Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век.
План:
1. Характеристика просвещения и воспитания в древне-белорусских землях.
2. Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Княжестве Литовском.
3. Различные типы белорусских школ изучаемого периода, их особенности, характер обучения в них.
4. Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.
Глоссарий:
1. Конфессия – ответвления в исповедании христианской религии.
2. Униацтво – ветвь христианской религии, последователи которой (униаты) придерживались, греко-католического исповедания (униатского – от лат. unus – один) и признавали Брестскую унию 1596 о слиянии католической и православной церквей под главенством римского папы.
3. Униацкая школа – учебные заведения при католических монастырях, в которых готовились проповедники униацтва.
4. Иезуитские школы –учебные заведения,организуемые католическим орденом иезуитов со своей системой воспитания (иезуитской). Цель иезуитского воспитания – подготовка к слепому служению церкви, беспрекословному подчинению авторитету папы римского и высших чинов католической церкви.
5. Братские школы – учебные заведения, альтернативные католическим школам.
4.1.Характеристика просвещения и воспитания в древне-белорусских землях.История педагогической мысли Беларуси – это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Исторические корни народной педагогики Беларуси уходят в Древнюю Русь, в составе которой до XIII в. находились и белорусские племена. Культурный уровень населения, жившего на белорусских территориях, был достаточно высоким, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Развитию культуры и просвещения способствовали контакты с Византией, Болгарией и другими европейскими государствами. Большое влияние на развитие культуры, образования, педагогической мысли оказало христианство, народные идеи организации обучения и воспитания Известными центрами политической, культурной жизни, просвещения древних белорусов были Полоцк, Туров, Пинск, Минск, Слоним. Основные педагогические памятники Беларуси – Туровское и Полоцкое Евангелие, берестяные грамоты, Полоцкая и Городенская школы зодчества. Большое влияние на развитие письменности и просвещения на Беларуси в этот период оказали известные белорусские просветители – Ефросиния Полоцкая, Кирилла Туровский (см. лекцию 3).
4.2. Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Княжестве Литовском.После распада Киевской Руси княжества западной Руси вошли в состав Великого Княжества Литовского (вторая половина XIII в. – 1569 г.). Столицей этого княжества сначала был Новогрудок, а потом, примерно в начале XV в., – г. Вильно. Этот город на долгое время стал важным культурным центром для литовского, белорусского, польского народов. В период развитого средневековья формируется белорусская народность: у населения усиливаются свойственные ему особенности языка, культуры. Эти территории стали называться Белая Русь, государственным языком которой становится старобелорусский, сформированный на основе древнерусского, а в культурно-религиозной среде и в обучении использовался старославянский (на нем писались церковные книги).
В 1569 г. Великое Княжество Литовское объединяется с польским королевством, образовывается как государство Речь Посполитая (с административным обособлением). С момента объединения начинается процесс окатоличивания народонаселения данного государства. В 1596 была принята религиозная уния (союз), которая ставила целью объединить католическую и православную веру в униацкую. Униацтво, по замыслу Ватикана, должно было служить для белорусов, литовцев и украинцев переходной религией с православия в католицизм. Такая религиозная политика привела к возникновению противоречий в вере между людьми, религиозной борьбе между народами. Католицизм принимала только феодальная знать, проповеди на латинском языке были чужды простым людям, отдельным представителям богатого народонаселения. Развернулась борьба конфессий за воздействие на народ, основным средством этого воздействия стала школа.
4.3. Различные типы белорусских школ изучаемого периода, их особенности, характер обучения в них.В период со второй половины XIII – до начала XV вв. на территориях Белой Руси возникают новые типы школ, расширяется их значение в обучении и воспитании. При поддержке польских властей католические монахи разворачивают активную деятельность по созданию соборных кафедральных школ. Они были открыты в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Минске, Могилеве. В таких школах в содержание образования входили латинское чтение, грамматика, польский язык, арифметика, музыка, молитвы. Изучение родного языка запрещалось, он остался только в немногочисленных православных школах и в некоторых униацких. Униацкие школы открывались при монастырях, развивались под воздействием известного католического ордена – Базыльянского, готовили своих проповедников, наставников.
В Белой Руси наряду с униацкими существовали и обычные школы, в которых осуществлялось элементарное начальное обучение, а также повышенные, где обучали риторике, философии, богословию, праву (5-6 классов). Открывали свои школы иные католические ордены, существовашие в Княжестве Литовском, бернардынские, пиарские, доминиканские и многие др.
