Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение
В эту ночь, готовясь к завтрашнему походу, бойцы перекладывали свои вещи так, ЧТО(БЫ) сапоги были на самом верху.
1) ЧТОБЫ – всегда пишется слитно
2) ЧТОБЫ – здесь это подчинительный союз
3) ЧТО БЫ – всегда пишется раздельно
4) ЧТО БЫ – здесь это местоимение с частицей БЫ
34. Укажите правильный вариант:
1) семидесяти слов
2) в двухтысячах третьем году
3) шестисот пятидесяти второй ученик
4) девяноста пятый состав
35. Укажите правильный вариант:
1) в одной тысяче двадцать первом году
2) не хватает полтора метров
3) в пятьстах шагах
4) к семидесяти двум страницам
36. Отметьте ряд, где предлог пишется раздельно:
1) (в)виду недостатка времени
2) вышел (на)встречу отряду
3) не спал (в)продолжение всей ночи
4) лодка попала (в)течение
37. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (В)ВИДУ отсутствия финансирования ремонт производится (ЗА)СЧЕТ средств предприятия.
2) Сверкнула молния, и (В)СЛЕД (ЗА)ТЕМ грянул гром.
3) Имейте (В)ВИДУ, (ЗА)ТО, что вы опоздали, вам будет объявлен выговор.
4) (НЕ)СМОТРЯ на дождь, шар поднимался (В)ВЕРХ.
38. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Мы шли (НЕ)СМОТРЯ на карту и (ПО)ЭТОМУ заблудились.
2) Идите (НА)ПРАВО, (ЗА)ТЕМ прямо.
3) (В)ТЕЧЕНИЕ часа спасатели работали (В)СЛЕПУЮ.
4) (НЕ)РАЗ им приходилось все начинать (С)НАЧАЛА.
Итоговый диктант по теме «Орфография»
Однажды летом у (не)богатой, но знатной помещицы все в доме поднялись с ра…светом. Только Александр, единствен…ый сын Анны Павловны, спал б…гатырским сном, как следует спать (двадцати)(двух)летнему балован…ому юноше. Люди ходили на ц…почках и говорили ш…потом, чтоб (не)разбудить молодого барина. Лиш… кто(нибудь) стукн…т, громко заговорит (не)(в)пору – (тот)час, как раздражен…ая львица, являлась Анна Павловна и (с)ходу наказывала (не)осторожного выг…вором, прозвищем, а иногда и толчком.
На кухне стряпали (не)покладая рук, как(будто) на дес…терых, (не)смотря на то что господское семейство состояло из Анны Павловны да Александра. В сара… выт…рали и п…дмазывали повозку. Все были заняты и работали (без)устали. Барбос, однако, только (н…)чего (не)делал, но все(ж)(таки) (по)своему пр…нимал участие в движени…. Когда мимо него проходил (н…)(с)кем (не)разговаривавший лакей или (в)припрыжку шмыгала девка, он махал хвостом и тщательно обнюхивал проходящего.
А суматоха была (от)того, что Анна Павловна (н…)хотя отпускала сына в Петербург на службу, или, как она говорила, людей посмотреть и себя показать. От этого она была такая грус…ная и ра…строен…ая. Она откроет рот, что(бы) приказать что(нибудь), и вдруг остановится на (полу)слове, голос ей изменит, она отвернется и, всхлипнув, оботрет, если успеет, слезу, а не успеет, так уронит ее в чемодан, в который укладывала в спал…нке Саш…нькино белье и который не вынимали из чулана со времен ее свадьбы. Слезы давно готовы брызнуть в три ручья, но она их бе…престан…о выт…рает.
(Н…)она одна оплакивала разлуку. Сильно горевал то(же) к…мердинер Евсей: он, отправляясь с барином, покидал теплый угол в доме в комнатке смышле…ой Аграфены, первого министра в хозяйстве и, что всего важнее для Евсея, первой ключ(?)ниц… .
Между тем в воротах пок…зался изво…чик на тройке лошадей. Золоче…ый колокольчик, привяза…ый к дуге, глухо и (не)свободно ворочал языком, как пьяный, броше…ый в к…раульню.
