Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Практическая работа 7
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка
(наименование практического занятия)
Цели работы:
студент должен уметь:
- проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;
- строить рассуждения с целью анализа проделанной работы.
Дидактическое оснащение практической работы:
настоящие методические рекомендации по выполнению практической работы.
Задания:
1. Определите, сколько в слове слогов, какой по счету ударный? Разделите: на гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены? Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Какими буквами обозначены? Количество звуков и букв в слове.
2. В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный?
1) щека 2) пожалеть 3) шапка 4) желание
3. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный?
1) мыло 2) режим 3) луна 4) космос
4. В каком слове произносится звук [а]?
1) вянуть 2) частичный 3) тянуть 4) щадить
5. В каком слове произносится 2 согласных звука?
1) солнце 2) возчик 3) мыться 4)поет
6. В каком слове произносится звук [й]?
1) тёрка 2) еда 3) сюда 4) прятать
7. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) въедливый 2) юбиляр 3) местность 4) маячить
8. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
1) рожь 2) память 3) пережить 4) воздвиг
9. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) просьба 2) июльский 3) Якутия 4) яростный
10. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1)ключ 2) миля 3) жениться 4) портрет
11. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)бледнЫ 2) нАчаты 3)дОговор 4)зАвидно
12. Укажите цифрами количество звуков в словах.
половодье шестая пекарня шлёпать
13. В каком слове все согласные твердые?
1) заживо 2) возможность 3) качество 4) решение
14. Сделать фонетический разбор слов: люблю, морковь, стихотворцы, бьющаяся, косьба.
Алгоритм фонетического разбора слова
Фонетический разбор слова нужно производить в строгом соответствии с заданным алгоритмом.
1) Сначала выпишите слово.
2) Произнесите его и прислушайтесь к звучанию.
3) Затем в квадратных скобках напишите транскрипцию слова, отразив все имеющиеся в нём звуки и обозначая дефисом слогоделение.
4) Напишите, сколько в слове слогов, какой слог является ударным.
5) Выпишите в столбик все буквы слова, а рядом с соответствующими буквами в квадратных скобках укажите звуки.
6) Дайте характеристику каждому звуку, начав с обозначения, гласный он или согласный.
7) Гласные и согласные характеризуются по-разному:
у гласных нужно указать, являются ли они ударными;
у согласных укажите глухость/звонкость, парность/непарность, приведите парный звук, обозначьте твёрдость/мягкость и парность по данному признаку, напишите твёрдую или мягкую пару.
8) Подведите под столбиками букв и звуков горизонтальную линию, пересчитайте количество букв и звуков, укажите его.
Содержание отчета:
выполненные задания, ответы на вопросы.
Контрольные вопросы:
- Фонетические средства русского языка. Что к ним относится?
- Из каких значимых единиц речи состоит фонетическая система русского языка?
Литература:
1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. по- собие сред. проф. образования. - М., 2014.
2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
3. Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2009.
4. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.
5. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.
6. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. - М., 2014.
7. stavcur.ru/cl/10/ru4.htm
8. my-shop.ru/shop/books/8355.html
9. www.umnikk.ru/index.php?section=book
Сопоставление устной и письменной речи
Цели работы:
студент должен уметь:
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;
- проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.
Дидактическое оснащение практической работы:
настоящие методические рекомендации по выполнению практической работы.
Задания:
1. Прочитайте следующий теоретический материал:
Сопоставление устной и письменной речи
Наша речь существует в двух формах – устной и письменной. Устная форма речи первична. Она появилась задолго до возникновения письменной формы речи. И письменная, и устная речь обладают рядом схожих и различных черт. Обе формы служат средством общения людей. Обе помогают выразить мысли, чувства, передать информацию. Но способы для этого устная и письменная формы речи используют разные.
Устная форма речи – это любая речь, которая звучит. Она характеризуется мелодичностью, интенсивностью, продолжительностью, разными темпами речи, от очень быстрого до замедленного. Устная речь богата различными оттенками интонации, поэтому способна передать различные переживания говорящего, его чувства, отношение к тому, что он говорит и кому говорит. Устная речь может сопровождаться дополнительными средствами: мимикой, жестами, взглядом и т.д.
