Педагог: профессия и личность

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Из­дательский центр «Академия», 2009. - 416 с.

Раздел первый ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Глава I

ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ

Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее „ появления не представляется возможным.

Содержание профессии педагога заключается в воспитании подрастающего по­коления, поэтому целесообразно сделать небольшой исто­рический экскурс, чтобы выяснить, когда в человеческом обществе возникла потребность в воспитании и обучении детей. При этом следует подчеркнуть, что в течение боль­шого исторического отрезка времен» воспитание осуществ­лялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поко­ления с младшими.

Материалы археологических раскопок, данные этногра­фии позволили ученым сделать предположение, что воспи­тание как объективный процесс начало складываться в пе­риод перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. Орудийная деятельность влияла на биоморфологическое развитие человека, способствовала изменению его созна­ния, появлению членораздельной речи. Эволюция в хозяй­ственной деятельности сказалась на общих условиях жиз­ни людей: улучшилось питание, стали возникать постоян­ные стойбища. Эти перемены повлекли за собой рост численности детей, удлинение периода детства.

В обществе стала формироваться объективная потреб­ность в воспитании: появилась необходимость в передаче детям опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, что­бы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой - подготовить их к будущей самостоятельной жизни.

Первоначально эта потребность удовлетворялась в со­вместной деятельности взрослых и детей. Раннее приобще­ние младшего поколения к хозяйственной деятельности взрослых облегчалось тем, что и сам труд (сбор кореньев, плодов; приготовление пищи; участие в охоте, рыбной ловле и др.), и орудия, с помощью которых он осуществлялся, были достаточно примитивны. Заботу о подрастающем поколении сначала проявляли все взрослые члены общи­ны. Затем она концентрируется в руках представителя стар­шего, умудренного опытом поколения.

Воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли и пове­дение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине пра­вила, требования, запреты. Это знаменовало зарождение соб­ственно форм воспитания, целью которого становилась не только передача опыта трудовой деятельности, но и развитие у детей таких качеств, форм поведения, которые соответство­вали требованиям общества, особенностям хозяйствования.

Долгое время подготовка ребенка к жизни не отделялась от его практического участия в коллективной и трудовой жизни сообщества. Однако, по утверждению исследователей-этнографов, к периоду первобытного общества отно­сятся возникновение и накопление эмпирических средств воспитания и обучения (игрушки, ритуалы, обряды, произ­ведения устного народного творчества).

С упорядочением брачных отношений, появлением пар­ного брака зарождаются домашне-семейные формы воспи­тания, где функцию воспитания выполняют родители, род­ственники. Усложнение хозяйственной деятельности, соци­альных связей повлекло за собой изменения в воспитании детей и подростков. Возникает первая в истории человече­ства форма воспитания и обучения - инициация. Инициа­ция - это совершение ритуальных обрядов посвящения юношей и девушек в класс взрослых. Это был (у многих народов сохранился и поныне) своеобразный экзамен на взрослость. Для успешной сдачи экзамена надлежало усво­ить обширную программу, состоявшую из определенных знаний, практических умений, физической, ритуальной, социально-нравственной подготовки. Главным в подготов­ке мальчиков было формирование навыков и умений той деятельности, которая им предстояла во взрослой жизни (земледелие, охота, скотоводство, воинское дело и др.). Девочки овладевали секретами домоводства, учились тка-* честву, гончарному делу, плетению и т.д.

Значительную часть требуемых инициацией умений дети приобретали в семье, в общине. Но непосредственно перед

инициацией мальчиков и девочек собирали (раздельно) в специальные дома или лагеря молодежи, где шла поэтап­ная подготовка. Эти дома и лагеря можно считать прооб­разом школы. Тогда же в общине выделились лица, посвя­тившие свою жизнь обучению и воспитанию молодежи. Конечно, это еще не учителя в полном смысле слова, но они, несомненно, являлись историческими предшественниками педагогов-профессионалов.

Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В этой ко­лыбели человеческой цивилизации в состоятельных семьях попечение о детях возлагали на более или менее образо­ванного раба, который сопровождал ребенка своего гос­подина в школу, нес все необходимое для учебы, дожидал­ся окончания занятий, чтобы, почтительно следуя позади своего подопечного, довести его до дома. Дома раб следил за ребенком, за его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель.

Позднее из обычного раба педагог превратился в домаш­него воспитателя. Таким образом, слово «педагог» утрати­ло свое первоначальное значение. Педагогами стали назы­вать профессиональных воспитателей, а затем и преподава­телей, учителей.