(На)встречу Анне Павловне (не)спеша ше(?)ствовал от…езжающий - белокурый молодой человек. Он весело позд…ровался с матерью, но, увидев вдруг ч…моданы, смутился, молча отошел к окну и стал чертить пальцем по стеклу, дела…о вглядываясь (в)даль.
(Ослепительно)ярко сияло солнце. С балкона в комнату пахнуло свежестью. Далеко(далеко) ра…кидывался сад из старых лип, и густого шиповника, и черемухи, и кустов сирени. А еще дальше стел…тся амфитеатром нивы с волнующимися разноцветными хлебами и примыкают к иссиня(темному) лесу домики крестьян.
«Погляди(ка),- говорила мать, - какой красотой Бог наделил места наши! Зачем уезжать?»
Александр задумчиво указал рукой (в)даль. Там, посреди полей, змеей вилась и убегала за лес и ветряную мельницу дорога в обетова…ую землю – в Петербург. (А. Гончаров «Обыкновенная история» (398 слов))
Рекомендуемая литература
Основная
1. Валгина, Н. С. Орфография и пунктуация: справочник для абитуриентов, студентов / Н. С. Валгина, В. Н. Светлышева. – М. : Товарищество науч. изд. КМК, 2008. – 353 с.
2. Введенская, Л. А. Учебный орфографический словарь русского языка / Л. А. Введенская. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 310 с.
3. Ганиев Ж. В. Современный русский язык: Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия: учебное пособие / Ж.В. Ганиев. - М.: Флинта, 2012. – 198 с. (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103369&sr=1)
4. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике: учебное пособие / И. Б. Голуб. – М. : Эксмо, 2008. – 464 с.
5. Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: Пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента; Моск. психол.-социал. ин-т / А. А. Мурашов. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т, Воронеж : МОДЭК, 2004. – 144 с.
6. Пугачёв И. А. , Будильцева М. Б. , Варламова И. Ю. , Царёва Н. Ю. Практикум по русскому языку и культуре речи: учебное пособие. - М.: Российский университет дружбы народов, 2013. – 160 с. (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226491&sr=1).
7. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д. Э. Розенталь. – М. : ОНИКС 21 век: Мир и образование, 2004. – 384 с.
8. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык: учебное пособие / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – М. : Айрис – пресс, 2006. – 448 с.
- Язык и культура. 2012, № 1(17). - Томск: Томский государственный университет, 2012. – 142 с. (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103672&sr=1).
Дополнительная
1. Валгина, Н. С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. / Н. С. Валгина. – М. : Агар, 2000. – 416 с.
2. Дунев, А. И. Русский язык и культура речи: Учеб. для студентов вузов / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, А. Ю. Кожевников и др.; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высш. шк., 2004. – 509 с.
3. Еремина, С. А. Русский язык и культура речи (УМК) / С.А. Еремина, Е. В. Дзюба, Э. Ю. Попова, Н. Б. Руженцева, А. П. Чудинов, И. Н. Суспицына // http://e-lib.uspu.ru/opt/Ritor_UchPos.rar. п.л. 19,6 2006.
4. Пешковский, А. М. Лингвистика. Поэтика. Стилистика: избр. тр.: учебное пособие для студентов вузов / сост. и науч. ред. О. В. Никитин. – М. : Высш. шк., 2007. – 800 с.
5. Русский язык и культура течи: учебник для студентов вузов / под ред. В. И. Максимова. – М., 2002. – 412 с.
6. Русский язык и культура течи: учебник для студентов вузов / под ред. В. И. Максимова. – М., 2000. – 412 с.
7. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е. В. Ганапольская (и др.) ; под ред. Е. В. Ганапольской, А. В. Хохлова. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
8. Сидорова, М. Ю. Русский язык и культура речи. Курс лекций для студентов нефилологических вузов / М. Ю. Сидорова, В. С. Савельев. – М. : Проект, 2002. – 432 с.
РУССКИЙ ЯЗЫК: ОРФОГРАФИЯ
Учебно-методическое пособие
Составитель:
Веснина Людмила Евгеньевна,
канд. филол. наук, доцент кафедры риторики
и межкультурной коммуникации УрГПУ
Подписано в печать Формат 60х84/16
Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. .
Тираж экз. Заказ .
Уральский государственный педагогический университет.
620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.