Формы и методы профилактики и коррекции делинквентного поведения молодежи.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет«Социальная коммуникация»

Кафедра «Социальной коммуникации и организации работы с молодежью»

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Роль общественных объединений в процессе профессионального самоопределения молодежи с ОВЗ»

Название курсовой работы

Направление 39.04.03 Организация работы с молодежью Код Наименования направления

Магистерская программа Делинквентное поведение молодежи в современной России

«Допустить к Защите»

« » 2016 г.

Руководитель И. В. Кислова

Оригинальность текста – _____ %

Ответственный специалист ЦМКПО ________ _______ Т.А.Михайлова

(подпись) (дата)

Руководитель И. В. Кислова

Студентка, 16 СР ОРМ (м/о) МИ-1 Б. Н. Кузнецов

Москва, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДЕЛИНКВЕНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

1.1 Сущность и содержание понятия «делинквентное поведение», «деликт», описание исторического генезиса делинквентного поведения.

1.2. Подходы и теории делинквентности

Выводы по первой главе

Глава 2. ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

2.1. Делинквентная культура современной российской молодежи.

2.2.Формы и методы профилактики и коррекции делинквентного поведения молодежи.

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ ???

ВВЕДЕНИЕ

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, по состоянию на ноябрь 2016 г., правонарушения (по данным правоохранительных органов) в России за январь-сентябрь 2016 г. зарегистрировано преступлений 1 666 900. Что составило в расчете на 100 тыс. человек населения 1137 преступлений. Число лиц, совершивших преступления несовершеннолетними, составляет 36 700 человек. Число лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, составило 302 000 человек, что на 16,5% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года, из них женщины – 30 300 человек (увеличение на 4,7%), несовершеннолетние – 5 000 человек (уменьшение на 8,0%). По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в I полугодии 2016 г. В Российской Федерации за совершение преступлений было осуждено 379 000 человек. Число осужденных женщин составило 53 300человек, несовершеннолетних – 11 900 человек. [Данные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики РФ http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/#]. Из представленных статистических данных видно, что актуальность проблемы делинквентного поведения молодежи, на примере несовершеннолетних остается нерешенной.

В связи, с продолжающимися процессами в развитии российского общества, развития рыночных отношений, переход важных социальных институтов, таких как образование, медицина на оказание платных услуг, приводящих к расслоению общества на социальные группы с разным уровнем доходов, а точнее на бедных и богатых. Развитиеобщества по «Западному сценарию» и перехода к «обществу потребления», «культу денег», обращение в нашем обществе на трансгендерность, гендерные меньшенства. В связи с этим появилась тенденция к увеличению фактов проявления деликтов, делинквентного поведения ранее не свойственных в российской молодежной среде. Так же этому способствуют изменения в законодательстве, которое закрепляет все больше деяний в качестве правонарушений, попадающих под действия не только административного, но и уголовного кодекса.Уменьшается возраст молодежи с делинквентым поведением.

Степень разработанности проблемы исследования:Вопросы делинквенций рассматривались в XIX веке разными учеными, но наиболее остро этот вопрос подвергся изучению в XX веке американскими учеными С.Босс, Д.Джонсон, Л. и Э.Глюк, М.Хаскелл, Г.Шорт, Д.Элиот, Л.Эмпи, Л.Яблонски и др.

В России изучением вопросов делинквентного поведения, делинквентности подростков в США занимались начиная с 70-х г. XX века З.В.Баёрюнас, Т.Л. Брагинская, И.А.Литвинов, Ф.С.Махов, Я.В.Соколов, Е.И.Ткачева и др, а в наше время рассматривается в учебниках, диссертациях, авторефератах. Труды, теории, суждения, работы ученых, исследователей предоставили возможность установить позицию и направление курсовой работы.

Целью исследования является анализ форм, методов профилактики и коррекции делинквентного поведения молодежи. ?????? гипотеза гендерные программы среди несовершеннолетней молодежи снизят количество деликтов ????

Задачами исследования, является:

-рассмотреть сущность и содержание понятий «делинквентное поведение», «деликт»;

-описать исторический генезис делинквентного поведения;

-отразить подходы и теории делинквентности;

-описать делинквентную культуру молодежи в современной России;

-охарактеризовать формы, методы пути профилактики и коррекции делинквентного поведения молодежи.

Объектомисследования является современная молодежь, а предметом– делинквентное поведение молодежи.

Методы исследования:

- анализ

- синтез

- анкетирование

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДЕЛИНКВЕНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

1.1 Сущность и содержание понятия «делинквентное поведение», «деликт», описание исторического генезиса делинквентного поведения.

Где написать, что я рассматриваю на примере несовершеннолетних?

