Сенсорные основы изобразительной деятельности дошкольников
Цель: раскрыть сенсорные основы изобразительной деятельности и зависимость ее становления от уровня сенсорного развития ребенка; осветить сенсорные основы развивающего обучения изобразительной деятельности.
Методические рекомендации. Разрабатывая данную тему, студент должен раскрыть: особенности сенсорного развития дошкольников, возможности сенсорного развития детей в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Во-первых, следует осмыслить и проанализировать сенсорные действия в изобразительной деятельности. К ним относятся: восприятие, сенсорная оценка получаемого изображения, изобразительные действия и др.
Во-вторых, необходимо выделить обследование изображенных предметов как метод и как одну из задач обучения ребенка изобразительному искусству (сущность, значение, структура).
В-третьих, требуется продумать и описать методику обследования любого предмета для последующего изображения (в лепке или аппликации). Применить данную методику в практической работе с детьми.
В выводах нужно отметить возможности сенсорного развития как одного из основных аспектов современной методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Литература
1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М., 1988.
2. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. /Л.А. Венгер. – М ., 1969.
3. Венгер, Л.А. Дидактические игрыи упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. /Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер. – М., 1978.
4. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. /Т.С. Комарова. – М., 1990.
5. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность. /Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. // Сенсорное воспитание в детском саду. – М., 1969.
6. Сенсорное воспитание дошкольника /под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой – М., 1963.
7. Умственное воспитание дошкольников /под ред. Н.Н. Поддъякова. – М., 1972.
8. Халезова, Н.Б.. Лепка в детском саду. /Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В.Пантюхина. – М., 1986.
Тема 5.
Анализ программ воспитания детей дошкольного возраста. «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет», программа «Детство» (Раздел «Изобразительная деятельность»)
Цель: раскрыть содержание современных программ воспитания дошкольников, их специфику; определить роль и место изобразительной деятельности в рамках концепции той или иной программы; сделать выводы по оптимизации той или иной программы в данном виде деятельности.
Методические рекомендации. Освещая предложенную тему, студент должен изучить и раскрыть содержание каждой из программ; особенности творческого формирования изобразительной деятельности ребенка; сделать педагогические выводы и предположения об эффективности воспитания дошкольников по каждому из анализируемых документов.
Сначала студент знакомится с общей концепцией каждой программы, изучая ее цель, задачи, принципы, содержание, структуру и т.п.
Затем программные требования по воспитанию и развитию дошкольников в изобразительной деятельности подвергаются анализу по нижеследующему плану:
1) структура программы по разделу «Изобразительная деятельность»;
2) принципы построения программы;
3) характеристика задач воспитания, обучения и развития дошкольника в области изобразительного искусства:
а) наличие и характер задачи развития изобразительной деятельности ребенка (мотивы, целеполагание, комплекс действий, составляющих деятельность;
б) наличие и характер задач воспитания детей в условиях изобразительной деятельности:
· развитие познавательной сферы: знаний, умений, способов познания;
· развитие эмоционально-волевой сферы: чувств и способов их выражения; самостоятельности; инициативы; целенаправленности; творчества;
· развитие мотивационно-потребностной сферы (любознательность, эстетически и нравственно ценное отношение к миру природы, людей, предметному миру, к себе); наличие позитивной Я-концепции личности ребенка;
· динамика усложнения задач внутри одной возрастной группы и между разными возрастными группами.
4) связь содержания раздела программы по изобразительной деятельности с другими разделами программы (ознакомление с природными и социальными явлениями, труд и т.д.);
5) анализ уровня освоения программы (если таковой дан):
* содержание уровня (критерии оценки деятельности);
* сохранение на каждом последующем уровне всех заявленных критериев оценки (не теряются ли некоторые критерии оценки деятельности на разных уровнях);
* адекватность уровней развития изобразительной деятельности возможностям ребенка данного возраста (занижены они или завышены).
Студент должен сделать вывод об адекватности указанных программ по изобразительной деятельности общим принципиальным позициям, заявленным в документе. Дать свои предложения по усовершенствованию программ по разделу «Изобразительная деятельность».
Литература
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб., 2000.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2004.
3. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. /Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. – М., 2005.
4. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.
Тема 6.
Анализ программ воспитания детей дошкольного возраста «Радуга» и «Развитие» (раздел «Изобразительная деятельность»)
Цель и методические рекомендации аналогичны теме № 5.
