Возможности и тенденции развития и воспитания личности по возрастным периодам

Возраст — конкретная, относительно ограниченная во вре­мени ступень физического и психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологиче­ских и социальных изменений (Психологический словарь). Ка­ждый возрастной период развития личности имеет индивиду­ально-неповторимое содержание и определенные границы. Хронологические границы могут сдвигаться: один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, а другой — позже.

Начальные возрастные периоды образуют детство(И.Ю. Кулагина). Детство — явление историческое: и его со­держание и продолжительность изменялись на протяжении ве­ков. Первая периодизация детства возникла в Древней Греции, когда там появилась определенная система школ. Ее описание впервые сделал Аристотель. Я.А. Коменский был одним из первых, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитатель­ной работе возрастных особенностей детей. Он обосновал прин­цип природосообразности, согласно которому обучение и воспи­тание должны соответствовать природным особенностям каждого возраста. Свои педагогические теории, исходя из принципа природосообразности, разрабатывали Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.

Оригинальный подход к определению сущности и содержа­ния возрастного развития личности прослеживается в творчест­ве Л. С. Выготского. Он считал, что развитие личности — слож-




2—1742



       
    возможности и тенденции развития и воспитания личности по возрастным периодам - student2.ru
 
  возможности и тенденции развития и воспитания личности по возрастным периодам - student2.ru

возможности и тенденции развития и воспитания личности по возрастным периодам - student2.ru

ный процесс, имеющий свои определенные стадии, но переход от одной к другой с первого момента жизни ребенка совершается не только по биологическим законам адаптации организма к среде, но и под действием системы обучения, заданной историче­ски складывающимся конкретным типом культуры. Для Л.С. Выготского развитие — это возникновение нового. Поэтому ста­дии развития характеризуются возрастными новообразовани­ями, т. е. теми качествами и свойствами, которых не было раньше (на­пример, ими могут быть отдельные психические процессы, свой­ства личности и т. д.). При этом новое появляется закономерно подготовленное всем ходом предшествующего развития.

Источником развития является социальная среда, которая становится совершенно иной, когда ребенок переходит от од­ной возрастной стадии к следующей. Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и окружаю­щей средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению воз­растных новообразований.

Л.С. Выготский рассмотрел также динамику перехода от одного возрастного периода к другому, которая может быть или быстрой, резкой, критической или, напротив, плавной, постепенной, медленной. Знание всех этих положений помо­гает воспитателю понять, что происходит с ребенком в тот или иной возрастной отрезок, выбрать и реализовать подходящую систему воздействия на ребенка и взаимодействия с ним.

Один из последователей Л.С. Выготского Д.Б. Эльконин помимо социальной ситуации развития и центрального воз­растного новообразования включил еще один существенный фактор, обусловливающий протекание каждого возрастного, периода. Это основной, или ведущий, тип деятельности. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на каждой стадии.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей со­циальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообра­зованиями, формирующимися в конце периода, среди них вы­деляется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — перелом­ные моменты в развитии ребенка.

При выявлении особенностей учащихся разных воз­растных групп и фиксации определенного периода детства учитываются следующие показатели:

— анатомические характеристики;

— особенности протекания физиологических процессов;

— качественные изменения роста;

— развитие психики;

— развитие эмоционально-волевой и действенно-практиче­
ской сфер;

— степень духовно-нравственной зрелости.

В педагогике возрастная периодизациянесколько отлича­ется от принятой в психологии: младенчество (1-й год жизни); преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 6 лет): младший дошкольный возраст (3—4 года), сред­ний дошкольный возраст (4—5 лет), старший дошкольный возраст (5—6 лет); младший школьный возраст ( 6—10 лет); средний школьный возраст (10—15 лет); старший школьный возраст (15—18 лет).

Учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспи­тания — один из важнейших педагогических принципов.

Младший школьник(от 7(6) до 10лет). Приход ребенка в школу коренным образом меняет его социальное положение: он был старшим в детском саду и во дворе среди малышей, у него не было серьезных и ответственных постоянных обязан­ностей, ведущей деятельностью была игра. В школе он стал са­мым младшим, ведущая деятельность — учение — требует много времени, сил, старания.

Ребенок психологически готов к школьному обучению преж­де всего объективно, т. е. он обладает необходимым уровнем пси­хологического развития. Субъективная психологическая готов­ность выражается в стремлении и желании учиться в школе.

