Участие семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии
По мнению многих авторов (Фельдштейн Д.И., 1994; Захаров А.И., 1996; Зеньковский В. В., 1998), семья является первичной инстанцией социализации ребенка. Для ребенка с отклонениями в развитии приобрести социальный опыт, полноценно войти в общество, стать личностью — значит иметь перспективу устранения барьеров в образовании, культуре, физическом и интеллектуальном развитии. Одно из основных условий социализации ребенка — это его здоровье, развитие всех систем жизнеобеспечения. Так как в младенческом и дошкольном возрасте ребенок полностью зависит от родителей, то эта забота ложится на их плечи как самых заинтересованных лиц в здоровье и физическом развитии своего ребенка. В раннем возрасте ребенка семья самым различным образом может повлиять на его физическую активность — либо способствовать, либо препятствовать ей. Препятствующими факторами часто являются гиперопека, боязнь травм, простуды, переутомления, непонимание роли движения в жизни ребенка. Поэтому педагогическое просвещение является опосредованной подготовкой кадров в ранней реабилитации детей (Шапкова Л.В., 2002).
В двигательной активности нуждаются все дети — и больные, и здоровые, каждый ребенок испытывает потребность в движении, эмоциях, общении. Физическая культура предоставляет все возможности для удовлетворения этих потребностей. В семье, где есть понимание, хорошие традиции, осознанное отношение к здоровью ребенка, родители сами создают условия для его развития. Это семейные и бытовые формы рекреации: упражнения утренней гимнастики в сочетании с закаливанием и «домашним» плаванием, подвижные и малоподвижные игры, коррекционные и развивающие игры в условиях «домашнего стадиона», прогулки на свежем воздухе в любое время года, катание на велосипеде (трех- и двухколесном), на санках, лыжах и т. п.
Положительной, получивший одобрение в разных странах и бесспорно полезной является практика совместного отдыха семей, имеющих ребенка-инвалида, с семьями, имеющими здоровых детей. Дети с нарушениями в развитии, окруженные близкими людьми и здоровыми сверстниками, имеют наилучшие условия и возможности общения, развития, интеграции (Hayden M., Lakin С., Hill В. et a!., 1992; Mactovish J., Schleien, 2000).
Усилиями Специального Олимпийского комитета, Федерации физической культуры и спорта инвалидов, фонда «Дети-инвалиды и спорт», Ассоциацией родителей детей-инвалидов создаются комплексные оздоровительные программы, включающие семейный отдых в
летних и зимних оздоровительных лагерях. В этих организациях воспитываются не только дети, но и их родители. Объединенные вместе, они прилагают всю свою фантазию, чтобы создать для детей комфортный, полезный, интересный досуг. Спортивные, подвижные, театрализованные игры, плавание, походы побуждают детей к действию, переживанию новых ощущений, контактам с другими людьми. Опыт показывает, что в процессе таких занятий снимаются нервные стрессы, комплексы неверия в себя, забываются болезни. Столь оптимистические программы охватывают лишь небольшие промежутки летнего или зимнего отдыха, а ребенок с нарушениями в развитии нуждается в ежедневной помощи и участии родителей.
В самых неблагоприятных условиях оказываются семьи, где ребенок в силу тяжелой патологии вынужден получать образование в домашних условиях. Это так называемые дети «надомного обучения», которые больше чем кто-либо нуждаются в двигательной активности, а родители, как правило, не имеют знаний и даже представлений о том, что она необходима ребенку. Только в Санкт-Петербурге таких детей более двух тысяч. Некоторые родители знают о пользе физических упражнений, но не знают какие упражнения нужны их ребенку и либо не занимаются физическими упражнениями, либо делают это крайне редко.
Т.А. Нилова с соавт. (1998) для непрерывности реабилитационного процесса предлагает обучать родителей основам медико-психологических и социальных знаний и практическим умениям для самостоятельного проведения занятий с ребенком в домашних условиях. При этом для достижения коррекционно-развивающего эффекта авторы советуют руководствоваться главными правилами — учитывать реальные возможности ребенка, заниматься понемногу, желательно несколько раз в день, двигательный режим согласовывать со специалистом.
А.И. Маховой (1998) изучалась возможность привлечения родителей детей надомного обучения к просветительской работе, цель которой — формирование у них осознанного отношения к двигательной активности ребенка как важнейшему средству реабилитации.
Особенность надомного обучения состоит в том, что учителя общеобразовательных предметов выезжают к ученику домой и проводят уроки персонально. К сожалению, в учебном плане обучения больных детей (ОВД) имеются не все предметы. Нет, например, уроков труда, рисования, музыки, физкультуры.