Рассматривая понятия «деликт», «делинквентное поведение» невозможно не обратить внимание на слова «делинквентность», «делинквент», «деликтология», «деликтность». Не смотря на то, что эти слова являются однокоренными, при дальнейшем изучении будет понятно, что значение их не однозначно. На данный момент изучением сущности отклоняющегося поведения занимаются специалисты разных областей науки: педагоги, психологи, криминологи, социологи, психиаторы и др. Исследователи охарактеризовали более 900 различных признаков содержания и сущности делинквентного поведения молодежи. Следует отметить, что делинквентное поведение может подпадать под административный кодекс, уголовную ответственность, а так же и не нести никакой ответственности, в следствии незначительности нарушения и возможно не представляющее социальной опасности. Ранее отмеченные противоречия подводят нас к более подробному исследованию сущности пассионарного поведения современной российской молодежи.

В целях решения, стоящих перед нами задач, обратимся к этимологии понятия слова деликт. Оно пришло в русский язык от латинского delictum – недозволенное действие, гражданское преступление. Delictum стало производным латинского слова delinquere - провиниться, совершать преступление. В словаре иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке, изданном вначале XX века можно найти значение только двух слов деликт и делинквент. Деликт считается поступком, влекущим за собой возмещение убытков или штраф в пользу потерпевшему от него лица. В юридической науке – особый проступок, нанесший кому-либо вред умышленно или по неосторожности. Делинквент – преступник, приговоренный к смертной казни.[ "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Материалы для лексической разработки заимствованных слов в русской литературной речи. Составлен под ред. А. Н. Чудинова. Издание третье, тщательно исправленное и значительно дополненное (более 5000 новых слов) преимущественно социально-политическими терминами, вошедшими в жизнь в последние годы. СПб., Издание В. И. Губинского, 1910.] Но и в словаре иностранных слов современного русского языка имеются правда видоизмененные значения только этих двух слов. Деликт, деликта – юридический термин, обозначающий незаконные действия, правонарушения, преступления. Делинквент, делинквента – лицо с социально-отклоняющимся демонстративным поведением, преступник, правонарушитель. [М.: Аделант, 2014. — 800 с. — (Библиотека школьных словарей). — ISBN 978-5-93642-322-2 ] В Большой советской энциклопедии деликт рассматривается как деликт международный – нарушения международных прав или обязательств неправомерными действиями (бездействиями) или упущениями и разделяется на две категории: правонарушения и международные преступления. И как деликт в гражданском праве – правонарушение. [Большой энциклопедический словарь СПБ, 2-е изд., перераб. СПБ: «Норинт» 2011 – с 1456]. В реальном словаре классических древностей деликт раскрывается, как проступок не против государства (в этом случае это называется crimen, а также crimen publicum), но против частного лица (напр., грабеж, воровство, оскорбление), дающий потерпевшему право преследовать виновного гражданским иском (поэтому называется и delictum privatum).[РСКД]. Термин делинквент» в США применяется к несовершеннолетним, которых признали виновными по уголовно наказуемым деяниям.[Большая психологическая энциклопедия].Термин «делинквентность» от латинского delinquens – отклоняющийся, так же как и «делинквент» активно используется в США, Великобритании, Европе в ювенальной юстиции только в отношении несовершеннолетних. В России понимается в криминологии, как родовой термин для определения различных видов отклоняющегося поведения, связанного с правовыми и нравственными нарушениями норм. Определение расплывчатое, неточное, указывающее на широкий спектр нарушений закона или общественных норм. Термин «делинквентное поведение» в настоящее время в разных словарях трактуется с учетом научной направленности издания и используется среди представителей криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знаний. Парадизмой является, что это проступок, действия, поведение, не одобряемое обществом, противоправное, нарушающее действующее законодательство, затрагивающее права индивида в обществе, являющееся одной из форм девиантного поведения.

По мнению Курта Бартола автора книги «Психология криминального поведения» в Америке юридическое определение делинквентности несовершеннолетних – поведение, которое нарушает уголовный кодекс. Хотя в некоторых штатах в отношении несовершеннолетних термин делинквентность применяется и при совершении ими «статусных правонарушений», которые не подпадают под действия уголовного кодекса, а запрещены только подросткам. Это может быть побег из дома, прогулы занятий в учебных учреждениях, нахождение на улице в вечернее время в нарушении закона. Определения делинквентности социальные и психологические могут совпадать в существенной степени и оба могут подпадать под юридические определения. Под социальной делинквентностью в Америке понимают недопустимые действия несовершеннолетних такие как: прогулы, вандализм, мелкое воровство, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков или наркотиков. За эти поступки они могут быть задержаны полицейскими или нет. «Социальных делинквентов» направляют в социальные общественные агентства или в специальные суды для несовершеннолетних. Они не считаются юридически преступниками, до решения суда по совершенным преступлениям, в которых их обвиняют. Термин психологическая делинквентность в Америке включает в себя нарушение поведения, а также антиобщественное поведение. Нарушение поведения по мнению автора диагностический термин, который подразумевает целый класс поведенческих паттернов, характеризующихся дурными поступками, вошедшими в привычку. Это поджог, воровство, прогулы школы, уход из дома, драки, вандализм, жестокое обращение с людьми, жестокое обращение с животными, привычная ложь. Эти нарушения поведения, как и поступки социальных делинквентов могут повлечь вмешательство полицейских или нет. Сами нарушения поведения могут даже являться уголовно-ненаказуемыми. Таким образом понятие делинквентности бывают социальным, психологическим и юридическим (правовым).