Готовность ребенка к школе определяется такими факто­рами, как:

— общее физическое развитие (нормальный вес, рост, объем
груди, мышечный тонус, пропорции и другие показатели);

— владение достаточным объемом знаний (в основном это
чувственный опыт, представления, некоторые элемен­
тарные понятия и ряд фактологических сведений общего
характера);

— владение бытовыми навыками самообслуживания, куль­
туры поведения, общения, элементарного труда;

— владение связной, грамматической и фонетически пра­
вильной речью;





   
  возможности и тенденции развития и воспитания личности по возрастным периодам - student2.ru
 
  возможности и тенденции развития и воспитания личности по возрастным периодам - student2.ru

возможности и тенденции развития и воспитания личности по возрастным периодам - student2.ru предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мус­
кулатуры кисти руки и пальцев);

— умения сотрудничества;

— сформированность желания учиться, интерес к знаниям.
Учебная деятельность, включающая овладение новыми

знаниями и умением решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, — яв­ляется ведущей в этот период развития человека, находяще­гося в образовательной системе.

В младшем школьном возрасте формируются такие обще­учебные умения, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начала конструкторско-ком-позиционной и трудовой деятельности. В процессе обучения у ребенка формируется мышление, развивается умение наблю­дать, делать элементарные выводы. Воспитываются целеуст­ремленность и умение доводить начатое дело до конца, усид­чивость, ответственность, трудолюбие, умение сотрудничать и выполнять совместные действия. Над всеми этими сторонами личности младшего школьника терпеливо и последовательно работают учителя начальных классов.

Средний школьный возраст (от 10 до 15 лет) состоит в том, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает за него бороться, ломая старые отноше­ния, сложившиеся еще в пору его детства. Специфическая под­ростковая поведенческая реакция — реакция эмансипации. Он стремится высвободиться из-под опеки, контроля со стороны старших, стать независимым. Важнейшими институтами соци­ализации становятся коллектив сверстников и средства массо­вой коммуникации. Общение, особенно со сверстниками, ста­новится ведущей деятельностью, часто оттесняя на второй план учение. Определяющей все поведение подростка является потребность в самоутверждении, которую он пытается удовле­творить любыми допустимыми и недопустимыми средствами: хорошей учебой, физическим развитием или клоунадой, де­монстративным или асоциальным поведением. Важнейшее новообразование возраста — чувство взрослости — представля­ет собой главным образом новый уровень притязаний, предвос­хищающий будущее положение, которого подросток еще не до­стиг. В целом это период завершения детства.

Психологически этот возраст крайне противоречив. Для не­го характерны максимальные диспропорции в уровне и тем­пах развития.

Сложность и противоречивость подросткового возраста тре­бует от взрослых взаимодействия с ним на паритетных, тер­пимых, но требовательных и последовательных позициях:

— взрослый всегда объясняет мотивы своих требований и
поощряет их обсуждение с подростком;

— власть используется лишь в меру необходимости;

— в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

— взрослые устанавливают правила и твердо проводят их в
жизнь, но не считают себя непогрешимыми;

— прислушиваются к мнениям подростка, но не исходят
только из его желаний.

У подростка необходимо формировать социально ценност­ные установки, предупреждать отклонения в поведении и нрав­ственном развитии, создавать ситуации успеха в различных ви­дах деятельности для утверждения веры в себя и в свои силы.

Внешний вид — важный элемент подросткового самосозна­ния, поэтому учителям и родителям нужно знать, какие его аспекты чаще всего вызывают у ребят беспокойство (в острых случаях нужна консультация психотерапевта): рост, кожа, избыточный вес и др.

Современные подростки, с одной стороны, более открыты, самостоятельны, независимы, острее реагируют на попытки давления на них и ущемления их прав, с другой — более праг­матичны, агрессивны, несдержанны в словах и поступках, с размытой системой духовных, нравственных ценностей, что нередко толкает их на асоциальные действия и поступки.

Ранняя юность (от 14—15 до 18 лет). К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости.

Главные институты социализации юношества не складыва­ются в единую систему, что существенно повышает автоно­мию личности от каждого из них в отдельности: семья, школа, общество сверстников, средства массовой коммуникации. Об­щаться со старшеклассниками, как в учебном заведении, так и в семье, надо уважительно, открыто, на условиях равнопра­вия, признания права молодого человека на собственное мне­ние, ошибки и самостоятельные решения и поступки. Это в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятель­ности, активности, инициативности и социальной ответствен­ности. Поведение молодого человека направляется последова­тельно и вместе с тем гибко и рационально.

