Отношения студентов к своему здоровью
Федоров А.И., Башмак А.Ф., Алешин И.Н.ФГБОУ ВПО “Уральский государственный университет физической культуры”, Челябинск
Современная социальная политика в сфере здравоохранения ориентирована, в основном, на улучшение качества медицинского обслуживания, а не на формирование санитарно-гигиенической и физической культуры, здорового стиля жизни, “самосохранительного” поведения. Так, по данным ранее проведенных исследований информированность о факторах риска наиболее распространенных заболеваний, о методах заботы о своем здоровье, о генетических особенностях своего организма, о правилах диспансеризации распространяется не более чем на одну треть городского населения Российской Федерации [1].
В связи с вышеизложенным проблема изучения социальных и педагогических факторов здоровья, воспитания физической культуры личности и формирования здорового стиля жизни является актуальной.
Исследования, направленные на изучение феноменов “здоровье студентов” и “отношение студентов к своему здоровью” и предполагающие выявление особенностей поведения молодых людей в отношении здоровья имеют определенную специфику. Молодежный возраст представляет собой критический период биологической и психологической перестройки организма, социальной адаптации, период основных проб и осваивания новых типов поведения, новых социальных ролей, приобретения социального опыта. Для молодых людей характерно стремление к независимости, к поиску социальной идентификации, формирование системы жизненных ценностей в соответствии со структурой личности. Этот возрастной период является очень сложным и важным этапом развития человека. Большое влияние на становление личности студентов (особенно, студентов первого курса) оказывает социальное окружение - вузовская среда, сокурсники, преподаватели, друзья.
Условно выделяют два основных методологических подхода к изучению здоровья студентов и отношения студентов к своему здоровью. Первый подход предполагает отбор и анализ различных факторов, значимых для здоровья человека с точки зрения здравого смысла. К этим факторам относят как положительно влияющие на здоровье причины (рациональное питание, соблюдение санитарно-гигиенических правил, занятия физическими упражнениями), так и отрицательно влияющие на здоровье причины (курение, употребление алкоголя, низкий уровень физической активности). На основе использования этого подхода во всем мире проведено большое количество исследований, однако их результаты не позволили осуществить коренные преобразования в сфере оздоровления учащейся молодежи. Второй подход предусматривает исследование факторов, значимых для здоровья с точки зрения самих молодых людей. К ним относят такие характеристики, как медицинская информированность, система жизненных ценностей, общие сведения об особенностях адаптации к социальному окружению и другие. Следует отметить, что для молодого человека очень большое значение имеет поддержка со стороны родителей, близких и друзей. Отсутствие социальной поддержки у молодых людей, как правило, приводит к возникновению различного рода проблем (приобщение к курению, употреблению алкогольных напитков и наркотиков, повышенная тревожность и агрессивность) [1].
Изучение отношения учащейся молодежи к своему здоровью и поведения в сфере здоровья может осуществляться с использованием обоих подходов. Однако в настоящее время особую актуальность приобретает второй подход, который ориентирован на изучение поведенческих факторов, значимых для здоровья с точки зрения самих молодых людей.
При проведении исследований, направленных на изучение особенностей поведения учащейся молодежи в сфере здоровья, очень важно учитывать, что студенты являются специфическим объектом исследования, что обусловливает возникновение ряда сложностей. В качестве таких сложностей выделяют, во-первых, сложность выбора значимых показателей здоровья студентов; во-вторых, сложность выяснения значимости для студентов проблем здоровья в связи с существующими факторами риска.
Выявлено своеобразное “противодействие” двух тенденций. С одной стороны, более высокий уровень социальной поддержки оказывает позитивное влияние на здоровье студентов (чем больше друзей, тем лучше для здоровья), однако, с другой стороны, установлено, что, чем больше вечеров молодые люди проводят с друзьями, тем выше вероятность их приобщения к табакокурению, употреблению алкогольных напитков и соответствующему ухудшению здоровья. В данном случае, вероятное, конкурирующий фактор – стремление к взрослости и независимости – оказывается более значимым для молодых людей, чем фактор социальной поддержки.
В качестве наиболее значимых факторов, которые определяют состояние здоровья, студентами отмечены “природная среда” (35,6% – юноши и 39,3% – девушки), “усилия самого человека” (28,8% – юноши и 23,0% – девушки), “условия жизни” (11,9% – юноши и 18,0% – девушки) и “наследственные факторы” (13,6% – юноши и 8,2% – девушки). Следует отметить, что в числе значимых для здоровья факторов не отмечены факторы “вредные привычки” и “медицинское обслуживание”. С одной стороны, это свидетельствует о недостаточном понимании учащейся молодежью негативного влияния вредных привычек на здоровье человека. С другой стороны, современная молодежь понимает, что только за счет медицинского обслуживания невозможно обеспечить высокий уровень здоровья человека [2].
