Понятие о профессии, специальности, квалификации
Цель производственного обучения
Цель ПО учащихся в учебных заведениях ПТО состоит в следующем:
1 ) формировать у учащихся основы профессионального мастерства по одной из выбранных профессий;
2) выработать у учащихся прочные знания, умения и навыки, обеспечивающие качественное выполнение производственных работ;
3) формировать у учащихся умения и навыки, связанные с умственной деятельностью в труде (чтение чертежей, составление технологических процессов, расчетов);
4) формировать умение использовать новую технику, оборудование, современную технологию, передовые методы труда;
5) научить учащихся применять теоретические знания, чтобы они освещали путь практике, производительному труду, а труд обогащал знания и помогал сознательно овладевать избранной профессией;
6) воспитывать у учащихся высокую культуру труда, стремление к рационализации и изобретательству, новаторству — качества передового рабочего и труженика:
7) обеспечивать -учащимся всестороннее физическое и духовное развитие, черты предпринимательства, новаторства, патриотизма.
В соответствии с концепцией ПО его основные цели определяются следующим образом:
1) создание условий для получения каждым человеком профессии и включение его в общественно полезный производительный труд в соответствии с его интересами и способностями;
2) основную направленность ПО необходимо проводить в тесной взаимосвязи с перестроечными процессами, происходящими в обществе, учетом основных целей ПО;
3) удовлетворение текущих и перспективных потребностей экономики в квалифицированных, конкурентоспособных рабочих, обладающих широким техническим кругозором, общей культурой;
4) обеспечение переподготовки рабочих кадров, повышение их квалификации применительно к современным требованиям, быстро меняющимся потребностям производства;
5) учет особенностей учащихся, отраслевых и территориальных потребностей с опорой на исторические и национальные традиции регионов.
Понятие о профессии, специальности, квалификации
В содержание производственного обучения входит совокупность процессов труда, которые характеризуют производительную деятельность рабочего.
Основными характеристиками социального заказа на подготовку квалифицированных кадров являются: профессия, специальность и уровень квалификации.
Профессия представляет собой род трудовой деятельности, охватывающей широкую область применения всей совокупности знаний, умений и навыков работника в той или иной отрасли производства, науки, техники или культуры (слесарь, токарь, инженер, бухгалтер, врач).
Специальность есть разновидность профессиональной деятельности человека, охватывающая сравнительно узкий круг работ или обязанностей в данном профессиональном труде, обосновавшаяся внутри профессии в результате разделения труда (слесарь-инструментальщик, инженер-энергетик, токарь-карусельщик, бухгалтер-ревизор, врач-терапевт).
Квалификация характеризует степень подготовленности работника к тому или иному роду и виду трудовой деятельности. Это уровень овладения профессией, специальностью. Квалификация определяется разрядами, классами, категориями (слесарь 3 разряда, токарь 5 разряда, машинист 2 класса, шофер 1 класса, бухгалтер 1 категории и т.п.).
В определении квалификации большое значение имеют отношение к труду, творческая инициатива и организованность в труде. Производственное обучение охватывает все стороны деятельности работника промышленности, транспорта, сельского хозяйства, экономики, культуры, образования.
В каждой отрасли народного хозяйства отдельные виды специализированных работ предъявляют определенные требования к квалификации производственных рабочих.
Следовательно, разряд, класс, категория устанавливаются в соответствии с тарифной сеткой.