В России изучением вопросов, связанных в том числе и с диленквентностью занимается деликтология. Это наука о правонарушении. В 2006 году в Сибирском федеральном университете образована кафедра деликтологии и криминологии, для подготовки юристов по образовательной и научным деятельностям. В настоящее время в России находятся на начальном этапе становления такие науки, составные части деликтологии, как административная деликтология, налоговая деликтология, таможенная деликтология. С развитием науки появился термин административная деликтность. В Административном праве России понимается, как сумма административных правонарушений, которые совершили на определенной территории за отрезок времени. Административная деликтность – это негативное социальное явление, которое исторически изменчиво, неуправляемо. К сожалению, исключить ее из нашего общества невозможно, но сократить, блокировать развитие, нейтролизовать негативное воздействие этого фактора на общество возможно. Административные деликты например такие как пьянство, хулиганство, наркомания, токсикомания, нарушения правил дорожного движения и т. д. могут быть тесно связаны с преступлениями или стать предпосылкой преступности. Анализировать системы правонарушений, выявлять причины, динамику, разрабатывать меры борьбы создана специальная наука – деликтология.

Административная деликтология - это наука о состоянии, причинах, динамике административной деликтности и мерах борьбы. Борьба предполагает предупреждение нарушений законности, их пресечение, раскрытие, наказание виновных. Создание программ и методик профилактики административных проступков, их внедрение должно повысить эффективность правоохранительной системы. Административная дилектология не является правовой наукой, это составная часть социологии. Особое внимание она уделяет аспектам реальной жизни (условиям и причинам совершения проступков, субъектам правонарушений, мерам профилактики и предупреждения их), хотя и опирается на административно-правовые нормы. Административная дилектология опирается на достижения криминологии, использует все ее достижения, методы, выводы. Административная деликтология – находится в процессе становления. Ее история связана с исследованиями в 70–80-х гг. профессорами Е. В. Додиным, В. П. Лозбяковым, Л. Л. Поповым. Основоположником науки стал профессор В. И. Ремнев.

1.2. Подходы и теории делинквентности субкультур???

На примере субкультур???

Обществоведение США в последнее время признает связь делинквентности среди молодежи с условиями их общественного бытия, т.е. материальным положением, состоянием безработицы, дискриминацией национальных меньшинств и т.д. Педагогическое образование, в том числе школа, рассматривается «как социальный лифт» для поднятия молодежи из «низов» до «среднего класса». Создалось мнение зарубежных педагогов, что сфера образования может стать действенным рычагом профилактики, коррекции делинквентного поведения молодежи.

В связи с большей частью проявления делинквентности в формах группового делинквентного поведения, значительной доли преступлений молодежью, не достигшей совершеннолетия именно шайками, бандами, в составе молодежных объединений в США остро стоит проблема группового делинквентного поведения в США. В связи с этим накоплен большой опыт знаний об этом явлении, но нередко четкая закономерность между делинквентностью и делинквентным поведением не прослеживается. По всей видимости вызвано это более высоким распространением групповых форм делинквентности, что в значительной мере размывает специфику этиологии появления и деятельности делинквентных групп и в отдельных случаях ставит под сомнение научную точность их всестороннего, в том числе и социолого-педагогического анализа.

Родоначальником субкультурной теории можно считать Т. Селлина с издания “Конфликт культур и преступность”, опубликованной в 1938 году. Селлин в своей работе рассматривал конфликт различных сообществ, в свете их культурных ценностей, что являлось криминогенным фактором.