В качестве основных факторов, которые оказывают влияние на заботу о своем здоровье, студентами отмечены: “желание быть сильным” – 41,7% (47,5% – юноши и 36,1% – девушки); “воспитание” – 20,0% (23,7% – юноши и 16,4% – девушки); “ухудшение здоровья” – 15,0% (6,8% – юноши и 23,0% – девушки); “пример окружающих” – 10,8% (11,9% – юноши и 9,8% – девушки). То есть, для юношей характерна забота о своем здоровье для того, чтобы быть сильным и мужественным (пример для других), а девушки заботятся о своем здоровье, чтобы быть работоспособными и “чтобы не болеть” [2].
Сложность изучения феномена “отношение студентов к своему здоровью” заключается еще и в том, что в основе поведения молодых людей в сфере здоровья, лежат различные, иногда взаимоисключающие мотивы. Часто поведенческие акты, которые важны по степени влияния на здоровье студентов, вызваны мотивами не связанными непосредственно со здоровьем и являются результатом повседневной деятельности, не требующей осознанной мотивации. Модели поведения молодых людей, которые зависят от сознательной мотивации, менее устойчивы, чем те, которые являются естественным следствием норм и правил, принятых в обществе.
“Здоровье студентов” и “отношение студентов к своему здоровью” являются сложными социальными феноменами, которые требуют дальнейшего исследования. Поведение студентов в отношении здоровья в значительной степени определяется социальными и культурными обстоятельствами (средой, в которой находятся молодых люди), но не всегда влияние внешних воздействий является однозначным и строго определенным. Это необходимо учитывать при организации и проведении научных исследований.
Список литературы
1. Журавлева, И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И.В.Журавлева. – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002. – 240 с.
2. Федоров, А.И. Отношение учащейся молодежи к своему здоровью: учебное пособие / А.И.Федоров, О.Ю.Комаров, Б.А.Куставлетов. – Костанай: Издательский центр КГПИ; Челябинск: УралГУФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2011. – 72 с.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Филимонова С.И. профессор кафедры теории и методики физического воспитания и спорта ПИФК МГПУ, д.п.н., профессор
На современном этапе в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования (Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Леднев В.С., Петровский А.В. и др.), в котором абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. Важнейшая роль при этом отводится физической культуре и спорту. Освоение подрастающим поколением дисциплины “физическая культура” на всех уровнях образовательного процесса способствует этому через систему физического воспитания.
Однако практика показывает, что ее результативность находится на низком уровне. Очевидна тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения на всех этапах онтогенеза.
Такое количество неразрешенных проблем кроется, на наш взгляд, в изменении ценностных ориентаций в пространстве физической культуры и спорта (объективный фактор) в результате социально – экономических перемен.
В таких условиях содержание предмета "Физическая культура" нуждается в переосмыслении, выработке новых концепций и обосновании современных педагогических технологий, поскольку в традиционной системе физического воспитания и спорта не происходит главного - обращения сознания личности к пониманию и принятию физической культуры как жизненно важной ценности. Предмет «Физическая культура» в силу специфики функций в структуре содержания общего образования отличается от других учебных дисциплин, интегрирует все виды физкультурной деятельности в единый процесс физического воспитания, выступает как инвариантная область общего образования, выполняет роль системообразующего начала среди видов физкультурной деятельности учащейся молодежи.
В нашей стране физическое воспитание целенаправленно и системно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования, дифференцируется на четыре основные разновидности: 1) учебный предмет «Физическая культура»; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3) спортивно-массовая работа; 4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Именно условия в образовательном учреждении являются основными факторами, формирующими не только здоровье, но и личность детей. Сила влияния этих факторов определяется тем, что они действуют в период интенсивного роста, развития и формирования всех систем организма; комплексно и системно; длительно и непрерывно (в течение 9-11 лет, ежедневно).
Поэтому ее наполнение содержанием, отвечающим современным требованиям требует совместного глубокого всестороннего на подлинно научной основе исследования. С позиции системно-деятельностьного подхода "Физическая культура" - это система, состоящая из 5 основных элементов: цели, учебной информации, средств коммуникации, педагога и ученика. Системообразующим фактором является результат. Рассмотрим подробнее элементы представленной системы.
