Вопрос 3. Характеристика содержания знаний о природе в современных программах для дошкольных учреждений
Наш анализ существующих специальных программ по экологическому образованию дошкольников показал, что по содержанию, целям и задачам их можно условно подразделить на три основные группы:
1. программы экологической (в основном биоэкологической) направленности
2. программы эстетико-культурно-экологической направленности
3. программы социально-экологической направленности.
Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомлении е детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.)
К ним можно отнести программы
«Юный эколог» - автор С.Н. Еиколаева
«Мы» - Н.Н. Кондратьева
«Паутинка» - Ж.Л.Васякина
«Экологическая дорожка» - А.В. Королева
«Наш дом – природа» - Н.А. Рыжова
и др
Так ядром содержания программы «Мы» являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умения его осуществлять».
В каждом разделе программы представлены
- знания как основа экологического сознания,
- умения экологически ориентированных деятельностей
- опыт гуманного отношения к природе.
С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет два аспекта содержания экологического воспитания:
- передачу экологических знаний,
- и их трансформацию в отношение.
Автор подчеркивает, что в основе содержания программы лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии; организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда»№. Программа состоит из двух подпрограмм:
«Экологическое воспитание дошкольников»
«Повышение квалификации работников ДОУ».
Основная цель программы Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Особое внимание в ней уделяется формированию
- целостного взгляда на природу и место человека в ней
- представлений об элементарных существующих в природе взаимосвязях.
- развитию представлений о самоценности природы
развитию эмоционально положительного отношения к ней
- выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
А.В. Королева подчеркивает, что в процессе освоения ее программы «Экологическая дорожка» дети получают
- основные понятия экологии
- овладевают элементарными приемами наблюдений в природе
- осваивают этические нормы отношения к живому
- учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.
Для второй группы программхарактерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии как бы отходят на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (огонь, вода, воздух, земля).
К данной группе прежде всего можно отнести программы:
- «Семицветик» - В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова
- «Планета – наш дом» - И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская
- «Мир вокруг нас» - Т.И. Попова
- Природа и художник» - Т.А. Копцева
и др.
Так, цель программы «Семицветик» - «способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане» Авторы выделяют следующие тематические блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи».
Программа Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» определена как «программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей» и представляет собой адаптацию идей других программ подобного типа на региональном уровне.
Программа Т.А. Копцевой «Природа и художник» характеризуется блочно-тематическим планированием.: выделены блоки «Мир природы» «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Автор рассматривает мир природы как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей.
Третья группа программ выделяется по преобладанию социальной направленности (социальной экологии, экономики, валеологии и т.п.)
В качестве примеров программ этой группы могут быть рассмотрены программы:
«Мы – земляне» - Н.Н. Вересова
«Надежда» - Т.В. Потапова
«Экономика и экология» - Л.М. Кларина
и др.
Так Л.М. Кларина в своей программе «Экономика и экология» отмечает, что данные разработки направлены на совершенствование экономического, экологического и социального сознания детей. Проблемы экономики и экологии увязываются автором через вопросы использования природных ресурсов и анализ потребностей человека. Многие детские сады используют в работе персонажей, придуманных автором – Гном Эконом, Фея Экологии.
Т.В. Потапова в программе «Надежда» наряду с вопросами в области окружающей среды большое внимание уделяет ознакомлению с правами человека, вопросами рационального природопользования. Полное название программы – «программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека»). Автор подчеркивает, что «при ознакомлении ребенка с окружающим миром… следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного и неразрушающего обращения с ними и активное желание поступать… щадящим и сберегающим образом».