Американский социолог Альберт Коэн разработал свою теорию субкультуры. Рассмотрев на примере небольших социальных групп криминальной направленности (банд, группировок, сообществ), особенности их культурных ценностей, определил формирование внутри своих взглядов, привычек, стереотипов поведения, форм общения, прав и обязанностей, умений, навыков, мер наказания, что определил субкультурой. Т.к рассматривались криминальные группы, чье поведение доминантные социальные группы классифицируют как делинквентное, хотя они ведут себя в соответствии со своим групповым предписанием, соблюдают свои нормы и ценности. Причинами является конфликт между ценностями и целями преобладающего в обществе среднего слоя, с одной стороны, и возможностями подростков из низших слоев, неспособных придерживаться этих ценностей и преследовать эти цели, - с другой. У. Миллер так же заметил, что подростковая делинквентность строится на системе ценностей низших слоев, на собственной, насчитывающей столетия традиции, отличающейся своей особой целостностью. Коэн считал, что ценности существующей социальной структуры у делинквента провоцируют реакцию отрицания и его правонарушения по сравнению с преступлениями взрослых, не имеют экономической целесообразности (воровство вещей, которыми нельзя воспользоваться, отсутствие смысла в вандализме, ведение «бандитских войн», насилие против всех и всего). По теории «случайных структур» это совершается для подтверждения или завоевания определенного социального положения, статуса, престижа. Создание несовершеннолетними независимой субкультуры служит с целью получения статуса среди сверстников, когда они не соответствуют представлением взрослого о «хорошем ребенке» (прилежный, послушный, смышленый) и проявляется уже в школе. По теории «неравных шансов» субкультура создается при отсутствии пути к легальным средствам достижения своих потребностей с целью материального обогащения и характеризуется имущественными преступлениями. Конфликтные субкультуры желают получить статус в обществе и прибегают к насильственным преступлениям. По мнению Уолтера Миллера теории субкультуры связаны с особенностями определенных общественных слоев. Коэн обобщил идею о том, что большинство девиантных групп являются негативным отражением культуры большей части общества.

В монографии “Делинквентность и возможности: теория делинквентных групп” авторы Р. Кловард и Л. Олин выдвинули теорию субкультуры, основанную на навязывании обществом молодежи определенных ценностей (успех, деньги, высокое положение), не замечая того, что множеству молодых людей достижение этого является малореальным. Хотя официально декларируется равенство возможностей. По мнению авторов, достигнуть социальных целей законными способами могут лишь немногие, и то им приходиться хитрить для достижения успеха, нарушать нормы морали и закон. Во взрослой жизни молодежь сталкивается с действительностью, противоречащей, той теоретические принципы которой закладывались в процессе воспитания. В результате проявляются разочарование, фрустрация. Авторы считают, что реакциями будут:

- организация воровских шаек, которые посредством хищений, грабежей обеспечивают возможность их членам жить в соответствии с преобладающими, рекламируемыми в обществе и принятыми стандартами потребления; в схеме Мертoна - это инновация, использование краж и насилия для достижения целей;

- вступление в агрессивные банды, снимающие напряжение, вызванное социальной несправедливостью, совершением актов вандализма и насилия; по Мертону - мятеж;

- участие в антисоциальных группировках, где молодежь, употребляя алкоголь и наркотики, уходит в себя, замыкается в узком кругу сверстников, имеющих те же проблемы, и тем самым пытаются спрятаться, заслониться от жестокой социальной несправедливости.

Теодор Фердинанд в 1980 выдвинул теорию субкультуры, не связанную с экономикой и с расслоением общества. Сравнивая, молодежные субкультуры развитых и развивающихся стран обнаруживает существенные различия. В развитых западных странах молодежь отстаивает свои радости в духе нарциссизма и отказывается от традиционного предусмотрительного регулирования своих чувств и эмоций; - молодые люди не желают брать на себя тяготы обычной профессиональной карьеры, рождения и воспитания детей, исполнения семейных обязанностей. Они бросают вызов авторитету взрослых в семье, школе, общине; - молодежь вырабатывает свою особую лексику, одежду и музыкальные увлечения; - возникновение молодежной субкультуры не служит выражением отчуждения и изоляции, скорее она складывается на основе осознания подростками своего собственного статуса в мире взрослых; - свое взросление молодежь переживает как угрозу и ограничение своих возможностей. Подросток делает то, что ему нравится, и наслаждается досугом. Молодые люди в развитых странах, решившие делать какую-либо профессиональную карьеру, должны потратить на обучение от 16 и более лет. Это вызывает у многих из них чувство безнадежности. Подросток себе говорит: "Меня ничего не ждет, ради чего можно было бы затратить столько времени и сил”. Учиться трудно и скучно. И в конечном счете серьезная профессиональная карьера - это далеко не все то, о чем мечтает человек; - в конце концов, создание молодежной субкультуры - это реалистическое приспособление к изначально безнадежной ситуации.

В бихевиористской парадигме Р. Уолтерс и А. Бандура делинквентность определяли агрессией, вызванной фрустрацией из-за отсутствия возможности удовлетворения.

