. Оно имеет тотальный равномерный характер и касается недоразвития как импрессивной, так и экспрессивной речи. С трудом формируется дифференцированное понимание и обозначение предметов и действий. Характерно длительное употребление слов в неточном значении.
Словарь умственно отсталого ребенка отличается бедностью, в нем почти полностью отсутствуют обобщающие понятия, многие дети (особенно дошкольники) неточно понимают значение даже общеупотребительных существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Для детей-олигофренов характерно крайне медленное усвоение логики построения предложений. Психологическими исследователями показано, что при олигофрении нарушена словесная регуляция деятельности.
Различный механизм речевых нарушений при олигофрении и общем недоразвитии речи определяет особенности динамики речевого развития у этих двух категорий аномальных детей. Несмотря на внешнее сходство речевого дефекта при олигофрении и общем недоразвитии речи в дошкольном возрасте, между ними отмечаются существенные отличия на последующих возрастных этапах. Так, к 6-7 годам при не осложненной форме олигофрении в степени дебильности дети спонтанно (обычно на основе механизма подражания) овладевают простым грамматическим стереотипом родного языка. Они в состоянии запомнить правила употребления языковых средств. Умственно отсталый ребенок легко усваивает речь интуитивно, но испытывает стойкие затруднения обучении языку, в понимании смысла лексических и грамматических языковых значений более и высокий степени обобщенности.
При олигофрении по мере формирования простого грамматического стереотипа темп развития речи значительно ускоряется, увеличивается запас общеупотребительных слов, возрастает речевая активность. Однако по-прежнему в их устной речи основное место занимают неполные предложения с пропусками подлежащего сказуемого или даже отдельные фрагмента предложений. Все более отчетливо у них проявляется недостаточность понимания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира, недоразвитие смысловой стороны речи.
При выполнении разного рода заданий детьми-олигофренами проявляется выраженная инертность психических процессов, нередко с элементами вязкости, назойливости. Для детей трудны все виды интеллектуальной деятельности. Они испытывают трудности при складывании разрезных картинок, кубиков, а иногда матрешек и пирамидок, а также при выполнении заданий по соотнесению количества, цвета, формы, величины. Даже после специального обучения дети-олигофрены с трудом справляются с досками Сегена, кубиками Коса и др.
Типичная для олигофрении структура интеллектуальной недостаточности особенно отчетливо проявляется в обучающем эксперименте: усвоив в обучении отдельные рациональные способы выполнения того или иного конкретного задания, дети не способны перенести их в новые условия.
Таким образом, дети-олигофрены затрудняются во всех видах интеллектуальных заданий, т.е. у них имеет место тотальный интеллектуальный дефект, захватывающий все виды мыслительной деятельности, и в первую очередь наиболее поздно формирующееся в нормальном онтогенезе словесно-логическое мышление. При общем недоразвитии речи картина иная. Наибольшие трудности у детей вызывают задания, требующие прямого участия речи. У них отсутствует инертность психических процессов, в отличие от детей-олигофренов, они способны к переносу усвоенных способов умственных действий на другие, аналогичные задания. Этим детям требуется меньше помощи в формировании обобщенных способов действий конструирования и других, не требующих речевого ответа.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются дифференцированные эмоциональные реакции, они обычно критически оценивают свою речевую недостаточность и во многих заданиях стараются сознательно избегать речевого ответа. Их деятельность носит более целенаправленный и контролируемый характер. Они проявляют достаточную заинтересованность и сообразительность при выполнении заданий.
Несмотря на то, что у детей с общим недоразвитием речи отсутствуют интеллектуальные нарушения, характерные для олигофрении, неравномерность, своеобразие, а часто и некоторое отставание их интеллектуального развития определяют необходимость систематической педагогической работы с ними в дошкольном возрасте.
При проведении педагогических занятий следует учитывать, что детям с общим недоразвитием речи требуется значительно больше времени, чем здоровым, для усвоения навыков чтения и счета, для формирования представлений о величине, количестве, времени и т.д.
Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи от олигофрении может быть значительно затруднен, если олигофрения сочетается с гидроцефалией, остаточными проявлениями детского церебрального паралича и т.п. Особые трудности могут возникать при осложнении олигофрении алалическими и дизартрическими нарушениями. Подобная форма олигофрении может возникать, если одновременно имеют место:
§ Внутриутробная патология, неблагоприятно влияющая на развитие плода и нарушающая формирование его центральной нервной системы;
§ Родовая травма, вызывающая локальное повреждение различных мозговых структур, участвующих в механизмах речи.