При использовании устной формы речи нельзя еще раз вернуться к тому, что уже сказано. Поэтому говорящий одновременно и произносит фразу, и обдумывает следующую. В связи с этим устная форма речи может быть неплавной, прерывистой. Говорящий часто использует дополнительные восклицания, которые помогают заполнить паузу в момент обдумывания следующей фразы. Устная форма речи может быть подготовленной, например, доклад, выступление. А может быть и неподготовленной, спонтанной.
Письменная речь создавалась человеком для закрепления устной речи. Письменная речь дала возможность передавать информацию из поколения в поколение, закреплять знания и опыт человека с тем, чтобы передать их потомкам. Следовательно, основное отличие письменной формы речи от устной заключается в возможности сохранять информацию на протяжении длительного времени. Если устная речь воспринимается органами слуха и зрения, то письменная только органами зрения. Письменная речь в отличие от устной допускает использование сложных конструкций. Она имеет четкую структуру, дает возможность вернуться к сложным местам, вдумываться в них.
Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, поэтому позволяет выбирать языковые средства в зависимости от стиля. Письменная речь всегда подготовлена. Она может редактироваться, совершенствоваться. К письменной речи обязательно предъявляются требования пунктуации и каллиграфии.
Но, несмотря на такие существенные различия, устная речь может быть записана, например, интервью. А письменная речь может быть произнесена. Например, выступление артистов словесных жанров или постановка спектакля по пьесе какого-либо писателя.
2. На основании теоретического материала составьте сопоставительную таблицу устной и письменной речи.
3. Проиллюстрируйте данные положения таблицы конкретными примерами.
Содержание отчета:
выполненные задания, сопоставительная таблица.
Контрольные вопросы:
- Назовите формы речи. В чем их особенность?
- Назовите жанры устной и письменной речи.
Литература:
1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. по- собие сред. проф. образования. - М., 2014.
2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
3. Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2009.
4. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.
5. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.
6. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. - М., 2014.
7. stavcur.ru/cl/10/ru4.htm
8. my-shop.ru/shop/books/8355.html
9. www.umnikk.ru/index.php?section=book
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
Цели работы:
студент должен уметь:
- строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
- определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае.
Дидактическое оснащение практической работы:
настоящие методические рекомендации по выполнению практической работы.
Задания:
1. Повторите самостоятельно следующие орфографические правила:
-употребление буквы -ь- и -ъ-;
-правописание приставок на -з- и -с-;
-ы- / -и- после приставок;
-правописание -о- и -е- после шипящих и -ц-;
- правила пунктуации.
2. Запишите в две колонки слова с разделительным ъ и ь, произведите их морфемный анализ, дайте мотивацию своего выбора.
Ал…янс, в…ехать, в…юшка, гнездов…е, д…як, звер…е, зимов…е, интер…ер, ин…екционный, итал…янский, кар…ер, кол…е, кол…раби, конс…ержка, конферанс…е, кур…ерша, лос…он, об…емлемый, пен…юар, от…евшийся, кабал…еро, от…единенный, челобит…е, от…ять, побатал…онно, мин…он, пред…явитель, бел…этаж, с…естной, раз…яриться, шевал…е, фельд…егерь, бел…этаж, полын…я, рант…е, трел…яж.
3. Вставьте пропущенные буквы в приставках и разместите слова по трем столбикам: 1) с приставками, не меняющими на письме согласного; 2) с приставками на з –с; 3) с приставками на гласный. С выделенными словами составьте предложения.
Бе…вкусица, …жечь дотла (что-нибудь), бе…жалостный, бе…форменный, бе…шумный, о…текаемый, во…зрение, во…становление, на…смотрщик, н…слаждение, во…торжествовать, п…дучить, о…блеск, и…жога, и…подтишка, по…писчик, по…шипник, бе…кормица, пр…исшествие, ни…падать, пр…свещать, …дельщина, пре…почтение, пре…шественник, чере…полосица, чере…седельник, з…адвижка, з…чинщик, пер…мирие, пер…шеек, ра…знакомиться, ра…творять, ра…щелина, д…веренный, д…верчивый, ра…чет, ра…считать, ра…хвораться, бе…кровный.