Для любознательных

В древнерусском языке слово «учитель» употреблялось обычно в его высшем значении - наставник на жизненном пути, человек, про­поведующий «учение», слово Божие. К учителю ученик обязан был всю жизнь испытывать чувства почитания, уважения, благодарнос­ти. Со времен Киевской Руси из рукописи в рукопись переписыва­лось «Слово о том, яко не забывать учителей своих» Кирилла Ту­ровского: «Если ты научился и от простого человека, а не от иерея, то держи в своем сердце и уме память о нем до исхода души сво­ей...» (Рукопись гр. А.С.Уварова. - СПб., 1858. - Т. 2. - С. 131).

Людей же, профессионально занимавшихся обучением детей грамоте на Руси, называли чаще всего не «учитель», а «мастер грамоты» или просто «мастер». Для таких мастеров преподавание, как правило, не было основным видом деятельности. Ими стано­вились люди разных профессий, владевшие грамотой, - книжные писцы, иконописцы, дьяки и др. Профессиональные навыки дети, как правило, получали в семье или в ближайшем сословном окру­жении. Иногда ребенка отдавали в обучение мастеру-профессио­налу. Таким образом, обучение осуществлялось в рамках народ­ной трудовой «педагогики» и сословных традиций.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля значение слова «учитель» определяется как на­ставник, преподаватель.

Наставник наставляет, как надо жить, как вести себя, чтобы стать настоящим человеком, т. е. воспитывает. Пре­подаватель вооружает детей знаниями, помогает овладеть элементами разных культур, человеческими ценностями, т.е. обучает. Эти две составные части (воспитание и обучение) деятельности по передаче подрастающему поколению об- щественно-исторического опыта, по формированию ценно­стных ориентаций и подготовке его к жизни и труду осуще­ствляет одно лицо - учитель. Таким образом, в современ­ном понимании учитель - это профессия, содержанием которой являются обучение и воспитание.

В «веере» тесно переплетающихся педагогических про­фессий достойное место занимает воспитатель. Воспита­тель - лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развития личнос­ти другого человека. Профессия воспитателя известна, как отмечалось выше, со времен античности. В средние века и в новое время в некоторых учебно-воспитательных учреж­дениях (гимназия, институт для благородных девиц, кадет­ский корпус и др.) воспитательные функции выполняли осо­бые должностные лица - классные дамы, классный надзи­ратель, наставник и др. В состоятельные семьи приглаша­лись (и приглашаются в настоящее время) домашние воспитатели - гувернеры, бонны и др.

В современной системе общественного воспитания ут­верждены специальные должности, реализующие воспита­тельные функции. Это воспитатель в детском доме, интер­нате, дошкольном учреждении. Однако следует учесть, что в педагогическом процессе обучение и воспитание тесно взаимосвязаны, в силу чего функции воспитания осуществ­ляет каждый педагог, работающий в детском саду, школе, колледже, вузе.

Воспитатель дошкольного учреждения - одна из массо­вых современных педагогических профессий. Она возник­ла в XVII-XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения. В Европе, в том числе и в России, такие уч­реждения первоначально предназначались для детей-сирот. Позже были учреждены благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества («Убежища» во Франции, «Школы защиты детей» в Германии, ясли-при­юты в России). Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети со­стоятельных родителей. Лица, которые осуществляли при­смотр за детьми, проводили с ними игры, занятия, т.е. вы­полняли воспитательную работу, в разных странах имено­вались по-своему: нянями, руководительницами, учителями, наставницами, воспитателями. Примечательно, что среди первых педагогов дошкольных учреждений лиц мужского пола было больше, чем в дальнейшем.

1840 г. ознаменован в истории педагогики тем, что Ф.Фребель (1782-1852), выдающийся немецкий педагог, дал своему дошкольному заведению (год открытия - 1837-й) в г. Бланкенбурге название детский сад. Однако новым было не только название дошкольного учреждения, но и его на значение, а именно: обучить матерей с помощью практичес­кого руководства и показа приемов правильному воспита­нию детей. Идеи Ф. Фребеля и разработанные им рекомен­дации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреж­дениях многих стран мира. Не составила исключение и Рос­сия, где были организованы детские сады по системе Ф. Фре­беля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них. Воспитательниц, работавших во фребелевских детских са­дах, стали называть садовницами или «фребеличками».

