Недостатки произношения свистящих и шипящих фонем
Недостатки произношения свистящих с, с', з, з', ци шипящих ш, ж, ч, щобозначаются термином сигматизм.
В случаях стойкой замены одних фонем другими, когда, например, ш заменяется на с или с на ш и т.п., говорят о парасигматизме.
Свистящие фонемы. Механизм образования фонемы ссостоит в следующем. Губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные о и у, что приводит к упреждающему округлению губ. Это ясно видно, если сравнить артикуляцию фонемы с в слогах са, со, су.
Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1—2 мм). Язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам и боковым поверхностям нёба. Вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полости. Встречая во рту препятствие в виде узкой щели между спинкой языка и альвеолами, струя выдыхаемого воздуха вызывает свистящий шум, высота которого определяется малой величиной полости, образуемой между передней частью спинки языка и передними зубами.
Особенность артикуляции мягкой фонемы с' заключается в более высоком подъеме спинки языка, а также в некотором его перемещении вперед, что приводит к еще большему сокращению размера полости между языком и резцами. Растягивание губ становится более выраженным, хотя здесь, как и при твердой фонеме с,исключение составляют случаи, когда последующими фонемами являются ои у,вызывающие заблаговременное округление губ. Это опять-таки хорошо видно, если сравнить слоги ся, се, си, ся, сё, сю.
Отличие фонемы зот си з'от с' состоит в том, что при звонких согласных голосовые связки смыкаются и приходят в колебание, а также в том, что напор выдыхаемой струи воздуха становится при звонких слабее и щель между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих.
Фонема ц, как слитная, представляет собой тесное соединение смычного согласного ти щелевого с.
В первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за этим смычка взрывается, и спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции фонемы с.
Можно указать шесть основных видов сигматизмов: губно-зубной, межзубный, призубный, шипящий, боковой и носовой.
При губно-зубном сигматизме фонема с произносится с оттенком ф ввиду того, что в образовании щели, помимо языка, принимает участие нижняя губа, сближенная с верхними резцами. Тот же оттенок приобретает фонема ц,а к зкак бы примешивается оттенок фонемы в.
К этому виду сигматизма предрасполагает такая аномалия прикуса, при которой верхние резцы резко выступают вперед и оказываются непосредственно над нижней губой. Подобная аномалия называется прогнатией.
При межзубном сигматизме отсутствует характерный для фонемы с свист, вместо которого слышится более низкий и слабый шум, что обусловлено положением языка, просунутого между зубами. В результате такой артикуляции круглая щель у альвеол заменяется плоской, образуемой между языком и верхними резцами. Аналогично изменяются артикуляция и звучание фонем з и ц.
Возникновению межзубного сигматизма способствует такая аномалия прикуса, когда при сжатых коренных зубах между верхними и нижними резцами остается значительное отверстие в виде фронтальной щели, т.е. когда имеет место так называемый передний открытый прикус. В качестве временного явления такой прикус возникает у детей при выпадении молочных резцов. Следует отметить, что иногда межзубная артикуляция распространяется не только на свистящие, но и на шипящие фонемы, а также на другие, образуемые передней частью или кончиком языка — т, д, и, л. К межзубному сигматизму предрасполагает массивный, недостаточно пластичный, малоподвижный язык. Кроме того, имеются указания на склонность к межзубному сигматизму у детей с аденоидными разращениями, вынужденных дышать ртом и потому постоянно держащих его открытым.
Призубный сигматизм характеризуется, как и межзубный, отсутствием свиста или заметным его притуплением, а часто и прямой заменой фонем с, ци з фонемами ти д... В последнем случае дефект принимает вид парасигматизма.
Причиной призубного сигматизма (парасигматизма) является почти полное или полное замыкание ротовой полости. Предрасполагающим обстоятельством к этому служиттак называемый глубокий или закрытый прикус, при котором резцы нижней челюсти полностью перекрываются резцами верхней челюсти. Призубный сигматизм часто сопутствует тугоухости, особенно в тех случаях, когда она наиболее выражена по отношению к высоким тонам. Иногда этот вид сигматизма охватывает не только группу свистящих фонем, но и группу шипящих.
При шипящем сигматизме фонемы с, ц и зприобретают более или менее отчетливый шипящий оттенок. В наиболее выраженных формах этот недостаток принимает характер парасигматизма.
Подобное произношение является результатом того, что кончик языка отходит назад от резцов, образуя тем самым полость значительно большего размера, чем это требуется для образования свистящих фонем.