Выводы по первой главе

Подводя итоги, хочется отметить, что в российских условиях термин делинквентность имеет расплывчатое, неточное значение. В связи с развитием дилектологии, практическим применением административной деликтности, обоснованным в наших условиях следует применять выражение деликтность, деликт, деликтностное поведение и понимать под этими выражениями поведение, вступающее в конфликт с правовыми нормами административного кодекса, являющееся угрозой социальному порядку и безопасности окружающих людей. Такое поведение является следствием негативно-патогенного формирования личности под воздействием многих факторов, в том числе антисоциациального ближайшего окружения, неверных представлениях о культурных ценностях, желании занять определенный социальный статус и т.д.Все это формирует определенные негативные жизненные ценности, нравственно-этические установки. Отличительным признаком социального феномена служит наличие у молодых людей (молодежи) ценностных догм криминогенной направленности.

Глава 2. ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

2.1. Делинквентная культура современной российской молодежи на примере субкультур.???.

В последнее время делинквентное поведение в современном обществе стало привычным фактором, что может угрожать гражданам, безопасности страны. Одной из многих причин, стало развитие рыночной экономики, переход от социализма с его «дефицитом» к переполнению товаром, т.е. «обществу потребления», увеличению социальных возможностей. Этот переход спровоцировал значительные негативные последствия, сопровождающиесярасслоением общества на социальные группы с разным уровнем доходов, точнее на бедных и богатых, поэкономическим показателям. Все это способствует развитию пассионарного поведения, которое провоцирует развитие делинквентной культуры, выраженной созданием субкультуры молодежи.

Безусловно, в современном мире материальные потребности стали необходимым ресурсом для самоутверждения и в большинстве случаев являются подавляющими духовные потребности в знании, в творчестве. На первый план выходят такие качества, как жадность, жажда наживы, материальное превосходство, мстительность, как подмена потребности в социальном общении, в агрессивности и в гипертрофированном значении материальной потребности. Однако, данная патология в сфере сознания последовательно привела к патологии во внешнем поведении.

Автор статьи И.В. Зольников считает, что зачастую современная российская молодежь, совершившая различные правонарушения, в большей мере стремилась установить отношение авторитарной власти над ровесниками, хотела подчинить других себе, превзойти и вызвать страх. Часть из них проявляла по отношению к другим честолюбие, агрессию, руководствовалась местью и озлоблением.[ Опубликовано в 2012, Выпуск Октябрь 2012, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | Зольников И.В.Адъюнкт, кафедра теории и методики профессионального образования, Пермский военный институт внутренних войск МВД России СУЩНОСТЬ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ].Не добиваясь поставленных целей, не находя поддержки среди близких людей, друзей, в семье, в коллективе продолжает искать ее в других местах. Так же пытаясь выделиться среди ровесников и не имея финансовых возможностей, умственных способностей и других вариантов приобщается к делинквентной культуре (разговор на языке фени, наколка криминальных татуировок, увлечение блатным шансоном, приобщение к субкультуре готов, эмо и т.д.). Это социальная реакция молодежных групп и меньшинств на невыгодную позицию и депривацию.

По мнению автора делинквентная культура современной российской молодежи выражается в неформальных нормах, правилах, поведении и деятельности, которые являются выражением идей, мнений, оценок и суждений, находящихся в противоречии с правовой культурой, поддерживающих и одобряющих девиантное и делинквентное поведение или принимающих его, как неизбежность, данность жизни.

По своему содержанию делинквентная культура является контркультурой, она не только противоречит доминирующей культуре, но противостоит ей, находясь в конфликте с истинными ценностями. Ориентирует и прославляет приемлемость противоправного поведения человека, романтизирует преступный образ жизни и составляют по мнению авторов единую, целостную делинквентную культуры.

Исследователи В.М Анисимкова, Ю.М. Антонян, Б.Г. Юдин делят субкультуры на криминальные, преступные, уголовные, тюремные, мафиозные, наркотические, коррупционные, стинхэдов и считают, что они составляют целостную, единую делинквентную культуру. По мнению автора статьи А.А. Семиусова делинквентная культура воздействует на сознание молодого поколения, служит средой, способствующей делинквентному поведению и деликциям. Для эффективного искоренения из общества этой культуры, необходимо ее изучать всесторонне, научно и философски. [ ].

Сейчас появились работы, рассматривающие делинквентную культуру с точки зрения разных областей наук. Этим вопросом занимаются социологи В.В Лунев, В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, юристы Ю.К. Александров, Д.А. Ли, Е.А. Антонян, психологи В.Ф. Пирожков, историки А.А Сидоров, Е. Рожаева, А.Л. Болковский, С.Ю. Порохов, Т.Г. Галаншина. Не остаются равнодушными к проблемам и журналисты, которые освещают явления происходящие в делинквентной культуре. (М. Латышева, К. Набутов, А.Д. Тарасов, Н.С. Модестов, С. Романов, А. Тарабрин и др.).

Эмпирические труды носителей представленной делинквентной культуры, имеют большое значение в изучение, понимании, анализе делинквентного поведения ее представителей. Авторами являются действующие или бывшие представители субкульты: Ф. Крестовый, А.В. Кудин, В. Демочка и др. Надо на их книги ссылаться?

