Тема 11. Методика организации интеллектуально-познавательных программ - 2 часа

План лекции:

1. Понятие интеллектуальных игр;

2. Методика проведения интеллектуальных игр.

1. Интеллектуальные игры - это игры, которые развивают воображение, комбинаторные функции интеллекта, гибкость, а также ассоциативное мышление - расширяют ассоциативное поле.

Интеллектуальные игры - это все игры со словами, в этот обширный класс можно отнести, например, кроссворды. Однако мы с Вами начнём играть в подвижные телесно-ориентированные интеллектуальные игры (наподобие известной подвижной интеллектуальной игры для самых маленьких - «съедобное-несъедобное»).

Цели проведения интеллектуальных игр.

Учебные цели.

1. Проверить уровень полученных знаний.

В данном случае игра выступает в роли видоизмененного экзамена. Здесь допустимы вопросы на воспроизведение выученных сведений. Контроль и учет знаний в игровой форме значительно повышают интерес к учебе.

2. Стимулировать самостоятельное изучение материала.

Для достижения этой цели игрокам заранее сообщаются тема и объем материала, который будет задействован. А игра является итогом самостоятельной работы участников (чтения литературы, посещения музея, консультации или лекции специалистов и т. п.) по заданию организаторов. Регулярное успешное проведение игр подобной направленности не только дает ребятам множество дополнительных знаний, но и учит самостоятельному их добыванию.

Развивающие цели.

Развивать:

1. логическое мышление;

2. сообразительность;

3. коммуникабельность.

Для достижения этих целей важно особенно ответственно относится к подбору вопросов и заданий, а также к организации самой игры.
В случае успешного решения этих задач участие детей в игре позволит им приобрести опыт:

а) публичных выступлений;

б) ведения дискуссии;

в) стратегического и тактического поведения личности и команды в меняющихся условиях.

Эти цели достигаются, в основном, во время игр – стратегий.

Основные типы интеллектуальных игр:

1. Викторины;

2. Стратегии.

В действительности интеллектуальных игр существует значительно больше, но получены они за счет комбинирования и компиляции основного материала, то есть, если хорошо разобраться в каждом из представленных ниже типов, то можно самостоятельно компоновать различные их элементы для получения собственных многообразных форм игр.

2.Интеллектуальные игры состоят из игрового сюжета, вопросов, музыкального оформления, художественного оформления.

Познавательная игра может быть посвящена любой теме. Но целесообразно планировать и проводить игры, которые способствуют получению дополнительных знаний.

При разработке познавательной игры необходимо иметь в виду:

- объем фактических знаний участников;

- сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы (умение планировать и распределять во времени работу, пользоваться справочным материалом; сформированность действий самооценки и самоконтроля и т.д.);

- уровень интеллектуального развития;

- тип внимания, памяти, темперамента;

- состояние здоровья.

Исходя из возрастных особенностей участников и выбора темы, можно приступать к сбору необходимого материала (загадок, стихов, литературных произведений, исторических фактов, пословиц, поговорок, высказываний известный людей, картин художников и т. д.), который потом компонуется в блоки и одевается в «интересную форму». Все задания в блоках должны быть расположены «от простого к сложному», по необходимости сопровождаться световыми, музыкальными эффектами, а также использованием необходимого реквизита.

1. Начало.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

Таким образом, можно назвать необходимые условия для организации и проведения интеллектуальных игр:

1. Компетентность ведущего, умение вести себя перед участниками игр, хорошая дикция, соответствующая одежда. Наличие исполнительных и компетентных помощников (если это необходимо.

2. Вопросы должны быть интересно сформулированы, строиться по принципу «неизвестное об известном», основываться не на специализированных знаниях, а на общедоступных фактах, логическом мышлении и интуиции. Вопросы должны содержать в себе еле заметные на первый взгляд зацепки, подталкивающие ход мысли в нужном направлении. Задаваться в корректной форме с четкой формулировкой и предполагать однозначный ответ.

3. Команды должны быть заранее сформированы (кроме тех случаев, когда формирование команды предусмотрено сценарием игры).

4. Компетентное жюри.

5. Дополнения для усиления игрового колорита (реквизит и т. п.)

6. Сюжет игры.

7. Место проведения игры и его оформление (художественное и музыкальное).

8. Призы.

Рекомендуемая литература:

1. Бургонова Г.Н., Каморджанова Н.А. Гостиничный и туристский бизнес. – Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.

2. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. / Пер. с анг.. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 360 с.

3. Этика деловых взаимоотношений и культура бизнеса: Метод. Рекомендации. – М.: Финвест, 1995. – 210 с.

Контрольные задания для выполнения СРС

1. Закрепление лекционного материала.

2. Чтение дополнительной литературы.

3. Изучите тему «Литературные материалы для создания сценария игровой программы»

Наши рекомендации