К шипящему сигматизму предрасполагают такие аномалии зубо-челюстной системы, которые затрудняют приближение языка к резцам. Как и призубный сигматизм, шипящий часто наблюдается у тугоухих, которым малодоступны самые высокие тоны речевого диапазона частот и которые вследствие этого воспринимают свистящие звуки как шипящие.
При боковом сигматизма вместо сслышится своеобразный хлюпающий шум, подобие которого можно получить, если, сжав зубы, с силой произнести шепотом фонему л. Причина такого искажения фонемы лежит в том, что кончик языка и передняя часть его спинки образуют смычку с резцами и альвеолами, а боковой край языка с одной стороны не прилегает к коренным зубам, в результате чего образуется боковая щель, через которую с шумом выходит струя выдыхаемого воздуха. Иногда такие щели образуются с обеих сторон. К боковому сигматизму предрасполагает так называемый боковой открытый прикус, при котором имеет место щель между верхними и нижними коренными зубами с одной или обеих сторон Другим предрасполагающим фактором является узкий язык, затрудняющий замыкание ротовой полости с боков.
Фонемы ци зпри боковом сигматизме приобретает тот же акустический характер, что и с. Первая представляет собой подобие сочетания фонем т и л, с силой произнесенных шепотом, а вторая отличается от дефектно произнесенной фонемы с лишь дополнением шума тоном голоса.
Общим для всех видов носового сигматизма является такое произношение фонем с, ци з, которое характеризуется резким отклонением в характере присущего им шума и сопровождается появлением носового оттенка у последующей гласной фонемы.
Носовой оттенок гласных обусловлен в этих случаях тем, что предшествующие им согласные произносятся при наличии значительной щели между мягким нёбом и задней стенкой глотки, вследствие чего струя выдыхаемого воздуха проходит через нос. Такое положение мягкого нёба в силу известной инертности речедвигательных процессов частично распространяется на артикуляцию смежных гласных. Что касается характера шума, то он в значительной мере варьирует в зависимости от места его возникновения, т.е. от места, где выдыхаемый воздух встречает на своем пути максимальное сужение. Так, если при произнесении фонемы с это сужение образуется между корнем языка и задней стенкой глотки, то слышится своеобразный звук, напоминающий очень глубокое х.Если же максимальное сужение образуется мягким нёбом, сомкнутым передней своей поверхностью с корневой частью языка, а задней приближающимся к стенке глотки, то возникающий шум напоминает скорее храпение. Фонема ц в обоих случаях отличается по своей артикуляции от слишь тем, что щель возникает вслед за предваряющей ее смычкой, образуемой теми же органами, в том же месте. Этим определяется аффрикатный характер получаемого звука. Звучание фонемы зотличается от дефектного с лишь присоединением тона голоса и некоторым ослаблением шума...
Пригубно-зубном сигматизмепрежде всего следует показать ребенку, что в момент произнесения фонемы с нижняя губа не должна соприкасаться с верхними резцами или сближаться с ними. Если произвольное выполнение этого требования с опорой на зрительный контроль (с помощью зеркала) окажется ребенку недоступным, то полезно проделать простейшую артикуляционную гимнастику в виде чередования движении губ с последовательной сменой их смыкания и размыкания, связанного с оскаливанием зубов, с обнажением нижних резцов. В случае необходимости временно может применяться механическая помощь в виде легкого отжимания нижней губы шпателем книзу.
Не дожидаясь усвоения ребенком способности произвольно удерживать нижнюю губу в требуемом положении без механической помощи, следует проделывать упражнения в протяжном произнесении фонемы с, а также простейших слогов и слов, которые с нее начинаются.
В случаях резко выраженной прогнатии указанные упражнения при соблюдении правильного уклада языка уместны не только после исправления прикуса, но и до этого. В результате упражнений правильное произношение достигается даже при сохранении прогнатии.
При межзубном сигматизме, не осложненном аномалиями зубо-челюстной системы, часто бывает достаточно предложить сжать зубы и, не разнимая их, протяжно произнести фонему с. Если получится тупой шум, без свиста, характерный для призубного сигматизма, то надо дополнительно воспользоваться приемами, которые рекомендуются ниже для исправления этого вида дефекта.
