Возможности и тенденции развития и воспитания личности по возрастным периодам
Возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень физического и психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений (Психологический словарь). Каждый возрастной период развития личности имеет индивидуально-неповторимое содержание и определенные границы. Хронологические границы могут сдвигаться: один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, а другой — позже.
Начальные возрастные периоды образуют детство(И.Ю. Кулагина). Детство — явление историческое: и его содержание и продолжительность изменялись на протяжении веков. Первая периодизация детства возникла в Древней Греции, когда там появилась определенная система школ. Ее описание впервые сделал Аристотель. Я.А. Коменский был одним из первых, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать природным особенностям каждого возраста. Свои педагогические теории, исходя из принципа природосообразности, разрабатывали Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.
Оригинальный подход к определению сущности и содержания возрастного развития личности прослеживается в творчестве Л. С. Выготского. Он считал, что развитие личности — слож-
2—1742
ный процесс, имеющий свои определенные стадии, но переход от одной к другой с первого момента жизни ребенка совершается не только по биологическим законам адаптации организма к среде, но и под действием системы обучения, заданной исторически складывающимся конкретным типом культуры. Для Л.С. Выготского развитие — это возникновение нового. Поэтому стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т. е. теми качествами и свойствами, которых не было раньше (например, ими могут быть отдельные психические процессы, свойства личности и т. д.). При этом новое появляется закономерно подготовленное всем ходом предшествующего развития.
Источником развития является социальная среда, которая становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей. Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и окружающей средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
Л.С. Выготский рассмотрел также динамику перехода от одного возрастного периода к другому, которая может быть или быстрой, резкой, критической или, напротив, плавной, постепенной, медленной. Знание всех этих положений помогает воспитателю понять, что происходит с ребенком в тот или иной возрастной отрезок, выбрать и реализовать подходящую систему воздействия на ребенка и взаимодействия с ним.
Один из последователей Л.С. Выготского Д.Б. Эльконин помимо социальной ситуации развития и центрального возрастного новообразования включил еще один существенный фактор, обусловливающий протекание каждого возрастного, периода. Это основной, или ведущий, тип деятельности. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на каждой стадии.
Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.
При выявлении особенностей учащихся разных возрастных групп и фиксации определенного периода детства учитываются следующие показатели:
— анатомические характеристики;
— особенности протекания физиологических процессов;
— качественные изменения роста;
— развитие психики;
— развитие эмоционально-волевой и действенно-практиче
ской сфер;
— степень духовно-нравственной зрелости.
В педагогике возрастная периодизациянесколько отличается от принятой в психологии: младенчество (1-й год жизни); преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 6 лет): младший дошкольный возраст (3—4 года), средний дошкольный возраст (4—5 лет), старший дошкольный возраст (5—6 лет); младший школьный возраст ( 6—10 лет); средний школьный возраст (10—15 лет); старший школьный возраст (15—18 лет).
Учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания — один из важнейших педагогических принципов.
Младший школьник(от 7(6) до 10лет). Приход ребенка в школу коренным образом меняет его социальное положение: он был старшим в детском саду и во дворе среди малышей, у него не было серьезных и ответственных постоянных обязанностей, ведущей деятельностью была игра. В школе он стал самым младшим, ведущая деятельность — учение — требует много времени, сил, старания.
Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. он обладает необходимым уровнем психологического развития. Субъективная психологическая готовность выражается в стремлении и желании учиться в школе.
Готовность ребенка к школе определяется такими факторами, как:
— общее физическое развитие (нормальный вес, рост, объем
груди, мышечный тонус, пропорции и другие показатели);
— владение достаточным объемом знаний (в основном это
чувственный опыт, представления, некоторые элемен
тарные понятия и ряд фактологических сведений общего
характера);
— владение бытовыми навыками самообслуживания, куль
туры поведения, общения, элементарного труда;
— владение связной, грамматической и фонетически пра
вильной речью;
— предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мус
кулатуры кисти руки и пальцев);
— умения сотрудничества;
— сформированность желания учиться, интерес к знаниям.
Учебная деятельность, включающая овладение новыми
знаниями и умением решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, — является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе.
В младшем школьном возрасте формируются такие общеучебные умения, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начала конструкторско-ком-позиционной и трудовой деятельности. В процессе обучения у ребенка формируется мышление, развивается умение наблюдать, делать элементарные выводы. Воспитываются целеустремленность и умение доводить начатое дело до конца, усидчивость, ответственность, трудолюбие, умение сотрудничать и выполнять совместные действия. Над всеми этими сторонами личности младшего школьника терпеливо и последовательно работают учителя начальных классов.
Средний школьный возраст (от 10 до 15 лет) состоит в том, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает за него бороться, ломая старые отношения, сложившиеся еще в пору его детства. Специфическая подростковая поведенческая реакция — реакция эмансипации. Он стремится высвободиться из-под опеки, контроля со стороны старших, стать независимым. Важнейшими институтами социализации становятся коллектив сверстников и средства массовой коммуникации. Общение, особенно со сверстниками, становится ведущей деятельностью, часто оттесняя на второй план учение. Определяющей все поведение подростка является потребность в самоутверждении, которую он пытается удовлетворить любыми допустимыми и недопустимыми средствами: хорошей учебой, физическим развитием или клоунадой, демонстративным или асоциальным поведением. Важнейшее новообразование возраста — чувство взрослости — представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток еще не достиг. В целом это период завершения детства.
Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития.