Патологические нарушения детей, не способных к обучению в массовой школе, разнообразны: это поражения ЦНС, сенсорных систем, психики, хронические болезни внутренних органов, сочетанные формы отклонений в развитии, сопровождающиеся, как правило, частыми инфекционными и простудными заболеваниями. Гипокинезия оказывает отрицательное воздействие на все сферы жизнедеятельности ребенка, снижая не только двигательные, но и интеллектуальные способности. Дефицит общения как с детьми, так и со взрослыми отрицательно сказывается на психике ребенка, что проявляется в замкнутости, повышенном внимании к себе, неуравновешенности. Характерно недоразвитие речи: ограниченный словарный запас, неумение передавать свои мысли, ошибки в звукопроизношении, отсутствие коммуникативных навыков. Именно последнее больше всего беспокоит родителей и заставляет их обращаться к специалистам. Большинство детей надомного обучения при низком уровне физического развития, нарушениях осанки, макро- и микромоторики способны к самостоятельному передвижению, а значит, с ними реально организовать физкультурные занятия, используя все доступные формы, где активность и желание родителей имеет первостепенное значение.
А. И. Маховой (1998) на базе средней общеобразовательной школы № 594 Санкт-Петербурга для обучения больных детей 7—10-летнего возраста (1—4 класс) разработаны, апробированы и дали положительные результаты различные формы обучения родителей.
Лекции. Это традиционная форма занятий с родителями. Она позволяет представить большой объем информации и очень эффективна в начале работы. Примерные темы лекционных занятий с родителями:
1) Особенности психического и физического развития детей с ограниченными возможностями.
2) Причины травматизма на занятиях физическими упражнениями. Оказание помощи и сопровождение.
3) Роль физических упражнений в режиме дня. Формы физического воспитания в семье.
4) Особенности занятий пальчиковыми играми и роль родителей на занятиях и т. д.
5) Проведение занятий по развитию крупной и мелкой моторики в домашних условиях.
Беседы. Индивидуальные или групповые беседы могут проводиться по инициативе специалиста и посвящаются расширению тематики лекционного курса. При групповых беседах комплектование групп носит системный характер и зависит от темы предстоящей беседы, желания родителей и наличия проблем в развитии ребенка. Также в ходе бесед родителям даются рекомендации по выполнению домашних заданий, повторению разученного материала, разъясняется направленность отдельных игр.
Консультации. Консультации посвящаются вопросам родителей, которые могут у них возникать в ходе теоретического и практи-
ческого курсов занятий и проводятся по инициативе родителей. Для консультаций могут также быть приглашены и другие специалисты, например врач или психолог, это поможет составить правильную индивидуальную программу для ребенка и будет способствовать его психофизическому развитию.
Организация «уголков» для родителей. Родители могут ознакомиться с рекомендациями, советами, медицинской, психологической, педагогической литературой и найти ответы специалистов на интересующие вопросы.
Открытые уроки как средство наглядной демонстрации, приобретения опыта и образца проведения коррекционно-оздоровитель-ных занятий с ребенком.
Коррекционно-развивающие занятия физическими упражнениями и играми в малых группах (на базе школы) детей вместе с родителями (2 раза в неделю) для последующих самостоятельных занятий в домашних условиях.
Обучение учителей общеобразовательных предметов малым формам физической культуры (физкультминутки, физкультпаузы) для проведения их во время, до или после урока.
Обучение родителей детей-инвалидов совместным играм и физическим упражнениям в условиях организованного семейного отдыха в оздоровительном лагере.
Составление индивидуальных программ для домашних занятий, включающих специальные коррекционные упражнения, подвижные и малоподвижные игры на укрепление организма в целом, развитие мелкой моторики, активизацию речи и познавательной деятельности, исправление осанки, закаливание и т. п., соответственно двигательным и психическим возможностям ребенка с учетом медицинских показаний и противопоказаний.
Организация силами родителей и детей спортивных праздников, фестивалей и т. п., где дети смогут показать какие навыки они приобрели в процессе занятий, привьет любовь и желание заниматься физической культурой, даст возможность детям почувствовать себя членами коллектива.
Педагогические исследования показывают избирательное отношение родителей к различным формам просвещения. Так, по некоторым данным, 15% родителей положительно оценивают лекции, 40% — изучение материалов в папках-передвижках и родительских уголках, 60% — родительские собрания и 95% отдают предпочтение индивидуальным консультациям со специалистами (Кутузова И.А., 1998).
Из предложенных форм работы центральное место занимают практические занятия детей вместе с родителями.