Чтобы предупредить привычное просовывание языка между зубами, первые упражнения на материале слогов и слов лучше проделывать, оставляя зубы все время сжатыми. Это особенно важно для тех случаев, когда фонема с находится не в начале слога или слова. Однако как только это окажется возможным, следует отказаться от такого «процеживания» слогов и слов сквозь зубы и перейти к нормальному их произнесению. Во время упражнений должен быть обеспечен зрительный самоконтроль над артикуляцией с помощью зеркала. Если межзубный сигматизм связан с передним открытым прикусом, обусловленным неправильным строением зубо-челюстной системы или выпадением молочных зубов, то важной предпосылкой дефекта произношения является нормализация прикуса. В первом случае она достигается средствами стоматологии, во втором — естественным путем, в результате появления постоянных зубов. Однако и при наличии открытого прикуса может быть достигнут определенный эффект путем изменения артикуляции языка — переведения его кончика за десны нижних резцов.
Призубный сигматизмв простейших случаях устраняется на основе разъяснения и показа правильной артикуляции фонемы с последующим протяжным ее произнесением сначала отдельно, затем в слогах и словах. Артикуляцию полезно иллюстрировать посредством схематического рисунка-профиля. Хорошую помощь может оказать ощущение ребенком на тыльной поверхности кисти узкой, сильной и холодной струи воздуха (косо направленной вниз) при правильном произнесении фонемы с.
В более трудных случаях, особенно осложненных аномалиями прикуса или недостаточной пластичностью языка, следует воспользоваться зондом и удержать с его помощью кончик языка у нижних резцов, сохраняя при этом минимальное расстояние между верхними и нижними резцами.
Существующую помощь при недостаточной пластичности языка могут оказать артикуляционные упражнения перед зеркалом, в частности просовывание распластанного языка между зубами, высовывание его желобком при открытом рте, выгибание его спинки при упоре кончиком в десны нижних резцов. Такие упражнения помогают добиться в конечном счете правильного уклада языка при сближенных резцах и, включив выдох, получить нормальный звук.
При шипящем сигматизмеследует прежде всего обратить внимание на различие в правильном и неправильном звучаниях фонемы с (свист — шипение). Однако это редко приводит к цели, так как в случае укоренившегося дефекта даже четкое различение на слух шипящих — свистящих звуков не обеспечивает успеха в овладении правильной артикуляции фонемы с. Поэтому необходимо, приоткрыв рот, показать ребенку перед зеркалом различие между правильной (кончик у нижних резцов) и дефектной (кончик отходит назад) артикуляцией, изобразить это с помощью кистей рук. Добившись правильного положения языка, можно включить выдох и дать ребенку возможность ощутить струю выдыхаемого воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.
Если указанные приемы не приведут к цели, можно временно установить межзубную артикуляцию фонемы с, более контрастную, чем нормальная, по отношению к артикуляции, лежащей в основе шипящего сигматизма. Благодаря такой контрастности легче отдифференцировать более переднюю и более заднюю позиции языка. В дальнейшем, добившись в результате упражнений на материале слогов и слов устойчивой межзубной артикуляции фонемы си отдифференцировав ее от фонем ши щ, следует перейти к нормальному, т. е. зазубному, произношению фонемы со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма (см. выше).
Для исправления бокового сигматизманеобходимо добиться замыкания языком ротовой полости с боков и образования по его середине продольного желобка. Если простой показ правильной артикуляции (при несколько раскрытом рте) перед зеркалом и ее сопоставление с неправильной не приведут к цели, то следует попробовать ряд специальных приемов и остановиться на том, который даст наилучший результат.
В качестве базы для постановки фонемы сможет быть использована фонема т, если на нее не распространяется боковая артикуляция.
Ребенка побуждают произнести тснекоторой аспирацией (придыханием). После взрыва должен быть слышен звук, подобный английской фонеме f, звучащей, например, в словах thin, thank. Наличие придыхания должно контролироваться при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. Получив подобное слитное сочетание смычного и щелевого звука, можно перейти к следующему этапу — предложить ребенку проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в десны нижних резцов. При сжатых зубах должен получиться слитный звук, близкий к фонеме ц, в составе которой ясно слышится т и с. Не следует лишь указывать на это ребенку и тем более произносить для него в качестве образца фонему ц. Его намерение воспроизвести по образцу это фонему может тотчас вызвать привычную дефектную артикуляцию.
Если произвольное удерживание кончика языка за нижними резцами окажется непосильным, можно придержать его зондом или шпателем. Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть слитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ребенку уже можно пояснить, что это и есть правильно произносимая фонема с. Далее следует закрепление вновь усвоенной артикуляции на материале слогов, слов и фраз.