Цели предмета "Физическая культура" подчинены целям культуры физической. Значение цели в педагогической системе велико. Цель — конечный пункт развития человеческих потребностей и интересов в сфере физической культуры, функция и ориентир практической деятельности участников образовательного процесса, способствующая его успеху, разумности и целесообразности. Практичные цели — наиболее гибкое, малозатратное, высокоэффективное средство преобразования и развития отношений, знаний, необходимых для человеческой жизни. Жизненные цели — одна из ведущих характеристик личностных качеств человека, средство его психического и физиологического благополучия, основание и условие его счастья. Конечная, самодвижущаяся цель человека — физическое существование (бытие). Не уклоняясь от своих специфических функций, физическая культура включается в систему реализации глобальных общечеловеческих целей. В силу многообразия будничных целей физическое существование человека как бы вытесняется из сферы сознательных целей и переводится в систему подсознательного механизма психики. Физическая культура как базовая часть общей культуры человека преследует целый ряд взаимозависимых целей, таких как здоровье, образование, развитие, рекреация, долголетие индивидов. Не всегда эти цели осознаются даже специалистами физической культуры, спорта, образования в силу недооценки статуса физической культуры.
Эти цели являются основными детерминантами формирования цели предмета "Физическая культура", которая определяется как педагогически адаптированное представление о социально обусловленных конечных, этапных и промежуточных результатах учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине; формирует педагогическую систему; интегрирует цели внеурочных форм организации физического воспитания, способствует достижению цели высшего уровня —национальной системы физического воспитания; регулирует содержание и работу по физическому воспитанию подрастающего поколения. В научной литературе нет единых общепринятых
подходов к конкретизации обсуждаемых целей. Конечной целью физического воспитания населения страны в большинстве формулировок называют формирование гармонически развитой личности, развитие морально-волевых качеств, формирование культуры, подготовку к трудовой и оборонной деятельности, развитие показателей психофизического состояния, оздоровление населения, физическое совершенство, удовлетворение потребности общества в развитии физических способностей, профилактика негативного воздействия внешней среды на организм человека и социальная адаптация личности, подготовка к службе Родине и семье и т.д.
Большинство формулировок отличаются многоцелием и абстрактностью результатов, что существенно затрудняет осознание конечного результата всей системы физического воспитания. Может сложиться впечатление нереальности целевой установки, убеждение в необязательности ее достижения, что порождает формализм в работе руководителей в области
физической культуры и спорта.
Абстрактность цели национальной системы физического воспитания обусловливает серьезные затруднения в определении целей ее подсистем. Это, в свою очередь, негативно сказывается на результате образовательной деятельности, так как в научной литературе цель определяют как «модель будущих результатов» (П. К. Анохин), «модель потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), «долгосрочный желаемый результат» (Р.Акофф и Ф.Эмери), т.е. цель в конечном счете есть искомый результат. В свете реформирования системы образования особую значимость приобретает конкретно сформулированная и общепризнанная цель преподавания физической культуры, которая определяет параметры ожидаемого результата; обусловливает формирование соответствующего содержания образования и совместно с последним продуцирует такие дидактические процессы, которые
гарантируют перевод содержания образования в элементы структуры личности и достижение результатов преподавания физической культуры.
Структурные и функциональные компоненты системы управления образуют определенную целостность с учетом целей управления, которые уточняются на каждом уровне. В рамках ЦО выделяются четыре уровня управления. 1-й уровень — дошкольное образование. Здесь основным объектом управления являются дети 3-7 лет. Их потребности в двигательной активности непроизвольны, независимы от сознания, но ярко выражены и реально ощутимы ребенком. Ее оптимальные величины пока еще являются естественными, внутренне присущими человеку. (Н.И.Пономарев, В.М.Рейзин, 1989). Исходя из физиологических и психолого-педагогических характеристик данного возраста основной целью управления является реализация потребности в двигательной активности. 2-ой уровень - начальное общее образование, объектом управления являются дети 7-10 лет. На данном уровне преимущество в детерминации потребностей в двигательной активности получают социальные факторы. Индивидуальный объем двигательной активности складывается в процессе жизнедеятельности под влиянием среды, при этом генетический компонент предопределяет не сам объем активности, а определенную предрасположенность к некой ее величине (В.П.Куликов, В.И.Киселев, 1998). Оптимальный объем двигательной активности, являясь на первом уровне естественным, на втором уровне преобразуется в социогенный и нуждается в формировании. Основной целью управления является формирование системы мотивов (внутренних) к занятиям физическими упражнениями для реализации оптимального объема двигательной активности. 3-ий уровень - основное общее образование, объектом управления являются учащиеся 11-15 лет. Причинами недостаточной двигательной активности является то, что у человека непроизвольная потребность в движении сохраняется до 12 лет (Т.Н.Лебедева, 1974; И.А.Аршавский, Т.А.Бальмагия, В.Д. Розанова, 1970). Это значит, что на следующих уровнях молодой человек с несформированной потребностью в двигательной активности перестает ощущать ее недостаток. И до появления неблагоприятных отклонений в состоянии здоровья не чувствует отрицательного влияния гиподинамии. Основной целью управления является формирование осознанной потребности в двигательной активности на основе стойкого увлечения физкультурно-спортивной деятельностью. 4-ый уровень - общее образование, объектом управления являются учащиеся 16-18 лет. Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода (12-18 лет) являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов двигательной деятельности, и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира. Основной целью управления на этом уровне является совершенствование оптимального мотивационного комплекса к занятиям физической культурой и спортом на базе осознания их необходимости для всестороннего гармоничного развития личности. 5-ый уровень - профессиональное образование, объектом управления являются студенты 18-23 лет. Основной целью управления на этом уровне является совершенствование и самосовершенствование мотивации самостоятельных занятий физической культурой и спортом для воплощения в жизнь нереализованного потенциала личности.