Литература
1. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» /Т.Н. Доронова. – М., 2003.
2. Доронова, Т. Программа «Радуга». /Т. Доронова, С. Якобсон // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 10.
3. Дьяченко, О. Программа «Развитие». /О. Дьяченко // Отечественные вариативные программы и педагогические технологии в практике работы дошкольных учреждений Москвы. – М., 1994.
4. Дьяченко, О. Основные направления работы по программе «Развитие». / О. Дьяченко, Варенцова Н. // Дошкольное воспитание. – 1994. - №№ 2, 3, 9, 10.
5. Клюева, И.Н. Предметно-пространственная деятельность детей на занятиях изобразительным искусством: Диссертация на соискание уч. степени к.п.н. – М., 2001.
6. Кошелев, В.М. Художественный и ручной труд в детском саду: Кн. для воспитателей д/сада и родителей. /В.М. Кошелев. – М., 2002.
7. Образовательная работа в д/саду по программе «Развитие»: метод. пособие для воспитателей дошкольных учреждений / под ред. О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. – М., 1996.
8. Программа «Развитие» (основные положения). – М., 1994.
Радуга. Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. – М., 1991.
9. Радуга. Руководство по воспитанию и обучению детей 3-4 лет. – М., 1992.
10. Радуга. Программа и руководство для воспитателя 1 младшей группы детского сада. – М., 1993.
11. Радуга. Программа и руководство для воспитателя 2 младшей группы детского сада. – М., 1993.
12. Радуга. Программа и руководство по воспитанию и обучению детей 4-5 лет в детском саду «Радуга». – М., 1993.
Тема 7.
Анализ программ воспитания детей дошкольного возраста «Истоки» и «Гармония» (раздел «Изобразительная деятельность»)
Цель и методические рекомендации аналогичны теме № 5.
Литература
1. Воробьева, Д.И. «Гармония» (интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника). /Д.И. Воробьева. – СПб., 1995.
2. Клюева, И.Н. Предметно-пространственная деятельность детей на занятиях изобразительным искусством: Диссертация на соискание уч. степени к.п.н. – М., 2001.
3. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.
4. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. /Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.; науч. ред. Л.А. Парамонова и др. – М., 2003.
Тема 8.
Анализ программ воспитания детей дошкольного возраста «Одаренный ребенок» и «ТРИЗ» (раздел «Изобразительная деятельность»)
Цель и методические рекомендации аналогичны теме № 5.
Литература
1. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.
2. Алиева, И. Развитие творческих способностей студентов по технологии ТРИЗ. /И. Алиева // Дошкольное воспитание. – 1996. - №3.
3. Богат, В. К вопросу о тризовских занятиях. /В.К. Богат // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 11.
4. Дьяченко, О. Дошкольный возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей. /О. Дьяченко // Дошкольное воспитание. – 1995. - №1.
5. Дьяченко О. Возможности образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками 5-7 лет. /О. Дьяченко, А. Булычева // Дошкольное воспитание. – 1955. - № 3.
6. Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь. /Л. Курбатова // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 4.
7. Программа «Одаренный ребенок» (основные положения). – М., 1995.
8. Сидорчук Т. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. /Т. Сидорчук. – Ульяновск, 1996.
9. Страунинг А. Давайте сами себе поможем работать по ТРИЗ. /А. Страунинг // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 11.
Тема 9.
Анализ программ воспитания детей дошкольного возраста «Шалун или Мир дому твоему» и «Калейдоскоп»
Цель и методические рекомендации аналогичны теме № 5.
Литература
1. Клюева, И.Н. В калейдоскопе искусств или рождение жар-птицы /научно-метод. пособие к программе «Калейдоскоп» по изобразительному искусству для дошкольников. /И.Н. Клюева. – Тольятти, 2002.
2. Клюева, И.Н. Интегрированная полихудожественная программа «Калейдоскоп» по изобразительному искусству для детей дошкольного возраста. /Л.Г. Савенкова, Е.Н. Зуйкова. //Комплект интегрированных полихудожественных программ. – М., 2000.
3. Торшилова, Е.М. Шалун или Мир дому твоему: программа и методика эстетического развития дошкольников. /Е.М. Торшилова. – М., 1998.
Тема 10.