В более трудных случаях должен быть использован прием, который состоит из четырех этапов. Сначала ребенку предлагают просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки. Затем то же упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок.
Для контроля над направлением струи выдыхаемого воздуха можно дополнительно использовать пробирку или небольшой пустой пузырек с узким горлышком. Держа вертикально пробирку (пузырек), ее следует поднести отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пробирки (пузырька) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.
В тех случаях, когда при просунутом между губами языке не удается получить на нем желобок по показанному образцу и воздух выходит сбоку рта, полезно воспользоваться зондом, положить его вдоль языка по средней линии и, слегка нажав им на язык, облегчить образование желобка.
Когда требуемая артикуляция уже может быть воспроизведена произвольно, механическая помощь устраняется.
Получив дутье по средней линии языка при межгубном его положении, можно перейти к следующему этапу — межзубному произнесению фонемы с.Для этой цели достаточно приподнять шпателем или пальцами верхнюю губу, в результате чего вместо щели между языком и верхней губой автоматически образуется щель между языком и верхними резцами. Достигнув устойчивой межзубной артикуляции, можно пояснить ребенку, что при этом получается звук с, и приступить к закреплению фонемы в таком виде на материале слогов и слов. В заключение осуществляется переход от межзубной артикуляции к зазубной (нормальной) тем же путем, как при исправлении межзубного сигматизма (см. выше).
Еще один прием исправления боковой артикуляции фонемы с состоит в том, что ребенка побуждают протяжно произнести фонему с, а затем проделать то же самое, но выдвинув при этом язык как можно больше вперед и уперев его кончик в нижние зубы. К шуму, свойственному фонеме ф, должен присоединиться свистящий шум. Сочетание того и другого напоминает звук, характерный для губно-зубного сигматизма (см. выше).
Наконец, к цели может привести опора на фонему х,если на нее не распространяется боковая артикуляция. Ребенку предлагают шепотом произнести сочетание ахи, а затем повторить то же самое со сжатыми зубами. Часто при этом отчетливо слышится звук, близкий к с. Не следует лишь раньше времени указывать ребенку на это, чтобы не вызвать привычную боковую артикуляцию. Когда в результате упражнений произнесение свистящего звука укрепиться, можно обратить внимание на различие в звучании фонем с и с'.
В особо трудных случаях рекомендуется артикуляционная гимнастика перед зеркалом, направленная на выработку умения образовывать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами, а кончик его удерживать у нижних резцов. Полезными для этой цели являются такие упражнения, как высовывание языка «лопатой», «желобом», присасывание языка к нёбу и удерживание его в этом положении при опускании и поднимании нижней челюсти, образование смычки боковыми краями языка с коренными зубами при одновременном упоре кончика языка в нижние резцы. Последнее упражнение проделывается сначала при открытом рте, а затем при постепенном сближении челюстей. При сохранении полученного уклада языка производится попеременный вдох и выдох, в результате чего должен появиться звук, средний между хи с', на базе которого в ходе последующих упражнений получается фонема с.
Исправление всех разновидностей носового сигматизмасводится к приучению ребенка направлять струю воздуха в рот, Закрывая проход в носовую полость поднятием мягкого нёба, и к усвоению им правильной артикуляции языка. Наиболее эффективным путем является использование тех четырех этапов, которые описаны выше применительно к исправлению бокового сигматизма. Этот же путь с некоторой модификацией рекомендуется и тогда, когда носовой сигматизм выступает в качестве проявления открытой гнусавости, возникающей на органической основе (аномалии строения мягкого нёба, его порез, нёбные щели)...
Остается добавить, что в некоторых случаях носовой сигматизм может быть исправлен и с помощью более простых приемов, описанных применительно к коррекции бокового сигматизма (например, исходя из звуков типа т, ф, х').
При исправлении всех рассмотренных недостатков произношения свистящих согласных усвоение правильной артикуляции фонемы симеет решающее значение для коррекции остальных согласных данной группы. Фонема с' усваивается уже в то время, когда при закреплении артикуляции фонемы с используются слоги и слова, в которых свистящий согласный стоит не только перед гласными а, о, у, ы, но и перед гласными е, и, где мы имеем дело уже с мягкой фонемой с'.
Звонкие зи з' легко воспроизводятся на основе простого присоединения голоса к фонемам си с'.