4. Перепишите, расставляя ударения и вписывая пропущенные буквы. Составьте устно предложения с данными словами.
Р…звальни – р…звалиться; р…зыгрыш – р…зыграть; р…зыск – р…зыскать; р…спись – р…списать, р…списание, р…списка; р…ссыпь – р…ссыпать; р…сказ – р…ссказни; р…спустить (на каникулы) – р…спуск.
5. Из слов, помещенных в скобках, при помощи указанных приставок образуйте новые слова. Подчеркните удвоенные согласные.
Без- или бес- (сильный, словесный, вкусный, ценный, злобный, сонный); воз- или вос- (зрение, становление, держаться, принимать, создавать); из- или ис- (зябнуть, зубрить, жарить, портить, следовать); от- или о- (таять, тяжелеть, толкнуть); под- или по- (дразнить, данный, давать, дарить); раз- или рас- (знакомиться, жечь, писать, пороть, седлать, спрашивать, таять, тратить, чет, считать, чистка).
6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Без…глый, без…дейность, без…нвентарный, без…скровый, без…тоговый, вз..мать, вз…скать, дез…нформация, контр…гра, небез…звестный, об…ндеветь, об…сканный, под…тожить, пост…мпрессионистский, пред…юльский, сверх…зысканный, спорт…гра, с…здавна, с…змала, с…мпровизировать, транс…орданский, без…скрый, без…нициативный, дез…нфекция, меж…нститутский, над…ндивидуальный, небез…нтересный, об…граннный, от…менный, пан…сламист, пред…мпрессионистский, пред…стория, сверх…ндустриализация.
7. Вставьте пропущенные буквы.
Трущ...ба, щ...тка, ш...лк, ж...рнов, ш...рник, бесш...вный, крыж...вник, ш...к, ж...ванный, саж...нки, медвеж...нок, печ...ный, реч...нка, улич...нный, ж...лтый, ш...рох, тяж...лый, ч...рствый, заш...л, пч...лка, освещ...ннный,пш...нный, размеж...вка, выкорч...вывать, вощ...ный, червяч...к, грош...вый, моч...ный, парч...вый, горяч..., певуч..., жж...т, стаж...р, старуш...нка, свинц...вый, перц...вый, облиц...вать.
8. Поставьте данные существительные в творительный падеж:
падеж, кирпич, продажа, плащ, рубеж, меч, борщ, межа, плач, свеча, пейза
9. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. (Текст распечатан на каждого студента)
Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин.
Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка... Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба.
С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.
(На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н_чуть (не)была заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев.
Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки... Нежное лич_ко... Волосы... В ее облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое... Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку...
После этой встреч_ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр_сте девушкам нрав_(ть,т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.
Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире.
Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему?
10. Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста.
1) При обособлении приложения употребляется тире, если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно.
2) Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.
3) Обособляются распространенные определения, выраженные причастием с зависящими от него словами.
4) Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении, если части его отдалены друг от друга по смыслу.
5) Обособляется, как правило, деепричастный оборот независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому.
6) Для смыслового выделения или для попутного пояснения могут выделяться запятыми обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах. Чаще всего такие конструкции образуются именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями благодаря, ввиду, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в связи, в силу, вследствие, несмотря на, при условии, согласно
Содержание отчета:
выполненные задания.
Контрольные вопросы:
- Какова роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи?
- Какие вы знаете правила, нарушающие единообразие написания корня?
- Какие вы знаете группы приставок, соотносимые с разными принципами написания?
- Озвучьте правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и епосле шипящих и цв корне, суффиксе и окончании; правописание ыи ипосле ц;употребление разделительных ь и ъ.
- Что такое пунктуация?
- Можно ли пунктуацию изучать вне синтаксиса?
- Какие же цели преследует пунктуация?
- Что же лежит в основе пунктуации, русской пунктуации?
- Чем же являются для нас принципы русской пунктуации?
- «Пунктуацию нельзя выучить, надо научиться ее применять». Согласны ли вы с таким высказыванием ?
