Великая дидактика» как итог предыдущего развития теории и практики обучения и воспитания
Преподаватель Т.С. Колесниченко
ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»:
1. История педагогики и образования как область научного знания.
2. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества (первобытное общество).
3. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока (любое государство по выбору студента).
4. Воспитание и школа в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим).
5. Философско-педагогическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме: (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и др.) (по одному имени от каждого государства).
6. Воспитание и образование в эпоху раннего и развитого Средневековья (V-ХIII вв.)
7. Философско-педагогические взгляды мыслителей эпохи Возрождения (Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.) (один автор по выбору студента).
8. Воспитание и педагогическая мысль в период Реформации и Контрреформации.
9. Философско-педагогическое ученье Я.А. Коменского. Проблема человека.
10. «Великая дидактика» Я.А. Коменского, ее философско-педагогическая проблематика, значение для современного учителя.
11. Обоснование Я.А. Коменским классно-урочной системы. Анализ книг «Законы хорошо организованной школы» и «Правила для юношества, собранные в 1653 году».
12. Реализация идеи пансофического образования и дидактических принципов, обоснованных Я.А. Коменским, в его учебной книге «Мир чувственных вещей в картинках».
13. Философско-педагогическая теория Дж. Локка. Анализ фрагментов книги «Мысли о воспитании».
14. Философско-педагогическая теория Ж.Ж. Руссо. Анализ книги «Эмиль, или О воспитании». Формы и методы использования этой книги в современной школе и семье.
15. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды И.Г. Песталоцци. Анализ его произведений «Лингард и Гертруда», «Лебединая песня» (по выбору студента).
16. Образование и зарубежная педагогика в ХIХ в. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.
17. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды А. Дистервега. Анализ книги «Руководство к образованию немецких учителей», ее значение для самообразования выпускника педагогического вуза.
18. Зарубежная педагогика и школа в конце ХIХ – начале ХХ вв. Основные направления реформаторской педагогики.
19. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до ХVIII в.).
20. Отечественная педагогическая мысль в период с Х по ХVII в.: «Поучение В. Мономаха детям», педагогические идеи в «Домострое», Е. Славинецкий «Гражданство обычаев детских», педагогические воззрения С. Полоцкого и др.
21. Просветительские реформы в России в первой половине XVIII века. Педагогические взгляды И.Т. Посошкова, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова (один автор по выбору студента).
22. Просвещение в России ХVIII в. Педагогическая деятельность И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, Ф.И. Янковича (один автор по выбору студента).
23. Школа и педагогика в России первой половины XIX в. Уставы 1804,1828,1864 гг.
24. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Н.И. Пирогова. Анализ статьи «Вопросы жизни».
25. Проблема народности и идея русской школы в учении К.Д. Ушинского. Анализ работ «О народности в общественном воспитании», «О необходимости сделать русские школы русскими», «Родное слово» (статья) (по выбору студента).
26. Антропологические взгляды К.Д. Ушинского. Книга «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», ее роль в профессиональной подготовке учителя.
27. К.Д. Ушинский о труде. Анализ статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении».
28. Статья К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы». Актуальность ее проблематики для современного учителя.
29. Учебные книги К.Д. Ушинского «Детский мир», «Родное слово» (одна книга по выбору студента).
30. Педагогическая деятельность и философско-педагогические взгляды Л.Н. Толстого. Организация учебно-воспитательного процесса в Яснополянской школе.
31. Педагогическая концепция П.Ф. Каптерева. Анализ его произведений «Педагогический процесс», «Задачи и основы семейного воспитания» (по выбору студента).
32. Школа и педагогика в России во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. (до 1917 г.).
33. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды П.Ф. Лесгафта. Анализ раздела книги «Семейное воспитание и его значение» (по выбору студента).
34. Отечественная школа и педагогика в советский период (1917 – 1990 гг.).
35. С.Т. Шацкий – педагог-новатор. Анализ статьи или фрагмента любой книги (по выбору студента).
36. Педагогическая деятельность и педагогические воззрения А.С. Макаренко. Учение А.С. Макаренко о коллективе. Анализ его произведений «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» (по выбору студента).
37. А.С. Макаренко об общих основах семейного воспитания. Анализ его работ «Лекции о воспитании детей». Тематика лекций. Проблематика первой лекции. «Книга для родителей» (анализ любой главы).
38. Педагогическая деятельность и педагогические воззрения В.А. Сухомлинского. Анализ его произведений «Мудрая власть коллектива», «Павлышская средняя школа», «Родительская педагогика» и др. (по выбору студента).
39. Отечественная школа и педагогика в постсоветский период (с 1991 г.).
40. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного пространства.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная
1. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие для пед. вузов/ под общ. ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2009.-496 с.
2. Тихомирова Е.Л. Опорные конспекты по курсу «История педагогики и образования»/ Е.Л. Тихомирова. – Вологда: ВГПУ, 2011. – 164 с.