Что касается аффикаты ц, то она может быть легко получена с помощью указания на то, что фонема с должна быть предпослана фонеме т (тс____, тс____; атс____, атс____; тс_____а, тс_____а). Следует обратить внимание на то, что в этом случае т произносится при опущенном к нижним резцам кончике языка. Это необходимо для получения слитного звучания взрывного и фрикативного компонентов фонемы ц.
В необходимых случаях можно прибегнуть к механическому удерживанию кончика языка у нижних резцов с помощью шпателя или зонда во время произнесения сочетаний с_____тс_____тс_____тс.
Закрепляя произношение фонемы ц,следует начинать с закрытых слогов ац, оц, эци слов, оканчивающихся такими слогами (огурец, палец), так как в открытых слогах (ца, цо, це) и в начале слов (цапля, цирк) на первых порах нередко скрадывается взрывной компонент фонемы.
Шипящие фонемы. Механизм образования фонемы шсостоит в следующем. Губы слегка округлены. Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1—2 мм). Язык поднят «чашечкой» («ковшом») к нёбу. Боковыми краями он прилегает к верхним зубам, а передним краем — к нёбу за альвеолами, оставляя по средней линии полулунную щель. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость.
Встречая во рту препятствие в виде щели между передним краем языка и нёбом струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, более низкий, чем при фонеме с, и воспринимаемый на слух как шипение.
Более низкий шум при произнесении ш, чем при произнесении с, определяется сравнительно большим размером полости, которая образуется между поднятым к нёбу языком и передними зубами. Некоторое дополнительное понижение шума достигается округлением губ.
Различие в механизме образования фонем ши ж состоит в том, что при последней смыкаются и приходят в колебание голосовые связки, несколько слабее становится напор струи выдыхаемого воздуха, несколько уже щель между языком и нёбом.
Фонема щ, как мягкая, отличается, от фонемы шболее высоким положением спинки языка и легким перемещением его кпереди, вызывающим некоторое уменьшение размеров полости между языком и передними зубами и способствующим вместе с подъемом спинки языка известному повышению шипящего шума.
Фонема ч, как слитная, представляет собой тесное соединение смычного согласного типа ти щелевого щ. В первый момент язык смыкается передним краем с нёбом за альвеолами. Спинка и боковые края языка занимают такое же положение, как при фонеме щ. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за этим смычка взрывается, и передний край языка отскакивает в положение, присущее артикуляции фонемы щ положение, присущее артикуляции фонемы щ.
В произношении шипящих встречается большинство из тех недостатков, которые были описаны применительно к свистящим. Сюда относятся губно-зубной, межзубный, призубный, боковой и носовой виды сигматизма.
Встречается такой вид сигматизма, при котором мягкие шипящие становятся универсальными заменителями и свистящих и твердых шипящих, когда звук шявляется представителем фонем с, с', ш, щ,звук ж'— фонем з, з' и ж, а звук ч — фонем ч и ц.
Специфическим для шипящих является прежде всего парасигматизм, выражающиеся в замене шипящих свистящими... Этот своего рода свистящий сигматизм чаще всего встречается у дошкольников в качестве известного этапа в овладении фонематическим строем речи.
Другую разновидность недостатков произношения шипящих, затрагивающую обычно лишь фонемы ш и ж, представляет такой сигматизм, при котором язык не принимает участия в артикуляции и выдыхаемый воздух, попадая в ротовую полость, встречает на своем пути препятствие лишь в виде щели между зубами, ограниченной с боков прижатыми к ним углами рта. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух образует характерный тупой шум, к которому при произнесении фонемы жприсоединяется тон голоса. Энергичное произнесение подобных ши ж сопровождается нередко легким раздуванием щек, в связи с чем этот вид сигматизма иногда называют щёчным.
В числе недостатков произношения фонем ш и ж следует упомянуть замену их звуками, близкими или даже совпадающими с фонемой х и ее звонким вариантом (южнорусское фрикативное г).
Надо иметь в виду, что в некоторых случаях при дефектном произношении твердых шипящих ш и ж отмечается правильное произношение мягких чи щ. Сюда относятся прежде всего два только что указанных вида сигматизма.
Такое расхождение между твердыми и мягкими шипящими объясняется тем, что последние могут воспроизводиться без подъема переднего края языка к нёбу. Можно встретить немало людей, которые артикулируют фонемы щи чтак, что щель или смычка образуются у нёба не передним краем языка, а передней частью его спинки. Кончик языка при этом опущен и отступает назад из положения, присущего артикуляции фонемы с, что обеспечивает увеличение размеров полости между языком и передними зубами, необходимое для получения шипящего звука. В некоторых случаях, при образовании достаточно большой полости, возможно получить и нижние твердые шипящие ш и ж.
