Требования к педагогическим программным средствам
Основные требования, предъявляемые к программному педагогическому средству (ППС): педагогические; технические; эргономические; эстетические; требования к оформлению документации.
Педагогические требования:
1. Дидактические требования к ППС.
· Требование обеспечения научности содержания ППС предполагает предъявление средствами программы научно – достоверных сведений (по возможности методами изучаемой науки). При этом возможность моделирования, имитации изучаемых объектов, явлений, процессов может обеспечить проведение экспериментально – исследовательской деятельности, инициирующей самостоятельное "открытие" закономерностей изучаемых процессов, и вместе с тем приблизить школьный эксперимент к современным научным методам исследования.
· Требование обеспечения доступности означает, что предъявляемый программой учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям. Установление того, доступен ли пониманию обучаемого предъявляемый с помощью ППС учебный материал, соответствует ли он ранее приобретенным знаниям, умениям и навыкам, производится с помощью тестирования. От установленных результатов зависит дальнейший ход обучения с использованием ППС.
· Требование адаптивности предполагает реализацию индивидуального подхода к обучаемому, учет индивидуальных возможностей воспринять предложенный учебный материал.
· Требование обеспечения систематичности и последовательности обучения предполагает необходимость усвоения обучаемым системы понятий, фактов и способов деятельности в их логической связи с целью обеспечения последовательности и преемственности в овладении знаниями, умениями и навыками.
· Требование обеспечения компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемой ППС предполагает реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений, а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой.
· Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение средствами программы самостоятельных действий по извлечению учебной информации при четком понимании конкретных целей и задач учебной деятельности. Активизация деятельности обучаемого может обеспечиваться возможностью: самостоятельного управления ситуацией на экране; выбора режима учебной деятельности; вариативности действий в случае принятия самостоятельного решения; создания позитивных стимулов, побуждающих к учебной деятельности, повышающих мотивацию обучения (например, вкрапление игровых ситуаций, юмор, доброжелательность при общении, использование различных средств визуализации).
· Требование обеспечения прочности усвоения результатов обучения предполагает обеспечение осознанного усвоения обучаемым содержания, внутренней логики и структуры учебного материала, представляемого с помощью ППС. Это требование достигается осуществлением самоконтроля и самокоррекции, обеспечением контроля на основе обратной связи, с диагностикой ошибок по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности, объяснением сущности допущенной ошибки; тестированием, констатирующим продвижением в учении.
· Требование обеспечения интерактивного диалога предполагает необходимость его организации при условии обеспечения возможности выбора вариантов содержания изучаемого, а также режима учебной деятельности, осуществляемой с помощью ППС.
· Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого предполагает обеспечение: развития мышления, формирования умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации, формирования умений по обработке информации.
· Требование обеспечения суггестивной обратной связи при работе с ППС предполагает как обеспечение реакции программы на действия пользователя, в частности при контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной деятельности на каждом логически законченном этапе работы по программе, так и возможность получить предлагаемый программой совет, рекомендацию о дальнейших действиях или комментированное подтверждение (опровержение) выдвинутой гипотезы или предположения. При этом целесообразно обеспечить возможность приема и выдачи вариантов ответа, анализа ошибок и их коррекции.
2. Методические требования к ППС предполагают необходимость: учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; реализации методов обработки информации.
3. Обоснование выбора темы учебного предмета.
При разработке ППС необходимо аргументировать педагогическую целесообразность его использования и, в частности, методическими целями, достижение которых осуществимо только при реализации возможностей средств новых информационных технологий.
Эргономические требования ксодержанию и оформлению ППС обуславливают необходимость:
· учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, различные типы организации нервной деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;
· обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с ППС (доброжелательная и тактичная форма обращения к программе в случае неудачной попытки, возможность вкрапления в программу игровых ситуаций);
· устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране, к режимам работы с ППС.
Эстетические требования к ППСустанавливают: соответствие эстетического оформления функциональному назначению ППС; соответствие цветового колорита назначению ППС и эргономическим требованиям; упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов ППС.
Программно – технические требования к ППС определяют требования по обеспечению:
· устойчивости к ошибочным и некорректным действиям пользователя;
· минимизации времени на действия пользователя;
· эффективного использования технических ресурсов (в том числе и внешней памяти);
· восстановления системной области перед завершением работы программы;
· защиты от несанкционированных действий пользователя;
· соответствия функционирования ППС описанию в эксплуатационной документации.
Требования к оформлению документации на разработку и использование ППС устанавливают единый порядок построения и оформления основных документов на разработку и использование ППС, создаваемых в учреждениях и организациях независимо от их ведомственной принадлежности.
Некоторые исследователи выделяют, кроме выше указанных требований, признаки качественного экранного дизайна:
· легко воспринимаемый с экрана, логично организованный текст;
· отображение на экране только необходимой информации;
· использование графической информации для пояснения вербальных утверждений;
· мотивированное чередование стилей оформления.
Очень важен вопрос цветового решения. Интуиции разработчика здесь недостаточно, так как цветовое восприятие людей очень индивидуально. В целом можно рекомендовать:
· не злоупотреблять пестротой палитры;
· не использовать темные цвета для фона;
· подбирать разные цвета для разных по смыслу окон и одинаковые для аналогичных;
· красным цветом выделять только аварийные сообщения;
· помечать временные сообщения (например, окном с тенью);
· использовать палитру цветов, поддерживаемую всеми инструментальными средствами.