Католическую систему воспитания и образования на данной террирории представляли, в основном, иезуитские школы (коллегии). Иезуитский религиозный орден известен в истории католицизма как самое мощное и воинствующее объединение в католической религии. Такую его характеристику подтверждает даже девиз-установка ордена – «цель оправдывает средства».
Иезуитские школы в основном предназначались для господствующих классов. В Княжестве Литовском первой была открыта Виленская коллегия в 1570 г, а 1579 она уже стала академией. Позже открылись подобные школы в Орше, Бресте, Гродно, Пинске, Минске и других городах.
Политика окатоличивания людей вызвала сопротивление православного духовенства и всех тех, кто относил себя к православной религии. Одной из форм религиозной борьбы стало появление и развитие среди славянских народов братских организаций или общин. Братства открывали свои школы, которые и получили название Братских школ. Одной из первых явилась Братская школа в Вильно. В ее стенах воспитывали молодежь в духе борьбы с католическим и униацким вероучениями. Братские школы способствовали формированию национального самосознания белорусов, явились в истории примером становления и развития демократических школьных традиций. Как свидетельствуют Уставы Братских школ (документы, в которых определялись нормы и правила работы учебно-воспитательного учреждения, требования к учителям и учащимся, они дошли до нашего времени), эти учебные заведения были общеобразовательными и бессословными. Статус учащихся определялся не материальным положением, а качеством результата учебной работы и наличием сформированных дисциплинарных качеств, умений и навыков школьников. Братство брало на себя материальные затраты за учебу беднейших детей, а богатые семьи за обучение своих детей платили. Существовали вообще бесплатные Братские школы – Виленская и Могилевская.
Уставы Братских школ свидетельствуют о гуманистической направленности обучения и воспитания детей, о высокой нравственности учителей. Учащиеся должны были проявлять доброжелательность, покорность, послушание, чистоту мыслей, а учитель должен был жить и работать с богом в душе (быть набожным), стремиться к мудрости, во всем быть примером добрых дел.
В этих школах не было физических наказаний, но дисциплина была строгой, использовали такие методы наказания, как исключение из школы, выговор, поучение, убеждение, пример учителя.
Содержание образования в Братских школах было сложным. Ученики изучали пять языков (греческий, латинский, старославянский, польский, белорусский), а также астрономию, геометрию, арифметику, музыку, религиозную литературу, церковный устав. Языком, на котором велось преподавание, был старославянский.
В Братских школах родилась новая классно-урочная система организации обучения. Элементы этой системы появились в Виленской братской школе, а затем перешли в другие. Многое из этих рациональных элементов обучения было взято и положено в основу педагогической концепции классно-урочной системы обучения Я.А. Коменского.
Братские школы имели большое общесословное, национальное, культурно-общественное значение, сыграли огромную роль как в истории развития белорусского просвещения, так и в развитии всемирной педагогической мысли.
Начиная со второй половины XVII века, в связи с расширением католической экспансии (контрреформации), в Белоруссии все больше укореняется иезуитская система образования. Иезуиты и униаты жестоко расправлялись со своими идейными противниками (уничтожали книги известных просветителей, казнили неугодных им, закрывали школы). В конце XVII в. на территории Великого Княжества Литовского были закрыты все Братские школы, а также арианские, кальвинистские и другие (на территории Белой Руси насчитывалось около двадцати одного типа тип различных школ). В 1697 году белорусский язык в Княжестве Литовском перестал быть государственным и употреблялся шляхтой только в общении с крестьянами. Государственным языком стал польский.
4.3. Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.В истории Беларуси конец XV – начало XVIвв. известен как период заметного оживления социально-политической и культурной жизни, расширения производства и общественных отношений. Этот период белоруской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным как эпоха Возрождения. Прогрессивные идеи Возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространения письменности, новых философских, педагогических, научных идей. Это время связано с именами таких выдающихся деятелей белоруской культуры, просвещения и науки, как Франциск Скорина, Николай Гусовский, Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Казимир Лыщинский, братья Зизании и др.
Эти известные просветители сформулировали как основную идею воспитания мысль о всестороннем развитии личности, высказывали идеи усовершенствования общества, развития национального языка и культуры, многое делали для укрепления и развития национального самосознания белорусского народа. Наиболее известен среди них белорусский первопечатник и просветитель Франциск Скорина (до 1490 – ок.1551). Он родился в Полоцке, в купеческой семье, получил хорошее для своего времени образование: имел степень бакалавра философии, которую получил в Краковском университете в 1506 году. А в 1512 сдал экзамен на доктора медицинских наук в Италии в Падуанском университете. Издательскую деятельность начал в Праге в 1517 году. В течение двух лет Франциском Скориной издано 23 книги под общим названием "Библия", "Библия русская". В начале 1520 он основал типографию в Вильно, где издал "Малую подорожную книжицу", "Апостол", "Пражский псалтырь" и "Канонник".
Деятельность Франциска Скорины явилась выдающимся вкладом в развитие белорусской культуры, общественной мысли белорусского народа. В силу определенных условий он издавал библейские книги, однако сам характер изданий (своеобразное комментирование текстов в предисловиях, послесловиях, на полях, оформление книг) свидетельствует о том, что Скорина рассматривал свои издания как учебные пособия. Он впервые издал библию на славянском языке, что явилось огромным вкладом в развитие грамотности не только белорусского народа, но и других славянских народностей. Франциск Скорина адаптировал традиционный церковнославянский язык к существовавшему тогда белорусскому литературно-письменному языку, им был упрощен кириллический алфавит (стал ближе к тогдашней белорусской деловой письменности). Кроме религиозных текстов, в ряде книг (в частности, в "Малой подорожной книжице") содержатся научные и практические сведения. Книги Скорины использовались как образец в типографиях православных братств, они прочно вошли в фонд восточнославянской учебной литературы. Его издательская деятельность предусматривала, основным образом, просветительские цели, а не религиозно-богословские.
Большой вклад внес Франциск Скорина в развитие идей обучения и воспитания в Беларуси, как основные педагогические идеи белорусского просветителя представлены следующие положения:
· демократизация образования;
· книга как средство просвещения;
· опора в обучении на родной язык;
· основополагающая роль в развитии личности ребенка трудового воспитания, формирования чувства собственного достоинства развивающегося человека;
· создание условий в процессе воспитания для становления и развития "досконального человека" – духовно-нравственной личности;
· ориентация в обучении и воспитании на практические действия.
Франциск Скорина заложил основные принципы, методы воспитания молодежи его времени.
Не менее значимыми для становления белорусской системы обучения и воспитания явились идеи Николая Гусовског(1470 – 1533). Николай Гусовский – белорусский поэт, гуманист, просветитель, представитель новолатинской школы, выдающийся деятель славянской культуры. Родился в семье охотника, образование получил в Вильно, Польше, Италии. В 1522 году написал свое лучшее произведение "Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него" (Песнь о зубре), где изложил многогранную идейно-эстетическую, просветительскую программу. Проповедовал патриотизм и уважение к славянским народам. Им был написан еще ряд произведений (в частности, поэма "Победа над турками"), в которых автор изложил свои педагогические идеи. Основные из них следующие:
· приоритетная роль в развитии личности умственного и трудового воспитания, формирования духовности растущего человека (сила духа важнее, чем сила тела);
· пропаганда системы европейского (латинского) образования с целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности;
· большая роль в создании условий для личностного развития ребенка общения его с природой;
· приобщение детей к искусству, к эстетике;
· важное значение в развитии человека формирования его патриотических чувств;
· приоритетность в обучении и воспитании метода упражнений;
Педагогические идеи Николая Гусовского отражают особенности национального духа белорусского народа.
Большой вклад в развитие национальной и общечеловеческой системы обучения и воспитания был сделан деятелем белорусской культуры СимономБудным(около 1530 – 1593гг., примечательно, что 1993г. был объявлен ЮНЕСКО годом Симона Будного). Талантливый ученый, переводчик, педагог, один из руководителей реформационного движения в Беларуси и Литве, он стремился к радикальным преобразованиям в системе современного ему белорусского образования, требуя права на обучение для всех сословий своего народа.
Симон Будный родился в дворянской семье, образование получил в Пражском и Краковском университетах. Был пастырем в Клецке, Несвиже и других белорусских городах. Просветитель объединил вокруг себя противников феодально-католической реакционной церкви, гуманистов различных направлений, стремящихся к просвещению народа. Он выступал за совершенствование системы образования, его форм и методов. По рекомендации Симона Будного назначались директора народных школ из среды самых квалифицированных, образованных педагогов.
Педагогические идеи Симона Будного представлены следующими положениями:
· устранение иезуитской системы, методов обучения и воспитания по этой системе;
· основа воспитания человека – труд;
· важнейшее средство просвещения народа – Библия как самая важная книга для человека, в которой содержится программа его воспитания;
· воспитание патриотизма, формирование национальной культуры белорусов (как ученый, С. Будный одним из первых обратился к истории языков, лексике, фонетике, морфологии и заметил родственность между отдельными группами языков, считал, что знание и использование национального языка является мощнейшим средством патриотического воспитания).
В сочинениях Симона Будного сильны идеи гуманизма, он считал, что чувства и разум ребенка учитель должен развивать, а личное достоинство уважать. Учитель должен заботиться о духовном и физическом развитии ученика.
Учение Симона Будного о воспитании легло в основу национальной педагогической мысли. Огромна его роль в развитии радикальных религиозно-философских идей в Восточной Европе и в развитии на Беларуси науки и просвещения. Многие его сочинения были сожжены иезуитами, а самого ученого и поэта католическая церковь осудила как еретика. До наших дней дошли 24 сочинения Симона Будного ( хотя их было, несомненно, больше). Наиболее известны среди них – "Катехизис" (первый школьный учебник на белорусском языке с толковым словарем, напечатанным в Несвиже); "Оправдание грешного человека перед богом" (на белорусском языке); "Об основных произведениях христианской веры", "О власти меча". Симон Будный переводил Библии, написал комментарии к переводу "Нового Завета", писал на белорусском, польском, латинском языках (знал более 10 языков.).
Известен как белорусский просветитель В.Н. Тяпинский(около 1540 – около 1603 гг.). Он представлен в истории как продолжатель гуманистических традиций Франциска Скорины и Симона Будного, участник реформационно-гуманистического движения в Беларуси. Родился в шляхетской семье на Полотчине, в имении Тяпино, недалеко от Лепеля. В своем имении организовал типографию, в которой около 1580 г. издал Евангелие от Матвея, Марка, Луки на церковнославянском и белорусском языках. До наших дней сохранилось рукописное "Предисловие" ("Предмова") к Евангелию, которое является гимном национального патриотизма. Работал преподавателем братских школ.
Педагогические идеи В.Н. Тяпинского во многом перекликаются с мыслями об обучении и воспитании рассмотренных выше белорусских мыслителей, хотя достаточно оригинальны и самобытны:
· воспитание патриотизма (любовь к Родине, языку, обычаям, традициям);
· просвещение через книгу;
· первостепенное значение в формировании личности человека начального обучения (начальное обучение для бедных слоев);
Большое значение В.Н. Тяпинский придавал военной подготовке и военному воспитанию.
В истории педагогики отмечена значительная роль в становлении национальной белорусской системы обучения и воспитания братьев Зизаниев (Тустановских, годы рождения неизвестны). Лаврентий Зизаний умер после 1633г. Он широко известен как гуманист, просветитель белорусского, украинского, русского народов, писатель, публицист, переводчик. Был учителем в братских школах во Львове, Бресте, Вильно. Работал домашним учителем в домах князей. С 1619 г. – переводчик и редактор в Киево-Печерской лавре. Написал "Катехизис великий", "Грамматика словянска", "Азбука", "Лексис", (своеобразная первая славянская энциклопедия.). Вместе с братом учительствовал и Стефан Зизаний. Он, как и его брат, предстает из истории как писатель, просветитель и педагог. Написал "Катехизис", "Сказание Святого Кирилла". Эти произведения были направлены против католицизма, униатства и православных чиновников, угождавших польскому королю.
Педагогические идеи братьев Зизаниев следующие:
· осмысленное усвоение учениками знаний (а не схоластическая зубрежка, которая была широко распространена в школах того времени) ;
· практическое применение знаний в жизни (не только свечу имей, но и старайся, чтобы она горела);
· первостепенная роль знаний в формировании личности;
· большое значение в воспитании детей родного белорусского языка и культуры, народных обрядов и традиций белорусов.
В истории национальной педагогики известен как просветитель и педагог Казимир Лыщинский (1634-1689 гг.). Он родился на брестской земле в дворянской семье. Учился в Бресте, продолжил обучение в Виленской иезуитской коллегии, а затем в академии. Получив образование и право на преподавание, он открыл в своем имении Лыщицы школу, где учились дети и крестьян, и шляхты; и девочки и мальчики вместе, что было для того времени необычно и прогрессивно. Обучению и воспитанию в школе Казимира Лыщинского были присущи гуманный характер и демократизм. Это учебное заведение отличалось от других содержанием и характером образования, так как в нем обучали не по катехизису, а на основе реальных наук о законах развития природы и природных явлений, о развитии человека и как природного существа, и как личности. Большое внимание в школе уделялось изучению языков, так как, по убеждениям К. Лыщинского, именно знание языков способствует личностному развитию ребенка.
