Детская речь как предмет научного изучения
• Онтогенез с точки зрения педагогики - социально обусловленное формирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороны различных институтов социализации
• Деятельность -сложную совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата (Л.С. Выготский)
• Основные черты деятельности
• 1.Целенаправленность, наличие у этой деятельности определенного мотива и цели;
• 2. Структурность, определенная внутренняя организация деятельности (А.А. Леонтьев)
• Речевая деятельность
• процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой
• может входить в другую, более широкую деятельность, но может быть и самостоятельной (И.А. Зимняя)
• Характеристика речевой деятельности
• активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.
• Структура речевой деятельности
• побудительно-мотивационная фаза;
• ориентировочно-исследовательская фаза;
• исполнительная фаза
• Побудительно-мотивационная фаза
• Важной составляющей является речевая интенция, т.е. направленность сознания, воли и эмоций (чувств) субъекта речевой деятельности на осуществление этой деятельности.
• Ориентировочно-исследовательская фаза
• планирование;
• программирование;
• внутренне-смысловая и языковая организация речевой деятельности.
• Исполнительная
• Исполнение
• Регулирование
• Онтогенез речевой деятельности
• процесс становления речи как деятельности в коммуникативном взаимодействии.
• Уровни и структурные единицы
речевой деятельности
• Уровень смысловой связной речи: функционально-оперативная единица уровня – предложение или высказывание в целом;
• Уровень называния(предметного действия): функционально-оперативная единица – слово, взятое как целое со своей семантикой;
• Слоговой уровень: функционально-оперативная единица – слог
• Речевое высказывание
• Законченное со стороны содержания и интонации речевое сообщение, характеризующееся определенной (композиционной и грамматической) структурой.
•
• Слово
• Как произносительная единица являет собой целостный речепроизносительный элемент, устойчивый звукокомплекс, продуцируемый в речи через комплекс речедвижений – артикулем;
• Как носитель значения (семантическая функция) рассматривается как минимальныя смысловая единица речи
• Слог
• Минимальная речепроизносительная единица представляющая собой устойчивое сочетание двух или трех звуков, или одного гласного звука
• Речевые навыки
• Включают в себя комплекс языковых навыков, обеспечивающих соблюдение «языковых правил» построения речевого высказывания (на данном языке), соответствие языкового оформления речевого высказывания «речевому стандарту» (языковой норме)
• Первые систематические описания
детской речи
• В 1877 г. в журнале «Mind» впервые опубликованы записи речи маленькой дочери Ипполита Тэна
• Чарльз Дарвин опубликовал в следующем номере этого же журнала фрагменты своего дневника, который он вел четырьмя десятилетиями раньше, фиксируя речь и коммуникативное поведение маленького сына
• В историю вошел также маленький Аксель, речевое поведение которого внимательно анализировал его отец, немецкий физиолог Вильям Прейер
• Одним из капитальных трудов, созданных на рубеже веков, была книга Клары и Вильгельма Штернов «Die Kindersprache», основанная на дневниковых записях их детей Гильды и Гюнтера
• Четырехтомный труд Вернера Леопольда «Речевое развитие ребенка-билингва» увидел свет в 30 - 40-х годах XX в.; четвертый том представляет собой дневниковые записи речи детей. В его книге приведены детальные записи речи его дочери Гиль-дегард.
• Известен французский дневник Грегуара
• Подробнейшие записи речи своих детей вел И.А. Бодуэн де Куртене, выдающийся лингвист, одним из первых оценивший значимость этого материала для теоретической лингвистики.
• Интенсивные дневниковые записи велись в 60-х годах в Кракове под руководством профессора Шумана.
• В России
• Н.А. Рыбников собрал и издал разрозненные дневниковые записи родителей, а также провел серьезные исследования в области детской речи;
• А.Н. Гвоздев фиксировал речь своего сына Жени, сопровождая записи лингвистическими комментариями. Лингвистика детской речи в нашей стране в течение ряда десятилетий базировалась на этих наблюдениях. Сам дневник был опубликован в 1981 г., но все знаменитые работы А.Н. Гвоздева по детской речи построены именно на этом материале, и потому он был давно известен психологам, лингвистам, педагогам, логопедам.
• В конце 20-х годов начался период сопоставления образцов речи разных детей; стало возможным проведение заранее спланированных экспериментов, позволяющих направлять речевую деятельность ребенка в нужную для исследователя сторону.
• С начала 60-х годов на смену дневникам пришли документальные записи фрагментов речи ребенка, записываемой с заранее назначенными временными интервалами. Это тоже был лонгитюд, но в нем уже не было фрагментарности и случайности записей, свойственных дневникам.
• Современный этап
• Самая известная из компьютерных систем, разработанная американскими учеными К. Сноу и Б. Мак-Винни, носит название CHILDES, что расшифровывается как Child Language Exchange System. Существует пакет программ, позволяющий проводить автоматический анализ текста.
• В России
• Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкин, А.Н. Гвоздев.
• Разнообразие школ и лингвистических концепций, фундаментально разработанный понятийный аппарат, сильная экспериментальная база — все это позволяет исследователю, воспитанному на русских лингвистических традициях, включиться в изучение речи ребенка, имея уже значительный «начальный капитал».
• В последние десятилетия изучением речи ребенка в нашей стране плодотворно занимаются А.М. Шахнарович, Е.С. Кубрякова, Е.И. Исенина, Е.Ю. Протасова, В.К. Харченко, О.Е. Громова и многие, многие другие.
• Большой вклад в изучение речи ребенка внесли Н.И. Лепская и И.Н. Горелов.