Вопрос 7. Сущность и функции педагогического процесса. Основные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.
Целостный педагогический процесс (ЦПП) – это организация воспитательных отношений, заключающаяся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов, влияющих на развитие его участников (Г.М.Коджаспирова).
ЦПП– это процесс, в котором социальный опыт воспитателя переплавляется в личностные качества воспитанников.
Сущность ЦПП – обеспечение единства и целостности процессов обучения, воспитания, развития.
Идея целостности: это взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, возникающих и протекающих в нем, во взаимоотношениях все субъектов пед. процесса, связях пед. процесса с явлениями внешней среды.
Педагогический процесс, как система выполняет следующие функции:
- воспитательную
- образовательную
- развивающую
- социальную
Каждый из процессов (обучение, воспитание, развитие, формирование) имеет доминирующую и вспомогательную функции: воспитание – воспитательная (доминирующая) и развивающая, формирующая, обучающая (вспомогательные).
Воспитательная функция проявляется во всем: в воспитательном пространстве, в котором происходит взаимодействие с воспитанниками, в личности воспитателей, в их профессионализме, в учебных планах, программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.
Образовательная функция проявляется в основном и реализуется в процессе обучения, во всей внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования и заключается в освоении общечеловеческой культуры, как суммы ЗУН, опыта творческой деятельности и отношений.
Развивающая функция – это развитие в процессе воспитания, выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, формировании у него новых качеств, новых умений. Эта функция реализуется при любой организации учебно-воспитательного процесса, но интенсивность развития определяется тем, на чем делается акцент: на знаниях, умениях, навыках или на формировании мотивационной и познавательной сферы обучаемого.
Социальная функция (функция социализации)проявляется во всем, в любом образовательном учреждении. Воспитанник попадает в систему новых для себя отношений, которые он осваивает или отвергает. А это частично или кардинально меняет позицию личности в семье, в среде сверстников, в самом учебном учреждении.
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс:
1. Целевой компонент – включает все многообразие целей и задач пед. деятельности: от генеральной цели – всестороннего, гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
2. Содержательный компонент – отражает смысл, вкладываемый в общую цель и в каждую конкретную цель.
3. Организационно-деятельностный компонент – включает взаимодействие педагогов и воспитанников, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат.
4. Контрольный (результативный) компонент – отражает эффективность протекания пед. процесса , характеризует сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Этапы пед. процесса:
Этапы – это последовательность развития процесса.
1. Подготовительный этап.
На данном этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
2. Основной этап.
Идет реализация целей и задач, поставленных на подготовительном этапе. Важной задачей является организация деятельности.
3. Заключительный этап.
На данном этапе происходят анализ деятельности, подведение итогов, оценивание полученных результатов, с целью дальнейшей доработки неудачных моментов и использования положительного опыта удачных моментов.
Таким образом, педагогический процесс – одно из ключевых понятий педагогики, сущностькоторого заключается в обеспечении единства и целостности процессов обучения, воспитания, развития. Педагогический процесс выполняет ряд функций и реализуется через ряд этапов.