Модель методической службы ДОУ
Методическая служба дошкольного учреждения направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи. Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.
Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения, методическая служба призвана обеспечить:
* достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;
* адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников.
Цели методической службы:
* обеспечение качества образовательного процесса ДОУ;
* создание совокупности условий для эффективного развития дошкольного учреждения.
Задачи методической службы:
* управление образовательным процессом ДОУ;
* обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;
* создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
* проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.
Организаторам методической службы необходимо выработать систему методической работы, обеспечивающую развитие воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки. Система методической работы может быть спроектирована по следующей структуре: прогнозирование – планирование – организация – регулирование – контроль – стимулирование – коррекция – анализ. Успешность функционирования системы зависит от обоснованности и оптимальности выбора содержания методической работы, учета важных проблем и тенденций в развитии воспитательно-образовательного процесса ДОУ и профессионального мастерства педагогов. Содержание методической работы формируется на основе различных источников, как общих для всех дошкольных учреждений региона, так и исходя из реальных, неповторимых условий каждого дошкольного учреждения.
Прогнозирование и планирование содержания работы можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.
План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планирование эффективно при соблюдении главных условий:
* знание уровня, на котором находится работа ДОУ;
* четкое представление об уровне, на котором она должна находиться к концу планируемого периода;
* выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.
Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей, и интересов.
Основные функции диагностики:
* информационная функция – это постоянная информация всех участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.
* диагностическая функция – это психолого-педагогическое изучение обученности, воспитанности, развития ребенка, а так же уровня компетентности педагога.
* коррекционная функция – это дидактическая коррекция учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности учителя в сторону саморазвития.
* ориентационная функция – это ориентация педагогического коллектива на решение целей и задач ДОУ, на устранение тех «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных педагогов.
* аналитическая функция – это психолого-педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. В отличии от контролирующей функции, направленной лишь на выявление недостатков, аналитическая функция выявляет причинно - следственные связи в учебно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения.
Успешное выполнение задач методической службы ДОУ зависит и от того, на сколько методист знает свой коллектив, его психологию, индивидуальные особенности каждого педагога. Управление методической службой в условиях личностно - ориентированного подхода - это создание условий для стимулирования саморазвития каждого воспитателя, для его самореализации, проявления в педагогической работе важнейших функций личности: выбора ценностей, понимания (рефлексирования) смысла своей деятельности, реализации своих потребностей и задатков. Руководителю важно изучить личность каждого педагога в деятельности (его отношение к окружающей действительности, интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера, темперамент), определить профессиональные способности. Задача методиста, как менеджера по персоналу – умение организовать работу педагогического коллектива, распределить обязанности в коллективе с учетом личных качеств каждого педагога, а та проявить принципиальность в достижении поставленной цели.