Образование как результат
Образование как результат фиксирует факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности.
Образование как результат вбирает в себя такие понятия как грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура, менталитет.
В современном понимании в грамотности человека должны найти своё воплощение важнейшие объективные характеристики и параметры природы, общества, человека, его духовные, нравственные личностные устои и ориентиры, а также способы познания этих характеристик и параметров в естественном единстве с формируемыми отношениями к ним.
В образовании выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения опыта. Это ядро образования — обучение.
Результативность образования можно определить по уровню развития обучающихся и самой системы образования.
В этом случае показателями результативности являются: 1) реализация образовательных стандартов; 2) развитие сети и укрепление учебно-
материальной базы; 3) развитие образовательных технологий; 4) развитие системы органов управления образованием; 5) достижение и подтверждение гражданином определенного ценза, который удостоверяется соответствующим документом; 6) уровень физического, психического, интеллектуального, нравственного развития обучающихся; 7) уровень сформированности культуры; 8) состояние здоровья обучающихся; 9) качество знаний, умений и навыков; 10) сформированное потребности в знаниях и стремления к самообразованию.
Результаты образования можно разбить на три группы: количественные (абсолютные значения или проценты); качественные (описание и балльные шкалы); оценочные (отношения, мнения, переживания и др.)
Цель современного образования - это система знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с моделью специалиста, определяемой соответствующими образовательными стандартами.
Цель образования выполняет системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора цели в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения.
Принцип гуманизации образования – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развития ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель - ученик».
Итак, гуманистическое воспитание является неотъемлемой частью образования, так как учителя должны не только обучать детей, давать им знания, но еще и воспитывать их, помогать формированию личности и воззрений школьников.
Трудность реализации принципа гуманизации составляет тот факт, что больше внимания уделяется обучению учеников, а не их воспитанию. Да, обучая мы воспитываем, но только воспитываем в какой -то степени и это совершенно не то, чего от нас требуют задачи и цели гуманизации. Учителя должны больше внимания уделять личности каждого школьника, а также в полную силу заниматься его воспитанием, придерживаясь принципов гуманистического воспитания.