Можно выделить основные действия старшего воспитателя в каждом из этих пространств
- При создании, поисках метода работы с детьми: описание, сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости метода т.д.
- При внедрении метода в работу педагогов: информирование, обучение, распространение, опытно-экспериментальная работа, воспроизведение и т.д.
- При применении методик, метода: контроль реализации основных положений и коррекция относительно данной методики.
Любое образовательное учреждение проходит следующие этапы: становление, функционирование, развитие. На первом этапе усилия методической службы направлены на создание целостного педагогического коллектива, выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса.
В дошкольном учреждении, находящемся в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случае его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения дошкольников.
Если же коллектив переходит на работу в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализации новых педагогических технологий), это предполагает создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) из режима функционирования в режиме развития.
Во всех случаях задача методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующего, старшего воспитателя ДОУ, специалистов различных областей знаний. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативную систему образования, необходимостью учета многообразия интересов и возможностей детей.
Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач, поэтому проектировать, определять ее содержание следует по всему составу функций управления: информационно-аналитической, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной (П.И. Третьяков). Эти функции наполняются содержанием деятельности старшего воспитателя (таб. 1). Оно должно дополняться с учетом специфики, особенностей работы детского сада.
Необходимыми социально-педагогическими условиями для повышения педагогического мастерства воспитателей и результативности методической работы являются подсистемы обеспечения и поддержки, взаимодействующие между собой. Они создают предпосылки для глубокого педагогического анализа, прогноза ожидаемых результатов и стимулирования педагогического творчества.
- Социальный заказ ДОУ (стратегическая цель).
- Информационное обеспечение.
- Учебно-методическое обеспечение.
- Научно-методическое обеспечение.
- Аттестационно-диагностическое обеспечение.
- Нормативно-правовое обеспечение.
- Правовая защита, социально-психологическая и профессиональная поддержка.
- Материально-техническое и финансовое обеспечение.
Если рассматривать эти подсистемы применительно к методической службе дошкольного и образовательного учреждения, то они полнятся следующим содержанием.
Таблица 1.
Содержание методической работы старшего воспитателя
(по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)