Литература:
1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. по- собие сред. проф. образования. - М., 2014.
2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
3.Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2009.
4.Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.
5.Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.
6. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. - М., 2014.
7. stavcur.ru/cl/10/ru4.htm
8. my-shop.ru/shop/books/8355.html
9. www.umnikk.ru/index.php?section=book
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слов
Цели работы:
студент должен уметь:
- проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
- проводить фонетический разбор, орфоэпический и графический анализ слов;
- извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника.
Дидактическое оснащение практической работы:
настоящие методические рекомендации по выполнению практической работы.
Задания:
1. Вспомните варианты ударения: нормативные ударения, устаревшие ударения, имеющие стилистическую окраску, литературные ударения. Составьте глоссарий по теме.
2. Расставьте ударения в следующих существительных:
1) Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пила, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель.
2) Апокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, созыв, статут, упрочение, феерия, феномен.
3) Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис, гренадер, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод.
4) Диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, пурпур, путепровод, ракурс, столяр, толика, узаконение, фарфор, христианин, экслибрис.
3. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте словосочетания.
1)Атлас - атлас, броня - броня, видение - видение, вязанка - вязанка, ирис - ирис, кирка - кирка, клубы - клубы, кредит - кредит, лоскут - лоскут, мокрота - мокрота,острота - острота, старина - старина, хаос - хаос.
2) Лавровый - лавровый, угольный - угольный, характерный - характерный, языковой - языковый.
3)Забронировать - забронировать, морщить - морщить, погружённый - погруженный, склонен - склонён, трусить - трусить.
4.Найдите слова, в которых допускаются варианты ударения. Отметьте нормативные ударения, допустимые (т.е. менее желательные, но находящиеся в пределах нормы), устаревающие, имеющие стилистическую окраску.
1) Дискант, каталог, кета, компас, ломоть, мышление, партер, прикус, ровня, феномен.
2) Августовский, безудержный, великовозрастный, девичий, заснеженный, кирзовый, мизерный, мускулистый, окровавленный, флейтовый.
5.Какое ударение является литературным (нормированным), а какое употребляется в профессиональной речи?
1)Искра, компас, маяка(род. пад.), прикус, шприца (род. пад.).
2) Флейтовый, фильтровый.
6.От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.
Белый, глупый, дорогой, естественный, здоровый, красный, красивый, круглый, лёгкий, острый, полный, сильный, смешной, смелый, тяжелый, хитрый, четкий, ясный.
7.Расставьте ударения в неопределенной форме глагола.
Багроветь, баловать (-ся), бронировать (покрывать броней), бронировать (закреплять), группировать, заиндеветь, закупорить, заржаветь, кашлянуть, лиловеть, морщить (лоб), морщить (об одежде), нормировать, обезуметь, облегчить, опошлить, откупорить, плесневеть, принудить, ржаветь, соболезновать, уведомить, удить, ходатайствовать, экипировать.
8. Затранскрибируйте текст. Отметьте все позиционные чередования гласных и согласных фонем.
Вперёд! Без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!
Смелей! Дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперёд,
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет (А.Н.Плещеев).
9. Затранскрибируйте приведённые ниже слова. Укажите, какие фонетические процессы (законы) в области гласных здесь наблюдаются.
Старичок, жасмин, полевой, шалаш, оперативный, чернота, осенний, целиком, шерстяной, водяной, чеснок, жернова, еловый, пятаки.
10. Чем отличаются ударные гласные в приводимых парах слов? Какая фонетическая закономерность здесь наблюдается?
Рад - ряд, гроза - грозя, шута - шутя, соло - сёла, вол - вёл, сад - сядь, лот - лёт, мат - мать, нос - нёс, мол - мёл, тук - тюк, колу - колю, лук-люк.
11. Какие фонетические законы (явления) наблюдаются при произнесении согласных звуков в данных словах?
Над трибуной, вселиться, сгореть, с Шурой, с бантиком, вскользь, с братом, к жене, низко, без шапки, в коробку, с досады, легче, изжить.
12. Сделать графический анализ слов: подъезжать, успокоиться.