Преемственность дошкольного и начального школьного образования

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Она отражает противоречия между представителями различных профессий и социальных позиций. Это воспитатели дошкольных учреждений и школьные учителя, ученые и практики, педагоги, психологи и родители.

Выражением преемственности является установление взаимосвязи задач, содержания, форм и методов воспитания и обучения детей в ДОУ и школе.

Сущность преемственной связи раскрывает философия, рассматривающая преемственность как объективную закономерность развития. Преемственность определяется как специфическая связь между разными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого, отдельных сторон его организации при изменении целого как системы: в новом всегда преемственно сохраняются элементы предшествующего этапа развития.

Исходя из этого, преемственность ДОУ и школы может быть определена как содержательная двухсторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность образовательной работы в ДОУ на те требования, которые будут предъявлены к детям в школе для достижения дошкольниками необходимого уровня общего развития, с другой стороны, опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития.

В концепции непрерывного образования говорится о том, что каждая ступень образования должна быть непосредственным продолжением предыдущей и основой для последующей. Реализация данного проекта призвана интегрировать все подсистемы образования: ДОУ - школа - ВУЗ. Создание модели ДОУ - школа - ВУЗ в плане непрерывности образования предполагает установление преемственных связей между этими подсистемами.

В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии, обеспечивающей развитие ребенка и его переход на следующую ступень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм деятельности).

Такое понимание преемственности обеспечивает:

на дошкольной ступени — сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования дошкольного детства;

на начальной ступени - опору на наличный уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях ускоренного развития; специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств; развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования младшего школьного возраста.

Рассмотрим содержание преемственных связей в подсистеме «ДОУ - начальная школа». Основаниями преемственности являются:

1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности
будущего ученика;

2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих
(умственных, художественных) и других задач. Формирование интеллектуальных
способностей (к пространственному моделированию, использованию планов, схем,
знаков, символов, предметов-заместителей);



3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и
личностного развития ребенка. Широкое использование сюжетно-ролевых игр, игр -
драматизации, конструирования, разных видов художественной деятельности,
детского экспериментирования;

4. Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной

деятельности детей и взрослых, развитием партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками, обучением детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.

Преемственная связь между ДОУ и школой имеет сложную структуру. В ней можно выделить несколько основных направлений.

Наши рекомендации