Формирование умения употреблять в речи причастия
- Попробуем устно заменить предложение с союзным словом «который» причастием:
Как мы скажем о человеке, который читает книгу?
О девочке, которая бежит?
О яблоке, которое краснеет?
О море, которое бушует?
О деревьях, которые стонут?
- Такая замена нужна в сочинении, изложении, речевом высказывании для большей выразительности и точности речи.
- Почему М.В.Ломоносов так сказал о причастии: «Они служат сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу»? Действительно, причастия помогают выразить кратко и точно мысль, грамматические признаки прилагательных и глаголов имеются у причастий.
5. Выявление особенностей употребления в разных стилях языка.
а) функционирование причастий в художественном тексте.
- Выразительно прочитайте предложения, определите, к какому стилю они относятся. Как вы считаете, зачем автор употребляет причастия в данном тексте, какова роль причастий для передачи главной мысли и чувств автора? Можно ли эти предложения заменить конструкциями со словом который?
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на полях средь желтой нивы
Чету белеющих берез (М.Лермонтов).
…Взять и вспомнить наугад
Старый лес, куда в орехи
Я ходил с толпой ребят.
Лес – ни пулей, ни осколком
Не пораненный ничуть,
Не порубленный без толку,
Без порядку как-нибудь,
Не корчеванный фугасом,
Не поваленный огнем,
Хламом гильз, жестянок, красок
Не заваленный кругом,
Блиндажами не изрытый,
Не обкуренный зимой,
Ни своими не обжитый,
Ни чужими под землей (А.Твардовский).
- Данные тексты написаны в художественном стиле, поэтому причастия в нем употреблены для большей выразительности и яркой характеристики явлений природы. Замена конструкциями со словом «который» невозможна – тогда нарушится весь поэтический строй стихотворений, автору без использования причастий невозможно будет наиболее ярко и точно передать состояние природы (в первом тексте) и свои чувства и настроения – тревогу за судьбу леса (во втором).
Таким образом, мы установили, что причастия в стихотворном произведении незаменимы, они помогают автору передать лирический настрой или динамику развития событий.
б) функционирование причастий в научном тексте.
- А теперь сравним, такую же роль выполняют причастия в тексте другого стиля, вам предстоит определить стиль этого текста.
*Кибернетика – наука, изучающая общие вопросы управления и передачи информации. Компьютер – автоматическое устройство, действующее по заданной программе и обрабатывающее в кратчайшие сроки большие объемы информации.
- Стиль текста – научный, он предполагает краткость, лаконичность в изложении материала, поэтому в предложениях использованы причастия. Замена причастий конструкциями со словом «который» возможна, это не нарушает смысловой структуры текста, но здесь использование таких конструкций нерационально.
Таким образом, мы с вами увидели, что в текстах разных стилях причастия выполняют различную функцию.
Подведение итогов урока.
- Обобщим все полученные нами знания о причастии, о его грамматических признаках, синтаксической роли и функции в различных стилях.
- Какую часть речи мы называем причастием?
- В чем заключается отличие между причастием и прилагательным?
- Какие общие грамматические признаки у причастия с прилагательным и глаголом?
- Расскажите о синтаксической роли причастия в предложении.
- Для чего употребляются причастия в различных стилях книжной речи?
Домашнее задание
- выписать из школьных учебников 10 предложений с причастиями
- заменить причастиями сложноподчиненные предложения с союзным словом «который»
- составить небольшой текст – описание природы, употребив в нем причастия.
Тематическое планирование раздела «Словосочетание» темы «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе
(По УМК под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта)
Учитель – М.С.Гаврий
Развивающие цели уроков: развивать познавательную деятельность учащихся, навыки анализа языкового материала, навыки логического мышления: анализа, синтеза, систематизации материала.
Воспитывающие цели уроков: воспитывать речевую культуру школьников на примере использования сочетаемости (несочетаемости) слов в русском языке, культуру устной и письменной речи учащихся на примере употребления словосочетаний.
Внутрипредметные связи: морфология; самостоятельные и служебные части речи.
Тема, цель, тип урока | Методы и приемы | Виды заданий для учащихся | Повторение | Наглядность и ТСО |
Уроки 1-2. Что изучают синтаксис и пунктуация? Цель: дать понятие о новом разделе языкознания – синтаксисе и пунктуации, показать связь морфологии и синтаксиса, пунктуации и синтаксиса, научить видеть отличительные признаки слова и предложения Урок объяснения нового материала | Репродуктивные методы: слово учителя по новой теме урока, самостоятельная работа с учебником. Частично-поисковый метод: сопоставление формы слова и предложения, реализующий высокую мотивацию учеников | Задание на выявление понимания учащимися материала урока: составление предложений, выполнение упражнений, задание творческого характера | Самостоя-тельные части речи | Таблица, отражающая различие слова и предложения |
Урок 3. Словосочетание. Отличие слова от словосочетания Цель: дать понятие о словосочетании как единице синтаксиса, научить видеть и определять отличительные признаки слова и словосочетания, использовать словосочетания в речи Урок объяснения нового материала | Частично-поисковый метод. Учащиеся сопоставляют слова и словосочетания и делают самостоятельные выводы | Выполнение упражнений учебника, составление словосочетаний, упражнения по дифференциации слова и словосочетания | Предложе-ние, отличие предложе-ния от слова | Таблица, отражающая материал отличия слова от словосочета-ния |
Урок 4. Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании Цель: формирование у учащихся важного умения устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании, формирование умения вычленять словосочетания из предложений, производить синтаксический разбор словосочетаний, а также моделировать конкретные словосочетания по схемам Комбинированный урок | Репродуктивный метод. Слово учителя, работа учащихся с учебником, частично-поисковый метод, реализующий осознанное владение материала учениками | Упражнения учебника, задания по карточкам, перфокартам (вставить нужные предлоги в словосочетания). Устное составление словосочетаний. Выборочный диктант | Самостоя-тельные части речи и предлоги | Схема грамматиче-ской и смысловой связи слов в словосочета-ний |
Урок 5. Именные и глагольные словосочетания Цель: дать понятие об именных и глагольных словосочетаниях, научить школьников определять глагольные и именные словосочетания, уметь использовать их в разных типах речи (описании, повествовании) Комбинированный урок | Репродуктивный метод. Слово учителя, работа с учебником, с таблицей. Частично-поисковый метод | Упражнения по конструированию словосочетаний, трансформации словосочетаний, вычленению словосочетаний из предложений, определению его функции в разных типах речи | Повторение имени существи-тельного, прилагате-льного, глагола, предлогов | Схема-таблица именных и глагольных словосочета-ний |
Урок 6. Повторение изученного по теме «Словосочетание» Цель: повторить и систематизировать знания о предложении и словосочетании, закрепить умение сопоставлять слово, словосочетание и предложение Урок повторения | Лингвистический анализ дидактического материала, реализующий осознанное осмысление материала. | Разноуровневые задания: на воспроизведение знаний; на применение знаний в знакомой ситуации; на применение знаний в измененной и новой ситуации | Самостоя-тельные части речи и предлоги |