Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития
Правила реализации:
· Формирование позитивного отношения к изучаемому материалу;
· Систематизация материала, связанная с его самостоятельным воспроизведением;
· Регулярное повторение изученного материала;
· Применение полученных знаний на практике и др.
Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.
Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности.
10. Принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания. Формирование у учащихся эстетического отношения к действительности позволяет развивать у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.
11. Принцип связи педагогического процесса (теории) с жизнью (практикой). Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм обучения с преобразованиями в экономике, политике, культуре страны. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно-полезную деятельность, как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах и т.п. необходимость связи педагогического процесса с практикой обусловлена тем, что практика является источником познавательной деятельности, критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности.
12. Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Однако необходимо помнить, что воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание, включенность в систему общественно-значимых отношений, организация и нравственная направленность.
13. Принцип ориентированности педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Реализация этого принципа требует организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.
14. Принцип обучения и воспитания детей в коллективе предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.
15. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, поощрять инициативу и творчество. Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество.
16. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Сущность параллельного действия состоит в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания.
17. Принцип прочности знаний, умений и навыков.
Билет №9
Содержание образования: сущность, структура, требования
Содержание образования - это совокупность ЗУН, различных ценностей, взглядов и убеждений, которые формируются в процессе образования, ОиВ.
Под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.
Содержание образования является структурным компонентом педагогического процесса.