Сегодня нет ни одной страны в мире, где бы не осозна­валось особое значение периода первых лет жизни челове­ка для становления его личности в последующие годы. За­дачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих госу­дарств. В развитых странах (Франция, Великобритания, США) охват детей дошкольными учреждениями составля­ет 80-90%. Необходимость расширения сети дошкольных учреждений диктуется не только педагогическими, но и со­циально-экономическими причинами (возрастание прито­ка женщин на рынке труда, необходимость оказания помо­щи в воспитании детей малоимущим семьям и др.). Тенден­ция дальнейшего развития общественного дошкольного воспитания сопряжена с постоянным ростом численности профессиональных воспитателей. Учитывая возрастающие требования к образовательным функциям дошкольного учреждения, более высокий уровень профессиональной подготовки современного воспитателя, его все чаще называ­ют педагогом.

Слова «учитель», «педагог», «преподаватель», «воспи­татель» очень близки по значению, поскольку ими называ­ют людей, которые посвятили себя педагогической деятель­ности, выбрали служение педагогической профессии.

Педагог, где бы он ни трудился - в дошкольном учреж­дении, школе, колледже, университете, художественной студии, спортивной секции, на курсах повышения квалификации и т.п., является, представителем одной из самых социально значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на раз­витие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педаго­га в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога.

В современной науке принято деление профессий на те, представители которых заняты в производственной сфере (в создании материальных ценностей), и те, представители которых не заняты в этой сфере. Учитель, воспитатель дош­кольного учреждения, преподаватель университета и др. не участвуют непосредственно в общественном производстве. Но они, содействуя формированию человека как созидате­ля всех материальных и духовных ценностей и как основ­ной духовной ценности общества, прямым образом влия­ют на развитие производительных сил общества, приобща­ют подрастающее поколение ко всем достижениям миро­вой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

Однако, чтобы по-настоящему содействовать прогрес­сивному развитию общества, педагоги, как и образователь­ная система (дошкольные учреждения, школы, колледжи и др.), в которой они трудятся, должны быть устремлены, ориентированы на будущее. Дети, посещающие сегодня детский сад, ученики школы вступят в самостоятельную жизнь по прошествии более или менее значительного чис­ла лет. Студент колледжа, который овладевает содержани­ем учебно-воспитательной работы, вступит в пору своей самостоятельной профессиональной деятельности, нахо­дясь уже не в современной школе, не в нынешнем дошколь­ном учреждении. Какой станет тогда жизнь, так стремитель­но меняющаяся в последнее время? Насколько сегодняшние воспитанники, ученики, студенты окажутся подготовленны­ми к ней?

Функция современного педагога - помогать воспитан­никам приспособиться к меняющейся социокультурной си­туации современного общества, учить их жить по законам и нормам, которые сегодня только «проклевываются», но завтра станут идеалом. Например, во многих странах мира, не исключая и нашу, наблюдается всплеск насилия, терро­ризма, экстремизма. Эта проблема постоянно муссируется в средствах массовой информации, рассматривается на го­сударственном уровне и т. д. Но не грубая сила и попрание прав человека, а ростки гуманизма, символом которого стала всемирно известная мать Тереза, - вот основа про­гресса общества. И именно на гуманизме, а не на культиви­ровании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания должно строиться се­годняшнее воспитание.

В самой деятельности педагога заложено гуманистичес­кое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое, проявляется в отношении ко всем участниками воспитательного процесса (ребенок, его семья, коллеги и др.).

Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего системы народного образования, обусловили усиление социальных функций педагога. Совре­менное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Десятилетие назад известный социолог И. В. Бестужев-Лада назвал дет­ские сады «камерами хранения», подчеркнув тем самым, что они годятся лишь для присмотра за детьми. Сегодня функ­ция присмотра за детьми в общественных воспитательных заведениях - одна из важных для общества, но не единствен­ная, школа требует, чтобы в дошкольном учреждении осу­ществлялась полноценная подготовка к школе. Родители воспитанников дошкольного учреждения хотят, чтобы пе­дагог изучал индивидуальные особенности детей и соответ­ственно строил процесс воспитания, чтобы их дочери и сыновья получали широкое образование, выходящее за рам­ки традиционного (иностранные языки, спортивные заня­тия, приобщение к искусству и т.д.). Не менее остро стоит вопрос о подготовке «эффективного учителя», способного в условиях массовой школы обеспечивать высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспи­тании. Чтобы отвечать современным повышенным требо­ваниям, педагог должен постоянно пополнять знания обще­культурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, не­сти высокую ответственность за свои действия.

Таким образом, в современном мире растет объектив­ная социальная значимость профессии педагога. Однако, справедливости ради, необходимо сказать, что одновремен­но отмечается и недооценка педагогического труда со сто­роны общества.

Педагогическая деятельность имеет черты, общие с лю­бой деятельностью, и вместе с тем отличается рядом особенностей.

Наши рекомендации