Социальное партнерство как средство повышения качества образования
В условиях перехода к рыночной экономике образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества. В тоже время, меняется характер действия экономических и социальных факторов на состояние образования.
В этих условиях становится актуальной новая система отношений между образовательными учреждениями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости - всеми, кто становится не только потребителями «продукции» образовательного учреждения, но и источником его финансового благополучия..
Социальное партнерство в образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса..
Понятие "социальное партнерство" рассматривается как участие различных государственных и общественных организаций, индустрии туризма, а также отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью. Опираясь на зарубежный опыт, накопленный в этой области, проведем сравнительный анализ способов решения вопросов о социальном партнерстве.
Прежде всего, отметим тот факт, что рассматривать категорию социального партнерства можно применительно как к системе образования в целом, так и к отдельному учебному заведению. В первом случае стороной, участвующей в социальном партнерстве, выступает, условно говоря, вся совокупность образовательных учреждений вместе с органами управления образованием. Образуя единое целое, они выступают партнером в системе тех отношений, которые складываются на рынке труда. И здесь можно выделить три основные категории социальных партнеров образования: работодателей (индустрию); объединения работников (профсоюзы, общественные организации); государственные органы управления, включая службу занятости. Главным партнером выступает само государство, которое определяет политику в области образования. Роль государства на рынке образовательных услуг в настоящее время должна сводиться к выработке и проведению в жизнь концепции реформирования образования, отвечающей интересам всех участников этого процесса. В целом же, политика государства, основанная на включении профессионального образования в систему базовых приоритетов социально-экономического развития, должна быть ориентирована на решение следующих ключевых задач:
1. Создание условий для развития реального сектора экономики, как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство само превратится в мощнейший регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступая одновременно и заказчиком и контролёром качества образовательного продукта.
2. Формирование нормативно-правовой базы для нового типа взаимодействия образовательных учреждений с индустрией, способствующей удовлетворению основных интересов обоих сторон на взаимовыгодной основе.
3. Усиление "прозрачности" информационных потоков о ситуации на рынке труда и образовательных услуг, широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д.
4. Оптимизация государственной налоговой политики, нацеливающей предприятия на проведение активных программ по переподготовке и повышению квалификации своих кадров. Принятие положений об исключении из налогооблагаемой базы всех видов издержек, связанных с обучением персонала.
5. Усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательно-квалификационных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.
6. Создание условий для формирования реальной конкурентной среды для всех без исключения образовательных учреждений, независимо от их формы собственности и административной подчиненности. Прозрачность в распределении и использовании бюджетных средств, оптимизация межбюджетных отношений.
Муниципальные органы управления образованием и экономикой могли бы помочь в вопросе кадрового обеспечения учебных заведений, организовав эту работу по следующим этапам:
Создание перечня профессий, требующихся на местном рынке труда;
Корректировка содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей;
Формирование муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов.
Другим немаловажным фактом работы в сфере социального партнерства является проведение тематических, специализированных семинаров, конференций, выставок, на которых представлялась бы возможность установить непосредственные контакты с партнерами, приобрести или заказать учебные пособия по подготовке специалистов различных профилей, а также активно участвовать в них, овладевая необходимыми навыками работы с клиентами.
Плохо налаженные взаимодействия между социальными партнерами приводят к тому, что учреждения образования страдают от элементарной нехватки информации о том, каковы потребности рынка труда, какие направления наиболее перспективны, какие новые тенденции появляются. От отсутствия такой информации ухудшается качество подготовки специалистов.
Органы местного самоуправления вовлекают к сотрудничеству различные категории социальных партнеров (средства массовой информации, издательства, центры профориентации, службы трудоустройства и т.д.), а также финансируют подготовку и переподготовку своих специалистов.
Отношения с работодателями выстраиваются сложно. Необходимо подчеркнуть, что разрушение связей профессионального образования с предприятиями привело к тому, что многие из них перестали уделять должное внимание вопросам переподготовки и повышения квалификации своих кадров. Однако, как показывает опыт, при желании учебное учреждение в состоянии переломить это отношение к себе со стороны бизнеса, доказать свою состоятельность и взять на себя решение вопросов по обеспечению производства квалифицированными кадрами.
Понятен интерес к системе социального партнерства у объединений трудящихся, профсоюзов. Чем качественнее будет профессиональная подготовка, тем меньше окажется социальных проблем, конфликтов с работодателями, социальная напряженность. Не меньший и в чем-то схожий интерес к партнерству с профессиональной школой имеет и служба занятости. Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводит выпускников на биржу труда. Снизить поток таких безработных, сократить расходы на их переподготовку - в этом и есть практическая заинтересованность в становлении системы социального партнерства в профессиональном образовании.
Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.
Социальное партнерство в широком смысле – это такая совместная коллективно распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в рамках ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях. Социальное партнерство следует рассматривать как способ построения гражданского общества.
Социальные группы – относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.
Различают большие социальные группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры); малые группы, специфический признак которых – непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.
Социальное партнерство по отношению к образования следует понимать как:
- партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
- партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
- партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, дающая вклад в становление гражданского общества.
Последнее понимание партнерства является наиболее значимым, позволяющим изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования. При этом в каждой ситуации социального взаимодействия различные понимания социального партнерства могут быть представлены одновременно.
В нынешней системе образования социальное партнерство представлено как один из аспектов государственно-общественного управления образованием. Обычно он касается преобразования трех средств системы управления:
- кадры (средство, изменения которого направлено на инициацию активности профессионально-педагогических объединений);
- финансисты (средство, изменение которого направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков);
- информация (средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных, конструктивных и перспективных представлений об образовании).
Задание № 2. Разработайте «Карту района», в котором вы живете, с обозначением потенциальных социальных партнеров школы.
Цель: уметь находить потенциальных социальных партнеров школы.
Рекомендации по выполнению задания:для созданиякарты района изучите информацию, представленную Омским образовательным порталом, сайтом системы образования Омской области, департамента образования города Омска и сайтом. Попытайтесь определить мотивы и цели, которые бы могли стать основой партнерских отношений школы и учреждений.
Обязательными элементами «карты района» являются:
- общая характеристика образовательной сети района;
- расположение образовательных учреждений на карте района;
Требования к отчету по данному заданию: оформление « карты района» с текстовым сопровождением возможных партнеров школы и взаимных выгод каждой стороны в данном социальном партнерстве.
Критерии оценки задания
-полнота перечня учреждений – потенциальных партнеров;
-аргументированность характеристик возможных социальных партнеров;
-культура и грамотность оформления карты .
-оригинальность и творчество в описании социального партнерства.
Формы и технологии учебной деятельности студентов:работа в малых группах, элементы информационно-компьютерных технологий.
Информационный материал:
http://www.omsk.edu.ru/
http://mtsr.omskportal.ru/
http://www.admomsk.ru/
http://www.omgpu.ru/
Задание №3. Разработайте план взаимодействия с социальными партнерами конкретного образовательного учреждения.
Цель:закрепление умения планировать взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами.
Рекомендации по выполнению задания:каждая группа, используя материалы выполненного задания №2 (карта района), выбирает образовательное учреждение и разрабатывает план его взаимодействия с социальными партнерами.
. Выполнению задания будет способствовать предлагаемая вам возможная последовательность действий при составлении плана :
· диагностика реальной ситуации в образовательном пространстве;
· определение и формулировка проблем (противоречий);
· совместная постановка целей и задач взаимодействия;
· определение основных направлений взаимодействия школы и социальных партнеров ;
· выбор способов решения поставленных задач;
· разработка критериев успешности их решения.
Требования к отчету по данному заданию:оформление плана взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами.
Критерии оценки задания:
- полнота, четкость и ясность изложения материала:
- культура и грамотность оформления плана.
Формы и технологии учебной деятельности студентов: задание выполняется в группах .