Исходя из цели формируется следующий элемент педагогической системы - содержание предмета «Физическая культура», который рассматривается как фактор, отражающий потребности общества и запросы личности в сфере физического воспитания и механизм реализации социального заказа. Это часть образования, отражающая совокупность знаний: двигательных и инструктивных умений, качеств личности; норм, требований физической подготовленности и видов деятельности, системное усвоение которой обусловливает достижение цели данной дисциплины.
Структура содержания образования по физической культуре отражена в Государственном образовательном стандарте по предмету «Физическая культура» и примерной учебной программе. ГОС — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражает идеал в этой сфере, учитывает, возможности реальной личности и системы образования по его достижению. В ГОСе физическая культура переведена из статуса учебного предмета в статус области образования с закреплением за ней позиции инвариантной составляющей федерального компонента (базовой части) образовательного стандарта. Область образования регламентируется своим ГОСом, который также предусматривает два компонента: 1) федеральный (базовый) и 2) региональный (вариативный).
Во взаимосвязи с целью содержание предмета «Физическая культура» принимает участие в формировании третьего элемента педагогической системы - средств коммуникации. Этот элемент призван обеспечить перевод содержания образования в опыт личности учащегося в форме знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, физических и морально-волевых качеств, видов физкультурной деятельности, здорового образа и стиля жизни. Такой опыт составляет основу для использования физической культуры и спорта в жизни.
В силу специфики педагогического процесса в физическом воспитании основным средством является упражнение. Именно благодаря упражнению происходят все основные процессы обучения и воспитания, в том числе физического, интеллектуального, нравственного и т.п.
Документами, регламентирующими содержание образования по предмету «Физическая культура», выступают: базисный учебный план, обязательный минимум содержания образования по дисциплине, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, учебник по физической культуре.
Основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компетентности и эрудиции – это сформированная готовность к профессиональной самореализации личности, что, в свою очередь, способствует переходу к субъект-субъектным отношениям с учащимся (5 элемент педагогической системы). Позиция современной философии, с точки зрения деятельностного подхода определяет самореализацию, как осуществление, реализацию своих возможностей, проявление себя в творчестве, спорте и т.п.; воплощение своих мыслей и стремлений, применение своих дарований, творческое самоутверждение.
Показатели самореализации личности: 1. удовлетворенность - т.е. позитивное отношение к избранной деятельности, осознание внешних и внутренних факторов, способствующих и препятствующих полноценной самореализации личности в данной деятельности на основе знаний и представлений о сущности самореализации, ее роли и значении, направленность личности; 2) продуктивность самореализации - т.е. владение необходимыми знаниями, умениями и опытом, ориентация в содержании и формах избранной деятельности, совершенствования с учетом личностного смысла; 3) цена - т.е. состояние здоровья и психофизический потенциал личности.
Этапам механизма самореализации личности соответствуют 4 функциональных компонента - это самосознание, самомодель, деятельность по реализации самомодели и самоутверждение. Содержательными характеристиками функциональных компонентов является: 1. самосознание – самооценка потенциала, самоанализ, создание Я-концепции, рефлексия; 2. самомодель – постановка целей, смысл деятельности, построение планов; 3. деятельность по реализации самомодели – социальные предпосылки, физические предпосылки, психические предпосылки; 4. самоутверждение – получение результатов, самооценка результатов.
Процесс самореализации, в отличие от других процессов жизнедеятельности человека, поливалентен, т.е. может проявляться не в одном, а во многих (практически во всех) сферах деятельности человека. К внутренним условиям самореализации личности относятся творчество, направленность и активность личности.