Из анатомических недостатков, предрасполагающих к возникновению дефектов произношения шипящих согласных (прежде всего ш и ж), помимо аномалий в строении речевого аппарата, способствующих появлению дефектов свистящих, следует указать резко укороченную подъязычную связку, затрудняющую подъем переднего края языка к нёбу, а также высокое и узкое твердое нёбо.
В случае сигматизма, охватывающего и свистящие и шипящие согласные, целесообразнее, за некоторыми исключениями, начинать с исправления первых. При сигматизме, распространяющемся на всю группу шипящих, следует, как правило, начинать с исправления фонемы ш.
Попытка исправить дефект у дошкольников и младших школьников на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами сходных звуков окружающего мира (шипением паровоза, сжатого воздуха при открывании дверей автобуса, шум деревьев при сильном ветре и т.п.). Зрительную основу подражания составляет показ перед зеркалом положения языка (при несколько раскрытом рте), пластическое изображение его формы кистью рук. Используется также ощущение широкой и теплой струи воздуха на кисти, поднесенной ко рту.
Если таким путем достичь успеха не удается, необходимо использовать специальные приемы.
В тех случаях, когда наряду с дефектной фонемой шимеется нормально произносимая фонема р,следует воспользоваться последней в качестве базы для получения требуемой артикуляции. Для этого ребенка побуждают протяжно произнести перед зеркалом фонему рбез голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не послышится слабое шипение. Протягивая этот шипящий звук, после нескольких упражнений его получают уже без предшествующего произнесения глухого р.
Шипение можно получить и без ослабления выдоха, стоит лишь во время произнесения глухого рслегка прикоснуться шпателем или зондом к нижней поверхности языка и затормозить вибрацию его переднего края. После нескольких упражнений с механической помощью при открытом рте, когда будет достигнуто умение произвольно воспроизводить требуемую артикуляцию, можно перейти к произнесению полученного звука со сжатыми зубами (шипение становится гуще, т.е. ниже), а затем, в заключение серииупражнений, дополнить артикуляцию округлением губ (шипение станет еще гуще), что приведет к нормальному звучанию фонемы ш.
Другой прием основан на использовании в качестве базы фонемы т. Ребенка побуждают произнести перед зеркалом несколько раз фонему тсинтервалами в 3—4 секунды. Затем упражнение видоизменяется: артикуляция воспроизводится не со сближенными зубами, а при полуоткрытом рте, причем указывается, что передний край языка должен смыкаться не с зубами, как вначале, а с альвеолами. Добившись цели, следует перейти к произнесению альвеолярного тсаспирацией (придыханием), как при английском t. Уже при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий шум. В дальнейшем этот шум постепенно удлиняется и освобождается от предшествующего ему взрыва. Остается перевести язык несколько глубже, а позднее перейти к сжатию зубов и, наконец, к округлению губ. Указанный прием не всегда удается осуществить, особенно в тех случаях, когда ребенок не в состоянии поднять передний край или кончик языка к нёбу.
Следующий прием постановки фонемы шсостоит в использовании зонда. Базой служит правильно артикулируемая фонема с'. Ребенка побуждают 2—3 раза протяжно произнести фонему с отдельно или в слоге с гласной а (с_____, с_____а). Вслед за этим при открытом рте под язык подкладывается зонд, после чего дается инструкция сжать зубы и вновь произнести фонему с. Субъективное намерение ребенка выполнить это требование приводит (вследствие механического воздействия на язык) фактически к видоизменению шума от свиста к шипению. Регулируя угол наклона и глубину введения зонда в рот, следует найти такое его положение, которое дает наилучший на данном этапе работы акустический эффект. Пока новая артикуляция языка не закрепится, нельзя напоминать ребенку о фонеме ш, показывать ему соответствующую букву или включать в упражнения слова, содержащие данную фонему. Материалом упражнений, проделываемых с помощью зонда, могут быть слоги са, со, се, сы; аса, асо, асе, асы; ас, ос, эс. Во всех случаях согласный должен произноситься протяжно. Когда новая артикуляция укрепится, можно поставить ребенка в известность, какая фонема у него получается, показать ему букву ши включить в упражнения слова с данной фонемой.
