Ознакомление с приемами выделения предложений из сплошного текста. Обозначение границ предложений на письме
• Восприятие сплошного непунктированного текста.
Учитель-логопед предлагает учащимся непунктированный текст на карточках (см. приложение 1).
Радуются лету лесные жители чистыми голосами поют соловьи стрекочут кузнечики весело жужжат шмели урчат и квакают лягушки.
— Послушайте. (Учитель-логопед читает текст на карточ
ке, интонируя конец каждого предложения).
— Прочитайте текст. (Учащиеся читают сначала про себя,
затем вслух. 1—2 ученика.)
— Что напечатано на карточках?
— Все ли правильно в этом тексте? Объясните свой ответ.
— О ком прочитали сначала? (О лесных жителях.)
— О ком говорится дальше? (О соловьях.)
— О ком сообщается потом? (О кузнечиках.)
— О ком говорится затем? (О шмелях.)
— О ком сообщается потом? (О лягушках.)
— В тексте высказаны разные мысли: о том, как лесные
жители радуются лету — соловьи поют, кузнечики стрекочут,
шмели жужжат, лягушки урчат, квакают. В каждом предло
жении сообщается одна мысль.
— Сколько здесь высказано мыслей? Сколько предложе
ний в этом тексте?
— О чем говорится в этом тексте?
— Озаглавьте текст. Запишите заголовок.
• Нахождение границ каждого предложения по смысло
вым вопросам.
— О ком говорится в первом предложении? (О лесных жи
телях.)
«Предложение»
12 занятие
— Что говорится о лесных жителях? Прочитайте первое
предложение.
— О ком узнали из второго предложения? (О соловьях.) '
— Что узнали о соловьях? Прочитайте второе предложе
ние.
— О ком сообщается в третьем предложении? (О кузнечи
ках.)
— Что сообщается о кузнечиках? Прочитайте третье пред
ложение.
— О ком говорится в четвертом предложении? (О шме
лях.)
— Что говорится о шмелях? Прочитайте четвертое предло
жение.
— О ком узнали из пятого предложения? (О лягушках.)
— Что узнали о лягушках? Прочитайте последнее предло
жение.
— Прочитайте, разделяя текст на предложения. Соблю
дайте интонацию понижения голоса в конце каждого предло
жения. Между предложениями делайте паузы. (Читают 3—4
ученика.)
— Прочитаем предложения текста по цепочке.
— Прочитайте 1 (4, 2, 5, 3) предложение текста.
• Обозначение границ предложений.
— Как исправить этот текст, чтобы правильно, без ошибок
записать его в тетрадь?
— Какие слова надо писать с заглавной буквы? Прочитай
те их.
— Как мы произносили предложения? (С интонацией по
нижения голоса к концу предложения.)
— Какой знак нужно поставить в конце каждого предло
жения?
• Запись текста. Обозначение границ предложений на
письме
— Запишем предложения (орфографическая диктовка
учениками по цепочке).
— Прочитайте и проверьте записанное. (Читает 1 уче
ник.)
— Можно ли назвать предложения текстом? Объясните
свой ответ.
7. Итог занятия
Повторите те утверждения, которые вы считаете правильными:
— Предложение выражает законченную мысль.
— Предложение не может состоять из одного слова.
— Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
— Предложение — это одно или несколько слов, не связанных
между собой по смыслу.
— В конце предложения ставится точка, вопросительный или
восклицательный знак.
— Текст — это группа предложений, связанных между собой по
смыслу, расположенных по порядку.
(Материал для закрепления по теме: «Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме» дан в приложении 1.)
ЗАНЯТИЕ
ТЕМА.
Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксичес-кие упражнения со сложносочиненными предложениями.
ЦЕЛИ: |
• развивать восприятие сложных синтаксических
конструкций;
• учить понимать пассивные инвертированные
конструкции;
• формировать умение сопоставлять простые и
сложные предложения;
• учитьвыделять грамматические основы в каждой
части сложного предложения;
• учить составлять сложносочиненные предложе
ния из простых предложений, расчленять слож
носочиненные предложения на простые предло
жения;
• совершенствовать слоговой анализ и синтез слова.
