Ознакомление со словесным составом предложений

Особенности выделения дошкольниками слов из пред­ложения в условиях стихийного становления понятий о язы­ковых явлениях и специального обучения изучались С. Н. Карповой1. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова. При специальном обучении, основанном на поэтапном фор­мировании умственных действий, успешно и довольно бы­стро формируются представление о словесном составе пред­ложения и умение анализировать предложения.

Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов.

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 — 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используют­ся наглядно-действенные методы и приемы: рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматри­вание картин, пространственное моделирование. Одновремен­но ведется работа по составлению предложений.

В основе обучения лежит следующее: четкое произнесение предложения, выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом), пространственное моделирование слов при по­мощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло). Последнее помогает ребенку понять линейность (пос­ледовательность) и дискретность (членораздельность) речи. На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает). Предложения повторяются детьми. Затем они сами составля­ют предложения про игрушки. Одно из предложений произ­носит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое вто­рое. Аналогичная работа проводится и с другими предложе­ниями из 2 — 3 слов. В результате у детей формируются пред­ставления о том, что про каждый предмет можно сказать пред­ложения, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения.

С самого начала целесообразно использовать схемы. Де­тям объясняют, что предложение можно нарисовать (запи­сать), чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку».

Можно применять и другие виды моделирования: каж­дое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счетной палочкой. Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими наборами дети пользу­ются при анализе и составлении предложений. Схемы-моде­ли обеспечивают предметную опору при формировании на­выка анализа речи, являются средством формирования обоб­щенных представлений о строении предложения.

С этой же целью используются пособия типа табло, ли­нейки с открывающимися поочередно в соответствии с про­изнесенными словами окошками (по принципу счетной ли­нейки)1. Ценность этих пособий в том, что они наглядно демонстрируют динамику, последовательность слов в пред­ложении.

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать пред­ложения из разного количества слов, называть слова после­довательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по пред­метным и сюжетным картинкам, сериям картинок.

Большое распространение получило моделирование сло­весного состава предложения в игре «Живые слова», раз­работанной Ф. А. Сохиным и Г. П. Беляковой. Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспита­тель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева напра­во, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» заду­манное или произнесенное предложение. Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выде­ляется как объект наблюдения, изучения.

В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за язы­ком, видеть, что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов.

В разных вариантах этой игры как составные части ис­пользуются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?»). (В отли­чие от школьной методики порядковые числительные, по мнению авторов игры, давать не следует. Однако в экспери­ментальной работе С. Н. Карповой показано, что уже на пер­вом этапе обучения дети шестого года жизни могут пользо­ваться порядковыми числительными.) Вопросы можно фор­мулировать по-разному: «Кто слово машина! Покажи слово едет. Какое это слово?»

Один из вариантов игры предусматривает использова­ние приема разрушения линейности речи. Это игра «Хор». Заранее подготовленные дети, изображающие предложе­ние, произносят слова не последовательно, а одновремен­но, хором. Предложение, сказанное таким образом, стано­вится непонятным. Остальные дети должны догадаться и объяснить, почему непонятно, и прийти к выводу, что предложение становится понятным, если слова следуют по порядку, одно за другим.

В другом варианте игры — «Путаница» — нарушается последовательность слов в предложении, а дети восстанав­ливают порядок1.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы: четкое произнесение слов с паузой; произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельны­ми детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении; подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя; раз­ные варианты игры «Живые слова»; произнесение слов вразбивку; произнесение слов по рядам; шепотный анализ предложения; составление предложений из разного коли­чества слов; составление предложений с заданным словом; составление предложений по «живой сценке» {Саша удит рыбу. Саша — рыболов); перепрыгивание через скакалку, отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении.

Таким образом, специальное обучение помогает до­школьникам преодолеть трудности, которые они испыты­вают при вычленении слов из состава предложений.

Наши рекомендации