В наиболее трудных случаях приходится начинать постановку фонемы шс подготовительных артикуляционных упражнений, направленных на выработку умения придавать языку требуемую форму и положение. Сюда относится высовывание языка «лопатой» и дутье с образованием по средней линии желобка. Далее следует просовывание языка в зазор между верхними передними зубами и верхней губой (преддверие рта), облизывание широким языком верхней губы, прикладывание языка к ней, дутье в таком положении с контролем при помощи полоски бумаги над направлением струи выдыхаемого воздуха, которая должна идти косо вверх. Если произвольный подъем высунутого языка к верхней губе и удерживание его в этом положении оказываются непосильными, то приходится прибегать к механической помощи, пользуясь шпателем или пальцами. Добившись дутья с положением языка у верхней губы, можно перевести язык за верхние зубы при открытом рте. При таком положении языка в результате дутья должен получиться тупой шум, напоминающий своим звучанием английскую глухую фонему th.
Закрепив новую артикуляцию, надо последовательно перейти к заключительным этапам работы, задерживаясь на каждом столько, сколько окажется необходимым для закрепления соответственного уклада речевых органов. Эти этапы состоят из дальнейшего перемещения языка к нёбу, затем смыкания зубов (то и другое приводит к появлению отчетливого шипения) и, наконец, округления губ.
Дальнейшая задача — закрепление артикуляции в слогах и словах, включающих фонему ш, а в случае необходимости — дифференциация этой фонемы с другими, близкими по механизму образования или по звучанию. Надо подчеркнуть важность надлежащей дозировки упражнений, связанных с постановкой и закреплением фонемы ш, поскольку упражнения эти являются весьма утомительными для дыхательного аппарата.
В тех случаях, когда артикуляция фонемы ш(а также ж, р,и л) затрудняется короткой подъязычной связкой, логопедической работе должна предшествовать операция в виде подрезания этой связки. Следует, однако, отметить, что в практике наблюдается тенденция направлять на такого рода операцию детей, в сущности, не нуждающихся в ней. Очень часто несколько укороченная связка может быть растянута с помощью упражнений да и вообще не препятствует выработке правильной артикуляции обычными логопедическими методами. Лишь в самых редких случаях, когда кончик языка не может быть поднят даже механическим способом (шпателем), операцию надо считать необходимой.
Исправление дефектов произношения фонемы жпри усвоенной артикуляции шне вызывает затруднений. Ребенка побуждают просто произнести протяжно ш и включить голос. Предварительно это проделывает сам логопед, поднеся одну руку ребенка к своему рту (для ощущения струи воздуха) и приложив другую к своей гортани (для ощущения ее вибрации). Таким же образом ребенок проверяет собственное произношение фонем ш и ж.
Добившись успеха, следует закрепить правильное произношение фонемы жна материале слогов, слов и фраз и отдифференцировать ее от фонемы ш. При наличии фонемы знетрудно получить фонему ж с помощью зонда тем же способом, который был указан для постановки шот с.
При наличии шнедостатков в произношении фонем щи чобычно не наблюдается, за исключением тех случаев, когда имеет место парасигматизм в виде замены щна с'и ч на ц'. Мало того, как указывалось, нередко наряду с дефектной фонемой шнаблюдается правильное звучание фонем щи ч.
Для исправления фонемы щ, произносимой как с', проще всего воспользоваться зондом или шпателем и, слегка приподняв и отодвинув язык (верхняя артикуляция) или только отодвинув его назад (нижняя артикуляция), добиться необходимого звучания фонемы и далее закрепить его упражнениями сначала с механической помощью, а затем без нее. В заключение необходимо отдифференцировать фонему щот фонем с и ш.
При замене фонемы чпосредством ц' (или ц) рекомендуется тот же механический прием, что и при коррекции щ. Если фонема ш усвоена, то получить чможно, указав и показав, что мягкому шипящему звуку должен предшествовать взрывной в виде т. Можно рекомендовать также такой прием постановки фонемы ч, при котором базой служит аспирированная (произносимая с придыханием) фонема т'. Если в момент произнесения такого звука кончик языка приподнимается и слегка отодвигается подложенным под него зондом, то должно появиться верхнее ч, если же просто отодвигается, то нижнее.
Впрочем, не только фонема чможет быть производной от щ, но и фонема щот ч,если последняя усвоена ранее. В этом случае достаточно протянуть, а затем и отделить от слитной фонемы ее фрикативную часть (ч_____, чш_____, щ_____).
Недостатки произношения фонем р и р'
Разнообразные недостатки произношения фонем ри р' носят название ротацизма, который может выражаться в искажении этих фонем или в замене их другими фонемами. Вторая разновидность дефекта называется параротацизмом.