Казимир Лыщинский, в отличие от других белорусских просветителей, был атеистом. За свои атеистические взгляды, которые он изложил в трактате "О не существовании Бога ", за критику иезуитов, их взглядов и системы воспитания педагог и мыслитель был осужден церковью и приговорен к смерти.
Большую роль в развитии идей обучения и воспитания на Беларуси в эпоху Возрождения сыграл Симеон Полоцкий (1629-1680). Его настоящее имя – Самуил Гаврилович Петровский- Ситниянович. Имя «Симеон» он получил тогда, когда принял монашество, а фамилию Полоцкий приобрел в Москве. Родился поэт и мыслитель в Полоцке, там же получил начальное образование, затем учился в Киевской братской коллегии, в Виленской иезуитской коллегии. Несколько лет работал в Полоцке в братской школе. Свою жизнь он делил на два периода: русский и белорусский. В 1660 г. с группой своих учеников ездил в Москву к русскому царю с просьбой не допустить поляков на Беларусь. Царь не пообещал помощь, но человек этот ему приглянулся. И когда Полоцк был занят польскими войсками, Симеон Полоцкий уехал в Москву (1664г.), где его хорошо принял царь Алексей Михайлович. При содействии царя Полоцкий открыл при Спасском монастыре дипломатическую школу, с 1667 был учителем детей царя (Алексея, Федора и Софьи), наблюдал за воспитанием Петра.
В Кремле была открыта типография, руководство которой было поручено царем Симеону Полоцкому. В этой типографии он издал ряд книг «Тестомент Василия царя Греческого», «Псалтырь» (изложен в стихотворной форме), «Букварь» с «Предисловием к юношам учиться хотящим».
Симеон Полоцкий был талантливым поэтом, им были написаны и изданы сборники стихов «Вертоград многоцветный», «Рифмологион»и другие, в которых образованность и просвещенность воспевались как человеческие достоинства, многие стихи посвящены идеям обучения и воспитания того времени. Эти идеи формировались под влиянием народной педагогики, практической работы братских школ, западноевропейской педагогики. Основные из них:
· главная роль в формировании взглядов и привычек ребенка принадлежит воспитанию и среде, родителям и учителям;
· воспитание должно быть целенаправленным;
· от того, какое воспитание получит человек в детстве, зависит вся его будущая жизнь;
· приоритетность книг, искусства и литературы в процессе воспитания;
· основополагающая роль профессионализма учителя в обучении воспитании, необходимость обучения педагогическим знаниям родителей.
Подводя итог обзору просветительской деятельности белорусских мыслителей эпохи Возрождения, их идей об обучении и воспитании, мы можем прийти к выводам, что вклад белорусских деятелей культуры в развитие педагогической мысли значителен. Педагогическое наследие белорусских просветителей и педагогов эпохи Возрождения является и сегодня богатым источником педагогической теории и практики.
Контрольные вопросы и задания:
1. Как развивались культура и просвещение на белорусских землях до XIII века? Влияние каких государств, религий на характер обучения и воспитания на белорусских землях можно определить как наиболее значимые?
2. Определите специфику формирования белорусской культуры и просвещения в Княжестве Литовском. Дайте характеристику основных учебных заведений на белорусских землях в Княжестве Литовском. Какую роль сыграли эти школы в развитии белорусского просвещения, белорусской культуры и национальной системы воспитания?
3. Заполните таблицу «Педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации». Определите сходство и различия в педагогических взглядах представителей этого времени:
Белорусские мыслители эпохи Возрождения | Их педагогические идеи |
Литература:
Антология педагогической мысли Белорусской ССР // Сост. Э.К. Дорошевич, М.С. Мятельский, П.С. Солнцев. – М.: Педагогика, 1986. – 468 с.
Асвета и педагагiчная думка у Беларусi. Са старажытных часоу да 1917 года. – Минск.: Народная асвета, 1985.
Антология педагогической мысли народов СССР. – М., 1986.
Сегянюк, Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. – Мазыр, 2000.
Кулiнковiч, К.А. А.А. Гiсторыя педагогiкi / К.А. Кулiнковiч, А.А. Грымаць. – Мiнск, 2001.