ОБОРУДОВАНИЕ: |
сюжетные картинки, запись на доске.
«Предложение»
с
12 занятие
ХОД ЗАНЯТИЯ: | |
1. Организационный момент | |
На доске: | |
ря ... на | -тик |
ма ... на | -цисс |
ка ... на | -дыш |
чер ... ка | -пан |
еже ... ка | -ЛИЯ |
земля ... ка | -шинка |
— Учитель объясняет, а ученики внимательно слушают.
Замок откроется тогда, Когда составишь ты слова, Попробуй разгадать быстрее всех! Уверена, что ждет тебя успех!
— Сядет тот, кто вставит пропущенный слог и произнесет
слово по слогам.
— Что обозначают слова первого столбика? {Ягоды.)
— Что обозначают слова второго столбика? {Цветы.)
2. Запись числа, темы занятия
3. Выделение простых предложений
в составе сложносочиненного предложения
— Учитель объясняет, а ученики внимательно слушают.
Учитель-логопед выставляет сюжетную картинку (рис. 9.1)
— Повторите предложение.
Запись предложения (орфографическая диктовка учителем-логопедом, обратить внимание на постановку знака препинания.)
— Оком говорится вэтом предложении? {Об учителе.
Об учениках.)
— Чтоговорится об учителе? {Учитель объясняет.)
— Это первая часть предложения.
— Обозначим подлежащее и сказуемое.
— Что сообщается об учениках? {Ученики внимательно
слушают.)
— Это вторая часть предложения.
— Обозначим грамматическую основу.
— Сколько простых предложений в составе сложного пред
ложения?
— Прочитайте первую часть предложения. Обозначим на
схеме.
— Прочитайте вторую часть предложения. Какой союз
соединяет простые предложения? Обозначим союз и вторую
часть предложения на схеме.
Схема предложения:
Запятая отделяет простые предложения в составе сложного предложения. Сложные предложения состоят из двух или нескольких простых предложений, которые связаны по смыслу и по интонации.
Учитель-логопед выставляет сюжетную картинку (рис. 9.2)
ж". | ||
Р1 | 11, | |
м | *- | |
«Предложение»
12 занятие
— Андрей уезжает, его провожают друзья.
— Повторите предложение. (1—2 ученика. Орфографиче
ское повторение, уточнение постановки знака препинания.)
— Запишите предложение по памяти.
— Прочитайте и проверьте свою запись.
— Прочитайте первую часть предложения.
— Подчеркните грамматическую основу. (Коллективное
обозначение первой части предложения на схеме.)
— Прочитайте вторую часть предложения.
— Подчеркните подлежащее и сказуемое. (Коллективное
обозначение второй части предложения на схеме.)
— Какой знак препинания показывает, что первая часть
предложения закончилась?
Схема предложения:
— Как называется такое предложение? (Сложное предложение.) Почему?
Учитель-логопед выставляет сюжетную картинку (рис. 9.3)
— Придумайте по картинке сложное предложение.
— Запишем предложение (орфографическая диктовка,
уточнить постановку знака препинания).
— Прочитайте и проверьте свою запись.
— Прочитайте первую часть предложения. Подчеркните
грамматическую основу. (Коллективное обозначение первой
части предложения на схеме.)
— Прочитайте вторую часть предложения.
— Подчеркните грамматическую основу.
— Какой союз соединяет простые предложения? Обозначим
союз и вторую часть предложения на схеме.
— Какой знак препинания показывает границы простых
предложений в составе сложного?
4. Устное составление сложносочиненного предложения из
простых предложений. Работа по слуховому образцу
— Послушайте простые предложения. Составьте из двух про
стых предложений одно сложное, используя союзы: И, А, НО.
Образец: