Педагогические системы специального образования
ПРЕДИСЛОВИЕ
Авторы:
Н.М.Назарова (предисловие; гл. 1 — разд. 1.1, 1.3, 1.4, 1.5); Л.И.Аксенова (гл. 1 -
разд. 1.2, 1.6); Л.В.Андреева (гл. 2); Л. В.Лопатина (гл. 3); Г. В.Никулина (гл. 4);
Е.А.Екжанова (гл. 5 — разд. 5.5, гл. 9); Е.А. Стребелева (гл. 5 — разд. 5.5);
И.М.Яковлева (гл. 5 — разд. 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.7, 5.8); О.Г. Приходько
(гл. 6); С.А. Морозов (гл. 7); М.В.Жигорева (гл. 8); Е.В. Резникова (гл. 9)
Рецензенты:
действительный член (академик) РАО, доктор психологических наук,
профессор В.И.Лубовский; доктор педагогических наук, профессор
Л.Б.Баряева; доктор педагогических наук, профессор Г.Н.Пенин
Специальная педагогика: в 3 т. : учеб. пособие для студ. С 718 высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. — Т. 3 : Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л.И.Аксенова, Л.В.Андреева и др. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 400 с.
ISBN 978-5-7695-4701-0
В пособии представлены основные педагогические системы специального образования. Раскрыты теоретические основания и показано практическое осуществление целостных педагогических процессов, имеющих своей целью содействие развитию, образованию и социализации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Интегрированное в массовую систему образования обучение детей с особыми образовательными потребностями рассмотрено как одна из организационных форм реализации педагогических систем специального образования.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 «Педагогика», а также по специальности «Специальная психология».
УДК 37.01(075.32) ББК 74.03(2)я722
Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается
© |
ISBN 978-5-7695-4701-0 (Т. 3) ISBN 978-5-7695-3463-8 |
Коллектив авторов, 2008 Образовательно-издательский центр «Академия», 2008 Оформление. Издательский центр «Академия», 2008
Содержание трехтомного учебного пособия «Специальная педагогика» соответствует позиции авторов, согласно которой специальная педагогика есть теория и практика специального образования людей с особыми образовательными потребностями. Поэтому первые два тома посвящены соответственно истории и теоретическим основам специальной педагогики; настоящий же, третий том — «Педагогические системы специального образования» — вводит читателя в сферу образовательной практики специальной педагогики и отдельных ее отраслей, которые представлены в педагогических системах специального образования.
В современной России специальное образование людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности начинает занимать все более важное место в структуре общего образования; оно переживает новый, переходный этап своего развития, предполагающий модернизацию нормативно-правовой базы и социальной защиты инвалидов, дальнейшее развитие традиционной образовательной инфраструктуры, в том числе достраивание отсутствовавших в ней прежде элементов (ранняя комплексная помощь, профориентация и профобразование, вариативность образовательных структур), усиление интеграционных тенденций в системе образования и структуре социальных институтов, модернизацию профессиональной подготовки педагогических кадров.
Сегодня в содержание профессиональной подготовки педагога любой специальности в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования включено, с большей или меньшей степенью конкретизации, достаточно много информации о специальном образовании людей с особыми образовательными потребностями (курсы «Основы специальной педагогики», «Основы коррекционной педагогики» и др.). Ознакомление с педагогическими системами специального образования обязательно для студентов, обучающихся по специальности «Специальная психология» (курс «Педагогические системы специального образования») и по специальностям в рамках курсов по основам сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики и логопедии. Помимо этого, все студенты-дефектологи в группе общепрофессиональных дисциплин изучают курс «Специальная педагогика», в содержание которого также включены педагоги-
ческие системы специального образования. Именно поэтому авторский коллектив надеется, что данное учебное пособие будет полезно всем студентам педагогических вузов, что оно даст возможность ознакомиться с основными отраслями специальной педагогики, изучить современные педагогические системы специального образования, ориентированные на разные категории людей с особыми образовательными потребностями.
Важной отличительной особенностью и достоинством предлагаемого учебного пособия является то, что его авторы — известные специалисты-дефектологи, опытные практики системы специального образования и одновременно преподаватели педагогических вузов, многие из них — доктора педагогических наук в области специальной педагогики. Для подготовки учебного пособия ими были использованы собственный богатый практический опыт работы в системе специального образования и преподавательской деятельности в вузе, а также информация о современных отечественных и зарубежных достижениях в рассматриваемой сфере специальной педагогики.
Каждая педагогическая система специального образования (или группа систем) представлена в контексте той отрасли специальной педагогики, которая служит теоретическим основанием построения соответствующей педагогической системы. Авторы наряду с изложением теоретических основ всесторонне показывают практические стороны педагогической деятельности в той или иной педагогической системе.
Принимая во внимание, что каждая отдельная отрасль специальной педагогики глубоко и исчерпывающе рассмотрена в вузовских учебниках (например, «Логопедия» под ред. Л.С.Волковой, «Сурдопедагогика» Л.В.Андреевой, «Сурдопедагогика» под ред. Е.Г. Речицкой и другие), авторы представили учебный материал в виде обзорных характеристик важнейших педагогических систем специального образования, одновременно рекомендуя заинтересованным читателям программу самостоятельной работы и список литературы для детального изучения особенностей той или иной педагогической системы.
Авторы надеются, что представленные ими в виде педагогических систем теоретико-методические описания целостных педагогических процессов, происходящих в специальном образовании, станут для студентов исходной точкой последующего глубокого и серьезного изучения теории и практики отдельных отраслей специальной педагогики.
Глава 1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