Совместные занятия родителей и детей организуются таким образом, чтобы в поле зрения родителей были не только свои дети, но и «чужие». Такое переключение внимания кардинально меняет психологию родителей. Они начинают понимать, сравнивать, участвовать, помогать другим детям. При этом формируется новое — коллективное — мышление, основанное на общей цели, взаимопонимании, установлении контактов между детьми, родителями, семьями, обмен опытом, знакомство родителей и детей между собой. Неформальные отношения, совместные физические упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры-сказки, игры-композиции, сам процесс разучивания движений требуют активного участия, фантазии, творчества. Видимые результаты этого процесса создают положительный эмоциональный сдвиг, заинтересованность, уверенность в полезности этой деятельности и для себя, и для детей. Таким образом, постепенно осваивая все новые и новые движения, родители самостоятельно приходят к осознанию того, что двигательная активность расширяет возможности ребенка, обогащает его двигательными умениями, играми, в которые можно играть дома и на улице с другими членами семьи, другими детьми.
Для того чтобы этот процесс был наиболее эффективным, педагогу на совместных занятиях детей и родителей необходимо:
1) Сначала давать простые, доступные для всех упражнения. Дети сидят или стоят в кругу, родители находятся сзади.
2) Парные упражнения — родители со своими детьми.
3) То же, но родители передвигаются по часовой стрелке и выполняют упражнения с рядом стоящим в круге ребенком.
4) Упражнения выполняются только родителями, а дети наблюдают и ведут подсчет.
5) Упражнения выполняются в круге, где чередуются родители и дети.
Упражнения могут выполняться с речитативами, считалками, загадками, имитациями движений и звуков насекомых или животных, с цветными мячами, мягкими игрушками, лентами, под музыку, с песней, элементами танцевальных движений: отдельные пары детей и родителей, смешанные пары — со своими детьми, с «чужими» детьми. Важно, чтобы каждое занятие было праздником для всех участников. Такие занятия надолго оставляют яркий след в памяти ребенка. Они демонстрируют дома чему научились и стремятся снова придти на занятия, где получают удовольствие, общаются, двигаются.
Важной составляющей этих занятий является не только забава, развлечение, но и коррекционная направленность упражнений. Например, упражнения с малым мячом. Этот вид упражнений стимулирует развитие мелкой моторики кисти руки, а это в свою очередь стимулирует развитие речи, письма, бытового самообслуживания.
Установлено, что совместные занятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее.
Поиск средств, организационных форм занятий, осознанное отношение к ценностям физической культуры, творческий подход к этому процессу как важной составной части физической, психологической, социальной реабилитации, касается не только детей, обучающихся индивидуально в домашних условиях, но и всех детей с ограниченными возможностями.
Главными инициаторами и исполнителями являются родители, которые не меньше, чем их дети, нуждаются в реабилитации, абили-тации, адаптации в сложившейся жизненной ситуации, но их нужно к этому готовить, создавая специальные программы, потому что именно от родителей, особенно на ранних этапах развития ребенка, зависит его здоровье, физическая и психическая подготовленность, социализации и интеграция в общество.
Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в социум, и поэтому ее роль огромна. Только решая проблемы родителей, можно обеспечить полноценную социализацию их детей. Эффективность реабилитации ребенка с нарушениями в развитии обусловлена степенью интегрированности в общество всей семьи в целом. При этом родителям необходимо поверить в себя, в свои цели, в своего ребенка, не замыкаться на своих проблемах, а решать их сообща.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем состоит сущность воспитания ребенка с ограниченными возможностями?
2. Какие патологические реакции наблюдаются у родителей детей-инвалидов?
3. Какие стили воспитания чаще всего используются родителями в семьях, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями?
4. От чего зависит развитие ребенка с ограниченными возможностями?
5. Что такое метод наблюдения и чем он может помочь родителям детей-инвалидов?
6. Какие методы и методические приемы могут применяться родителями при воспитании ребенка с ограниченными возможностями?
7. Какова роль матери в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии?
8. Какие существуют типы матерей?
9. Какие есть способы помощи семье, воспитывающей ребенка-инвалида?
10. Что такое родительский клуб?
11. Какие направления работы родительского клуба Вы знаете?
12. Для чего нужен летний отдых семей, воспитывающих инвалида детства?
13. От чего зависит физическое развитие ребенка-инвалида?
14. Что могут сделать родители для физического развития ребенка-инвалида?
15. Какие существуют подходы работы с семьей, стимулирующие развития двигательной активности ребенка?
16. Какие существуют формы практического обучения родителей детей-инвалидов?
17. Какие существуют формы теоретического обучения родителей детей-инвалидов?
Литература
1. Бойко В.В., Оганян КМ., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. — СПб., 1999. — 234 с.
2. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М., «КСП», 1996.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. — 96 с.
4. Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. — 20 с.
5. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. — М., 1998. — 173 с.
6. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. — М., 2000. — 320 с.
7. Семья в психологической консультации / Под. ред. А.А. Бода-лева, В.В. Столина. — М.: Педагогика, 1989.
8. Шефер Ч., Кэри Л. Игровая семейная психотерапия. — СПб., 2000. — 384 с.
9. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. — СПб.: «Дидактика Плюс», 2002. — 496 с.
10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999.
Учебное пособие