Анализ результатов работы по формированию УУД на уроках русского языка
Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка универсальными способами действий. Именно об этом идёт речь в новых образовательных стандартах. В работе рассматривается вопрос о вооружении учеников 5-7 классов такими универсальными способами действий, которые помогли им развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Для этого мною был изменён способ обучения учеников в 5-7 классах.
. На уроке русского языка во время общения была использована игровая учебная деятельность. При использования УУД среди школьников среднего звена были выявлены высокие знания, умения и навыки.
Использование регулятивных действий обеспечило учащимся организацию своей учебной деятельности. Была поставлена задача на соотнесение пройденного материала, его усвоения и выявление неизвестного материала. С помощью обязательного планирования определялись промежуточные цели с учетом конечного результата и дальнейшим планированием последовательности действий.
В процессе этого действия было определено качество и уровень усвоения учащимися 5-7 классов преподаваемого материала.
С помощью коммуникативных действий общение в процессе учебного сотрудничества было спланировано в тесном контакте с педагогом и сверстниками у каждого звена были определены свои цели, функции и способы взаимодействия.
Разрешение конфликтов проходило при совместном принятии решений и их реализации[12].
Учащиеся с достаточной полнотой и точностью выражали свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации поставленные перед ними. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме привело к быстрому усвоению материала.
На уроках русского языка среди 5-7 классов были использованы общеучебные, логические учебные действия, направленные на решение проблемы.
Самостоятельно ими выделялась и формулировалась познавательную цель. Из прочитанных текстов в различных жанрах извлекалась основная и второстепенная информация. Свободная ориентация была на восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей.Давалась оценка языка, использовавшаяся в средствах массовой информации. Рассматривались наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
Работа с основными компонентами текста учебника: оглавлением, учебным текстом, вопросами и заданиями, словарем, приложениями и образцами, иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками, что привело к более глубокому изучению и быстрому усвоению материала.
Особое значение было уделено определению примерного содержания незнакомой книги по титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям, аннотации, определению темы и главной мысли текста, деление текста на смысловые части, составление простого плана. В результате усвоения темы ученик умел быстро ориентироваться в незнакомом тексте.
На уроках были усвоены материалы по владению различными видами изложения текста: подробное, сжатое, выборочное.
Логические действия были использованы для анализа объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), обобщения, построение логической цепи рассуждений, доказательства, владение рядом общих приемов решения задач, выдвижение гипотез и их обоснования.
Для постановки и решения проблемы были использованы и сформулированы проблемы, самостоятельно созданы способы решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные универсальные учебные действия на уроках русского языка обеспечили ценностно-смысловую ориентацию учащихся (научились соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения). К учебной деятельности применялись два вида действий:
смыслообразования, между учащимися установлены связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик учился задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. С помощью действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, выбирались социальные и личностные ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор.
Формирование УУД на уроках русского языка привело к использованию нового подхода – изменения отношение к ребёнку, для формирования личности, способной принять решение в нестандартной ситуации. Учебный процесс был построен путем открытия знаний у ребенка, которые он добывал в поиске.
Используемые действия привели к высокому уровню знаний и умений учащихся 5-7 классов.
Результаты полученных знаний, умений, навыков видно из проведенного анкетирования. Темы анкетирования была определены после изучения учащимися среднего звена произведениий: Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро» и Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб» .
Анкета по произведению «Васюткино озеро» включала вопросы следующего характера:
1.Как ты представляешь себе ход описания характера мальчика Васютки, героя рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»?
2.Укажи самые главные черты характера героя.
3.Напиши своё мнение о герое кратко.
4.Как ты оценишь (нормально, хорошо, отлично)?
5.Как бы ты поступил, если бы твой друг по классу не согласился бы с твоим мнением о Васютке?
6.Как бы ты помог ему понять содержание рассказа?
7.Нравятся ли тебе наши уроки русского языка?
Анкета по произведению «Теплый хлеб» включала вопросы следующего характера:
1.Что можно сказать о характере мальчика Фильки, героя рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб» судя по его поступкам? Почему его звали «Ну тебя»?
2.Укажи самые главные черты характера героя?
3.Как взрослые и дети реагировали на поступок мальчика?
4.Твое мнение о поступке мальчика, как бы ты поступил в этом случае?
5.Может ли сюжет рассказа служить в жизни примером детям и взрослым ?
6.Может ли рассказ Паустовского оставить тебя равнодушным к людям?
Отвечая на вопросы ребята показали высокие результаты по изученному произведениям В.П. Астафьева и К.Г.Паустовского. Данные произведенного анализа приведены ниже.