возможности и тенденции развития и воспитания личности по возрастным периодам - student2.ru возможности и тенденции развития и воспитания личности по возрастным периодам - student2.ru Это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, потому что именно тогда созре­вают необходимые когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и критическую направленность. Самостоятель­ность мышления в этом возрасте часто приобретает характер без­апелляционных суждений и оценок, которые нередко еще по-детски наивны и односторонни. Юноши и девушки в этом возрас­те нередко категоричны и нетерпимы в общении со всеми, даже со взрослыми. В людях, в отличие от подростков, они начинают ценить ум, культуру, образованность. Обостряется интерес к сложным мировоззренческим проблемам: счастья, долга, свобо­ды личности, смысла жизни. Главное психологическое приобре­тение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Юно­шеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко пере­живается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Возрастает по­требность в общении и одновременно повышается его избира­тельность, потребность в уединении, переживаются первые силь­ные чувства к противоположному полу. Вопрос выбора профес­сии становится одним из основных, требующим решения.

Несколько слов необходимо сказать и о том, что в воспита­тельном взаимодействии с ребенком в любой период его раз­вития и взросления надо помнить о его индивидуальных и поло­вых отличиях, об охране его психического и физического здоро­вья и жизни.

До сих пор педагогика развивается как наука о воспитании ребенка вообще, а не мальчика и девочки. Формирование по­ловой идентичности человека связано не только с определен­ными психосексуальными ориентациями: направлением и ха­рактером осуществления влечения к противоположному полу, но и с различными социосексуальными ориентациями. Суще­ственное место в последних занимает определенная система половых ролей, которая касается всех сфер жизнедеятельно­сти человека.

Процесс маскулинизации женского поведения и феминизации (приобретения женских форм) мужского, к сожалению, явле­ние, характерное для многих современных стран, и вряд ли его можно оценивать как положительное. Вызвано оно не био­логическими, а социальными факторами, значительное место среди которых занимает воспитание.

Обобщая все сказанное, перечислим основные закономер­ности развития человека, которое обусловлено (детерминиро­вано):

— внутренними противоречиями и психофизиологически­
ми особенностями;

— социальной ситуацией развития;

— мерой его собственной активности в процессе становле­
ния и совершенствования личности;

— типом ведущей деятельности;

— половозрастными и индивидуальными особенностями.

Так кем же является воспитанник в целостном педагогиче­ском процессе: объектом или субъектом воспитания? Объек­том,так как у него мало знаний, мал и не всегда достоверен личный опыт, он слаб и беспомощен, нуждается в опеке, содер­жании, защите от проблем и трудностей. Воспитание и обуче­ние — процессы целенаправленные, и их цели в подавляющем большинстве определяет не сам ребенок. Но воспитанник, без­условно, и субъект воспитанияи обучения,так как он активно воспринимает или сопротивляется направленным на него воз­действиям. Каждый человек уникален и неповторим, что тре­бует от воспитателей поиска индивидуальных подходов и спо­собов взаимодействия, многие процессы в развитии человека происходят самопроизвольно. На определенной ступени разви­тия воспитанник начинает в той или иной степени заниматься самовоспитанием и самообразованием, когда вопрос о целепо-лагании в формировании своей личности он решает сам.

Вопросы и задания

1. Воспроизведите возрастные периоды развития ребенка в психоло­
гии и педагогике. Раскройте основные новообразования и особенности
каждого возраста. Постарайтесь объяснить, какое значение для педагога
имеет знание этих особенностей.

2. Попробуйте доказать, что учет возрастных особенностей детей в
процессе обучения и воспитания является основополагающим.

3. Дайте психолого-педагогическую характеристику знакомого вам
ребенка с позиций новообразований возраста, в котором он находится.
Сделайте педагогические выводы (на что надо обратить внимание воспи­
тателям, какие качества формировать, какие нейтрализовать, какие
способы взаимодействия с ним наиболее целесообразны и т. д.).

Литература

Ананьев А.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. псих. тр. В 2 т. Т.2. М., 1992.

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1992. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1984.

возможности и тенденции развития и воспитания личности по возрастным периодам - student2.ru возможности и тенденции развития и воспитания личности по возрастным периодам - student2.ru Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. М., 1994.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от ро­ждения до 17 лет). М., 1996.

Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направле­ния, проблемы. Свердловск, 1988.

Педагогическая антропология. М., 1998.

Рахлевская Л.К. Педагогическая антропология (человекознание) в системе непрерывного образования: история, теория, практика. Томск, 1997.

Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психо­логии. М., 1995.

Если вы хотите, чтобы педагогический труд

давал учителю радость, а не превращался

в скучную однообразную повседневность,

ведите каждого учителя на тропку исследователя.

В.А. Сухомлинский

Глава 4

Наши рекомендации