Комплекс противоречивых проблем, неоднозначность происходящих в нашем обществе и том числе в молодежной среде процессов, возникающее желание молодого человека уйти из общества, спрятаться от ежедневных жизненных проблем, невзгод, побороть неуверенность в себе, снять напряжение путем определенных компенсаторных форм. Все это вызывает бурные споры в кругу ученых, в том числе педагогов, социологов, психологов и психиатров. Одна из наиболее значимых нерешенных проблем на данный момент в молодежной среде считается проблема неформальных молодежных объединений, организаций или так считаемых называемых субкультур.

Под субкультурой мы будем понимать одну из форм общественной культуры, координально отличающейся от доминирующей в обществе. В узком смысле – социальная группа молодежи, носитель субкультуры.

По мнению автора статьи « Психология девиантного поведения и ее связь с молодежными неформальными сообществами» Т.А. Форсинковой формирование молодежной субкультуры происходит непосредственно под воздействием культуры «взрослых», обуславливается ею в контркультурных проявлениях. Социологи обозначают проблемы нарушения в современных условиях регулирующей и контролирующей роли социальных институтов, затруднение удовлетворения и нарушение иерархии жизненных потребностей: в самореализации, в самосохранении, в положении в обществе. Одной из причин стали утрата своего предназначения социальными институтами, а именно освобождение граждан от проявления дезорганизованной активности, перенапряжение сознания при беспрестанным принятии решений в условиях неопределенности, нестабильности. Отсутствие формирования потребностей и интересов членов общества, нормативных установок, образцов социальной деятельности.

Другой причиной, по мнению автора, является негативное освещение средствами массовой информации и теми самым пропаганда распущенности среди молодежи. Непрекращающийся поток криминальной информации о всесильности мафии, безнаказанности «заказных убийств», жестокости школьников по отношению к своим товарищам и их безнаказанности, издевательство над домашними животными, отсутствие влияния общества. Все это снижает чувствительность общества к отклонениям. Неопределенность границ и критерий дозволенного, расплывчатость процедур, мер ответственности, уход от наказания «золотой молодежи», способствует расширению границ делинквентного поведения.

Автор, проанализировав социологические исследования, делает вывод, что в свете реформ у современной молодежи изменились сами ценности и отношение к ним. К сожалению исследования социологов не в полной мере учитывают психологические особенности личности, т.к. не каждая индивидуум в период аномии совершает преступление, придерживаясь общечеловеческих ценностей, а может характеризоваться делинквентным поведением другого вида, в связи с происходящими в обществе изменениями. Делинквентное поведение скорее всего определяется сочетанием факторов внешней среды, как правило отрицательных, так и психологическими особенностями личности. [ ]

С другой стороны отсутствие закона об интернете, где размещаемая информация никем не контролируется, где происходит подмена истинных ценностей, например, что прерывание беременности, это благо, что можно безопасно похудеть за пять минут, что суицид это выход и т.д. Растущее количество совершаемых киберпреступлений, при помощи интернета, пропаганда и вербовка в свои ряды запрещенных у нас группировок, подмена наших исторических сказок и былин иностранными произведениями, способствует неконтролируемому развитию девиантных и делинквентных субкультур.

Лишь немногие молодежные субкультуры не вступают в конфликт с законом. Важную роль в этом играет делинквентная схема поведения молодежи – это свобода от общепринятых норм и схем функционирования в обществе, следованию своим «субнормам», иногда созданным «назло» обществу, для привлечения внимания к их протесту. Автор считает, что идейные основы почти всех неформальных молодежных субкультур весьма схожи.[]

Формы и методы профилактики и коррекции делинквентного поведения молодежи.

В России в настоящее время профилактикой и пресечением девиантного и делинквентного поведения занимаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

По мнению автора статьи И.В. Зольникова необходимо всестороннее изучение проявления делинквентной культуры в деятельности людей. Ученые из разных областей наук анализируют отдельные стороны исходя из поставленных задач. Так психологи выявляют мотивы приемлемости делинквентной культуры личностью, юристы изучают значение, смысл, содержание татуировок, сленг жаргона, педагоги путем специальных методов и способом, разработанных педагогических программ предотвращают или уже перевоспитывают школьников, интересующихся или уже являющихся представителями делинквентных культур. Социологи для превенций проявления делинквентной культуры среди молодежи изучают ее делинквентное поведение, деликты. Для целостного представления о делинквентной культуре, как явлении социальном, изучения социальных факторов, определяющих содержание делинквентной культуры, функции, социальные последствия, социальные условия, способствующие развитию в обществе, необходим социально-философский аспект рассмотрения.