Сложность и противоречивость подросткового возраста требует от взрослых взаимодействия с ним на паритетных, терпимых, но требовательных и последовательных позициях:
— взрослый всегда объясняет мотивы своих требований и
поощряет их обсуждение с подростком;
— власть используется лишь в меру необходимости;
— в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
— взрослые устанавливают правила и твердо проводят их в
жизнь, но не считают себя непогрешимыми;
— прислушиваются к мнениям подростка, но не исходят
только из его желаний.
У подростка необходимо формировать социально ценностные установки, предупреждать отклонения в поведении и нравственном развитии, создавать ситуации успеха в различных видах деятельности для утверждения веры в себя и в свои силы.
Внешний вид — важный элемент подросткового самосознания, поэтому учителям и родителям нужно знать, какие его аспекты чаще всего вызывают у ребят беспокойство (в острых случаях нужна консультация психотерапевта): рост, кожа, избыточный вес и др.
Современные подростки, с одной стороны, более открыты, самостоятельны, независимы, острее реагируют на попытки давления на них и ущемления их прав, с другой — более прагматичны, агрессивны, несдержанны в словах и поступках, с размытой системой духовных, нравственных ценностей, что нередко толкает их на асоциальные действия и поступки.
Ранняя юность (от 14—15 до 18 лет). К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости.
Главные институты социализации юношества не складываются в единую систему, что существенно повышает автономию личности от каждого из них в отдельности: семья, школа, общество сверстников, средства массовой коммуникации. Общаться со старшеклассниками, как в учебном заведении, так и в семье, надо уважительно, открыто, на условиях равноправия, признания права молодого человека на собственное мнение, ошибки и самостоятельные решения и поступки. Это в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативности и социальной ответственности. Поведение молодого человека направляется последовательно и вместе с тем гибко и рационально.
Это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, потому что именно тогда созревают необходимые когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и критическую направленность. Самостоятельность мышления в этом возрасте часто приобретает характер безапелляционных суждений и оценок, которые нередко еще по-детски наивны и односторонни. Юноши и девушки в этом возрасте нередко категоричны и нетерпимы в общении со всеми, даже со взрослыми. В людях, в отличие от подростков, они начинают ценить ум, культуру, образованность. Обостряется интерес к сложным мировоззренческим проблемам: счастья, долга, свободы личности, смысла жизни. Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Возрастает потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении, переживаются первые сильные чувства к противоположному полу. Вопрос выбора профессии становится одним из основных, требующим решения.
Несколько слов необходимо сказать и о том, что в воспитательном взаимодействии с ребенком в любой период его развития и взросления надо помнить о его индивидуальных и половых отличиях, об охране его психического и физического здоровья и жизни.
До сих пор педагогика развивается как наука о воспитании ребенка вообще, а не мальчика и девочки. Формирование половой идентичности человека связано не только с определенными психосексуальными ориентациями: направлением и характером осуществления влечения к противоположному полу, но и с различными социосексуальными ориентациями. Существенное место в последних занимает определенная система половых ролей, которая касается всех сфер жизнедеятельности человека.
Процесс маскулинизации женского поведения и феминизации (приобретения женских форм) мужского, к сожалению, явление, характерное для многих современных стран, и вряд ли его можно оценивать как положительное. Вызвано оно не биологическими, а социальными факторами, значительное место среди которых занимает воспитание.
Обобщая все сказанное, перечислим основные закономерности развития человека, которое обусловлено (детерминировано):
— внутренними противоречиями и психофизиологически
ми особенностями;
— социальной ситуацией развития;
— мерой его собственной активности в процессе становле
ния и совершенствования личности;
— типом ведущей деятельности;
— половозрастными и индивидуальными особенностями.
Так кем же является воспитанник в целостном педагогическом процессе: объектом или субъектом воспитания? Объектом,так как у него мало знаний, мал и не всегда достоверен личный опыт, он слаб и беспомощен, нуждается в опеке, содержании, защите от проблем и трудностей. Воспитание и обучение — процессы целенаправленные, и их цели в подавляющем большинстве определяет не сам ребенок. Но воспитанник, безусловно, и субъект воспитанияи обучения,так как он активно воспринимает или сопротивляется направленным на него воздействиям. Каждый человек уникален и неповторим, что требует от воспитателей поиска индивидуальных подходов и способов взаимодействия, многие процессы в развитии человека происходят самопроизвольно. На определенной ступени развития воспитанник начинает в той или иной степени заниматься самовоспитанием и самообразованием, когда вопрос о целепо-лагании в формировании своей личности он решает сам.
Вопросы и задания
1. Воспроизведите возрастные периоды развития ребенка в психоло
гии и педагогике. Раскройте основные новообразования и особенности
каждого возраста. Постарайтесь объяснить, какое значение для педагога
имеет знание этих особенностей.
2. Попробуйте доказать, что учет возрастных особенностей детей в
процессе обучения и воспитания является основополагающим.
3. Дайте психолого-педагогическую характеристику знакомого вам
ребенка с позиций новообразований возраста, в котором он находится.
Сделайте педагогические выводы (на что надо обратить внимание воспи
тателям, какие качества формировать, какие нейтрализовать, какие
способы взаимодействия с ним наиболее целесообразны и т. д.).
Литература
Ананьев А.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. псих. тр. В 2 т. Т.2. М., 1992.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1992. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1984.
Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. М., 1994.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). М., 1996.
Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск, 1988.
Педагогическая антропология. М., 1998.
Рахлевская Л.К. Педагогическая антропология (человекознание) в системе непрерывного образования: история, теория, практика. Томск, 1997.
Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
Если вы хотите, чтобы педагогический труд
давал учителю радость, а не превращался
в скучную однообразную повседневность,
ведите каждого учителя на тропку исследователя.
В.А. Сухомлинский
Глава 4