Дополнительная
1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: учеб. пособие для педвузов/ И.Н. Андреева. - М.: Академия, 2000.-176 с.
2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М., 1985.
3. Антология педагогической мысли Росси второй половины XIX в./ Сост. П.А. Лебедев. – М., 1990.
4. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. Г.Н. Волков, А.Н. Копылов. – М., 1985.
5. Антология педагогической мысли России первой половины XIXв. / Сост. П.А. Лебедев. – М., 1987.
6. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): учеб. пособие для пед. вузов/ сост. А.В. Овчинникова и др. - М.: Академия, 2000.-384 с.
7. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: учеб. пособие для пед. вузов/ А.Н. Джуринский. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М,1998.-272с.
8. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: учебник для вузов / А.Н. Джуринский. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 400 с.
9. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для вузов/ А.Н. Джуринский. - М.: ВЛАДОС,1999.-432с.
10. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для пед. вузов по дисциплине "Педагогика"/ под ред. З.И. Васильевой. - М.: Академия, 2006.-429 с.
11. История педагогики в России: хрестоматия/ сост. С.Ф. Егоров. - М.: Академия, 2002.-400 с.
12. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XXв. Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2007.
13. История педагогики и образования: учеб. пособие для вузов по специальностям 050706(031000) - педагогика и психология; 050701 (033400) - педагогика/ под ред. З.И. Васильевой. - М.: Академия, 2008.-432 с.
14. История педагогики: учеб. для аспирантов и соискателей системы послевузовского проф. образования по дисциплине "История и философия науки"/ под ред. Н.Д. Никандрова. - М.: Гардарики,2007.- 413 с.
15. История социальной педагогики: хрестоматия-учебник: учеб. пособие для вузов/ под ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2001.-544 с.
16. Коджаспирова Г.М. История и философия образования в таблицах и схемах / Г.М. Коджаспирова. – М.: МГОПУ, НОУ, 1998. – 302 с.
17. Латышина Д.И. История педагогики и образования: учеб. для вузов по пед. спец./ Д.И. Латышина - М.: Гардарики, 2007.-526 с.
18. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. В 2 ч. Ч. 1: учебник для вузов и средних специальных заведений/ Л.Н. Модзалевский; науч. ред. М.В. Захарченко. – СПб.: Алетейя, 2000. – 429 с.
19. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. В 2 ч. Ч. 2: учебник для вузов и средних специальных заведений/ Л.Н. Модзалевский; науч. ред. М.В. Захарченко. – СПб.: Алетейя, 2000. – 496 с.
20. Попов В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для вузов / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2010.-208 с.
21. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: учеб. для вузов/ В.Г. Торосян. - М.: Владос-Пресс, 2006.-351 с.
22. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И. Пискунов. –М.: Просвещение, 1981- 528 с.
23. Хрестоматия по истории педагогики. В 3 т. Т.1. Античность. Средневековье / под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2006. – 512 с.
24. Хрестоматия по истории педагогики. В 3 т. Т.2. Новое время / под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2006. – 464 с.
25. Хрестоматия по истории педагогики. В 3 т. Т.3. Новейшее время/ под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2007. – 560 с.
Семинар № 1
Тема: Ян Амос Коменский – основоположник педагогической науки (1592-1670)
План
Великая дидактика» как итог предыдущего развития теории и практики обучения и воспитания.
Задания и вопросы:
Прочитайте оглавление книги и ответьте на вопросы:
1. Выходит ли содержание глав за пределы понятия «дидактика»?
2. Почему же Я.А. Коменский назвал свою книгу «Великая дидактика», а не «Педагогика»?
3. Как Вы соотнесете «гимн» человеку в названии 1 главы и степень проявления человечности в наши дни?
4. Что говорит Я.А. Коменский в 6 главе о роли образования и воспитания в формировании личности?
5. Кому Вы адресуете, прежде всего, 7 главу.
6. Раскройте сущность названия 10 главы.
7. Почему и за что Я.А. Коменский критикует школу своего времени в 11 главе. Соотнесите эту критику и современное состояние школьного дела.
8. Почему Я.А. Коменский так настойчиво обращается к природе (смотрите название 14 гл. и содержание 14,16, 17 и 18 гл.).
Как он трактует принцип природосообразности? Почему этот принцип является основополагающим в его педагогике?
9. Какую возрастную периодизацию и систему школ предложил Я.А. Коменский? Ваше суждение об этом?
10. Каково Ваше мнение о содержании образования в «Материнской школе», предложенном Я.А. Коменским в 28 гл.?
11. Почему Я.А. Коменский обращается к этике в этой же главе, говоря о воспитании детей в столь ранний период? Что Вы скажете об уровне воспитанности современных детей?
12. Какие дидактические принципы и правила дает Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика»? Раскройте суть каждого принципа, используя текст этой книги. Сравните дидактические принципы Я.А. Коменского и принципы современной отечественной дидактики. Каков Ваш вывод?