По мнению автора статьи «Формы превенции административной деликтности несовершеннолетних граждан в Российской Федерации на современном этапе» Ж.К. Дорофеевой для эффективной борьбы с противоправным поведением несовершеннолетней молодежи требуются решительные, результативные, энергичные и целенаправленные формы по его предупреждению, где основной целью является предотвращение административной деликтности несовершеннолетней молодежи и недопущение перехода от административной деликтности к уголовной. Автор считает, что объем знаний по девиантному и делинквентному поведениям накоплен, но процесс социализации несовершеннолетней молодежи с делинквентным поведением не имеется в четком алгоритмизированном виде [Дмитриев М.Г. Исследование.. c 97-99] и поэтому требуется разработка инновационных стратегий воспитательного воздействия, педагогических технологий, для оказания предупреждающего влияния на несовершеннолетнюю молодежь и для интеграции инновационных методов, форм превенции [Дмитриев М.Г. Практикум по … с. 117-125].

С учетом опасной тенденции роста криминальной активности молодежи младших возрастов, а особенно подростков женского пола[Вологда 2015г. c 24] по моему мнению нужно разрабатывать и внедрять новые программы и одной из инновационных для России мер профилактики делинквентного поведения являются гендерные программы. Автор статьи О.А. Хасбулатова «Реалии российской гендерной политики в ХХI столетии» проанализировала документальные источники и выяснила, что став суверенным государством, Россия скорректировала законодательную базу, для достижения гендерного равенства. Автор на основе анализа российской гендерной политики за последние два десятилетия делает вывод о том, что в концептуальных основах произошли серьезные изменения.[Гендерная политика в России: теория и практика. ББК 60.542.2 2011 г.]. По мнению автора статьи Е. Н. Романовой «Исследования американских ученых эффективности гендерных программ профилактики делинквентности несовершеннолетних» проблема эффективности гендерных программ на примере США для профилактики делинквентного поведения среди молодежи, а именно девушек 14-18 лет актуальна и для России. Нашей целью является выбор значимых направлений исследований для разработки и запуска адаптированных для России в современных условиях гендерных программ профилактики деликтов и делинквентного поведения среди несовершеннолетней молодежи, конкретно девушек. Автор обратилась к исследованиям американских ученых по делинквентному поведению несовершеннолетних девушек, которые выделили факторы риска больше влияющие на ненормальности в развитии девочек в период их полового созревания, что приводит к совершению ими деликтов, нежели мальчиков.

Автор считает, что в связи с разными причинами развития делинквентного поведения у девушек и юношей, ставится вопрос разработки гендерных программ с учетом особенностей развития девочек в период полового созревания. В это время им нужна психологическая помощь, а не наказание.

Автор полагает, что в наше время у нас и за границей в создании гендерных программ заинтересованы не только органы правопорядка, но и другие ведомства и социальные институты, т.к. во многих государствах растет число деликтов, увеличивается проявление делинквентного поведения среди несовершеннолетних девушек. И требуется профилактика и коррекция такого поведения, но также появляются новые знания о различиях в воспитании и развитии девушек и юношей. Эти знания появились на основе длительных начиная с 2000 года совместных исследований ученых из Великобритании и США в Питебурге, штат Пенсильвания и должны быть полезны для современной России.

Автор делает вывод, что наблюдение за практическим применением гендерных программ в США позволяет вскрыть в некоторых случаях их неэффективность. Но программы и конечные результаты и не подвергается анализу сам процесс. Из-за этого нельзя выявить и воздействовать и понять причины, для дальнейшей коррекции процесса, не ясен объект теоретический или практический.

Автор изучила анализ А. Фоли, мнения С. Ковингтон и Б. Блюм и полагает, что исследователи выделяют два основных направления разработки гендерных программ, что применимо и в России. На «теории феминистских путей», где причины возникновения деликтов кроются в прошлом из детства и «реляционно-культурной теории», где связи для девушек и женщин строятся на профилактике и исправлении, т.к. на их взросление огромное влияние оказывают значимые отношения. К сожалению, в разработанных гендерных программах лишь малая часть использует последнюю теорию, остальные либо не имеют теоретического подкрепления, либо созданы на основе теорий мужской преступности.

Автор проанализировала работы Б. Метьюз и Д. Хаббард, выводы М. Зан и считает, что так же на качество составление гендерных программ влияет противоречия между специальной научной гендерной литературой, в которой выделяются особые причины делинквентности девушек и литературой, в которой предлагают использовать принцип эффективного вмешательства. Совместные программы конечно применимы для юношей и девушек, но они не учитывают особенные условия, влияющие на диликты девушек, в связи с ранней половой зрелостью. В следствие этого желательно составлять гендерные программы, учитывающие такие факторы, как связи девушек с противоположным полом, взрослее их, сексуальным насилием, депрессиями, тревогой, конфликтами с родителями. Часто забота взрослого, авторитет в школе, религиозность могут снизить количество деликтов.

Автор ссылаясь на мнения М.Чесни-Линд, М. Мораш, Т. Стивенса, которые оценили восемь ныне действующих гендерных программ и дали заключение, что к сожалению исследования ныне действующих программ показывают, что они основаны на знаниях об особенностях работы с девушками в 90-х годах и их развитие и оценка находятся лишь на начальной стадии. Автор изучив других исследователей Б. Блюма, Э.Гаардр, Н. Родригеса, М. Затса делает выводы, что самих программ мало и отсутствует подготовка специалистов для работы с девушками, проявляющими признаки делинквентного поведения. Необходимо обладать большей информацией по этим вопросам, а специалисты обладать знаниями в вопросах гендерных различий делинквентности, о стадиях развития девушек, в том числе в периоде полового созревания и переходного возраста, до совершеннолетия, об особенностях применения психотропных препаратов, компетенциями по знанию существующих гендерных программ профилактики делинквентности несовершеннолетних девушек, умением их применять. Не все в порядке с оказанием адекватной помощи девушкам с деликвентным поведением в рамках ювенальной юстиции, т.к существуют гендерные стереотипы, что «девушки считаются капризными, лживыми манипуляторами», что не соответствует реальным проблемам, с которыми девушки сталкиваются. Так же отсутствуют доказательства действенности гендерных программ профилактики делинквентности несовершеннолетних девушек по причине меньшего количества девушек по сравнению с юношами в системе ювенальной юстиции. Что препятствует сбору статистических данных и их анализу.

Автор рассмотрела позицию OJJDP и считает, что следующей причиной можно назвать отсутствие информации о действующих и существующих гендерных программах профилактики делинквентности несовершеннолетних девушек в отделах правосудия по делам несовершеннолетних и профилактики правонарушений в США. Хотя такие программы есть, они охватывают как меры профилактики, так и реабилитации несовершеннолетних девушек с делинквентным поведением. К этим программам привлекаются ровесники девушек, члены их семей. В программах развивают компетенции общения, социализации, общественных связей, роли семьи для общества, ищут замену сексуальной активности, употреблению наркотиков и алкогольных напитков, вовлечению в криминальные банды. Рассказывают об образовательных возможностях, о вариантах помощи несовершеннолетним мамам и др.

Автор на примере программы группы поддержки «Круг девушек», объединяющей девушек 9-18 лет, отвечающей на их особые потребности, интегрируя теорию реляционной культуры, гибкие практики и обучения навыкам усиления позитивных связей , индивидуальных и коллективных сильных сторон и компетентность девушек приводит оценки специалистов, что эта программа дала результат по социализации, адаптации, интеграции, повышения уровня самооценки, личностной эффективности путем общественной поддержки через связь со школой, что приводит к снижение деликтов.

Так же автор статьи ссылается на Б. Метьюз и Д. Хаббарда, которые определили пять значимых направлений, которые желательно использовать для разработки результативно действующих гендерных программ для девушек:

· использование объективных инструментов оценки;

· создание определенного терапевтического отделения, которое бы способствовало доверительному и комфортному общению с делинквентными девушками;

· использование гендерного когнитивно-поведенчиского подхода;

· продвижение здоровых связей, соответствующих теории А. Фоли;

· признание различий внутри гендерного сообщества, которое может помочь в определении подгрупп девушек, для которых эффективны определенные программы по М. Зан.

Автор рассмотрела американский опыт создания и внедрения гендерных программ профилактики делинквентности несовершеннолетних девушек, выделила причины неэффективности, обозначила проблемы.

Я считаю, что гендерные исследования и создание гендерных программ профилактики делинквенции, дилектности надо активным образом развивать у нас в России, т.к. в связи с развитием нашего общества по «Западному сценарию» и перехода к «обществу потребления» появилась тенденция к проявлению деликтов, ранее не свойственных в российской молодежной среде. Так же уменьшился возраст молодежи с делинквентым поведением. Обращение в нашем обществе на трансгендерность, гендерные меньшенства. Все это способствует проявлению деликтов, делинквентного поведения не свойственных нам. Проводя И применение и внедрение в российских условиях гендерных программ профилактики делинквенции несовершеннолетних девушек очень важно. И опыт в США должен позволить нам не повторять выявленные ошибки, основные проблемы: малочисленность гендерных программ и отсутствие подготовленных специалистов.

Взросление молодого человека сопряжено со многими испытаниями, сложными ситуациями, проблемами. И преодоление этих проблем требует выработки определённых качеств личности, компетенций и опыта. На этапе взросления, а, тем более в переходном, подростковом возрасте, человек, не обладая соответствующим опытом, компетенциями и определёнными психологическими качествами, нуждается в поддержке, помощи со стороны окружающих. Именно такую поддержку призвана организовать система образования, та образовательная организация, в которой обучается подросток.

Наши рекомендации