Механизм образования фонемы рзаключается в следующем. Положение губ зависит от смежных фонем, в частности от следующей гласной фонемы, что видно, например, при сравнении слогов ра, ро, ру. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднять к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Мягкая фонема р'отличается по артикуляции от парной твердой дополнительным подъемом спинки языка к нёбу и некоторым его перемещением вперед.
Рассмотрим разновидности ротацизма и параротацизма. Фонема может быть лишена собственной присущей ей артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного... Часто фонема рвыступает в виде горлового дрожащего звука.
Первый тип подобной артикуляции — это велярного р (velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме рспецифическое дефектное звучание. Второй тип — увулярное р (uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибрация носит гармонический характер и слышится отчетливый рокот.
Встречается «кучерское» р, образуемое вибрацией обеих губ, а также воспроизведение фонемы р с помощью образования двугубной или губно-зубной щели, когда слышится нечто вроде английского vили русского в.
Иногда вместо ротчетливо слышится язычно-задненёбный звук г или его фрикативная разновидность v .. Вместо рпорой встречается носовой звук G,как английское или немецкое ng, например, в словах long, long, образуемый путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.
Характер детскости речи придает наблюдаемая также замена фонемы рфонемой j... В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударным р, при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует и слышится звук, напоминающий английское (альвеолярное) dили даже обычное русское д... Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются. У дошкольников часто наблюдается замена фонемы рпосредством ли л' или полумягкого j, которая обычно носит временный характер.
Иногда отмечается замена твердой фонемы рмягкой р'... Возможна и обратная замена.
Нередко встречается боковое р, при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мягкой фонеме л (см. ниже). Получается звук, напоминающий сочетание рл.
Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при котором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое щечное р.
В числе указанных недостатков произношения фонемы римеется несколько видов параротацизма (замена р согласными р', л, л', и, г, д). Некоторые из них, в частности замена р на р ', на л или л', часто находят свое отражение в письме.
В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердую фонему р, так и мягкую р'. Нередко, однако, при дефектном р отмечается нормальное р'. Иногда бывает и обратное.
Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить короткая подъязычная связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык. Первая попытка исправить ротацизм у дошкольников или младших школьников на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков (рокот мотора, раскаты грома и т. п.). Одновременно используется возможность видеть и контролировать с помощью зеркала (при несколько открытом рте) форму, положение и работу языка.
Поднесение кисти руки ко рту в момент произнесения фонемы р позволяет ощутить прерывистость струи выдыхаемого воздуха. Однако простое подражание приводит к цели в самых легких случаях. Как правило, выработка нормального произношения фонемы ртребует специальных упражнений.
Если фонема р заменяется своей мягкой парой, то путем постепенного расширения рта во время протяжного произнесения звука р можно автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При необходимости следует воспользоваться механической помощью: для раскрытия рта слегка нажать большим пальцем на подбородок, для перемещения языка назад ввести под него шпатель или зонд.
При обратной замене, когда вместо мягкого р' получается твердое, надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным и.
В большинстве случаев для получения артикуляции фонемы рнеобходимы подготовительные упражнения, которые ведутся в двух направлениях. Один ряд упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильного положения языка, получить так называемое фрикативное р, артикулируемое при том же положении языка и в том же месте, что и нормальное, но пока без вибрации (вроде английского г), например, в словах bread, dream).
Другой ряд упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ши ж, то получить фрикативное р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему жпри несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативное рна материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.
Если фонемы ш и ж произносятся неправильно, без подъема переднего края языка вверх, то надо проделать все те артикуляционные упражнения, которые были указаны для получения требуемого положения языка при постановке фонемы ш.
Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании Переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английской фонемы d.
Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд.., ддд, ддд, ддд...), затем из таких же серий, но с усилением последнего звука.., а также и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд...), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии... Возможно также использование в качестве исходного звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти.
Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, следует ввести сбоку между коренными зубами деревянный шпатель или резиновый брусок, который будет выполнять в этом случае роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадает.
В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д, завершается гласными аили ы.
Полезным для выработки вибрации является произнесение двместо фонемы рв словах с сочетаниями тр или дрв начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуг и т. п.)
Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во время длительного произнесения фрикативного рпод язык подкладывается шпатель с шариком на конце. Шарик приводится в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями шпателя вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть с успехом использован палец самого ребенка, предварительно чисто вымытый или обтертый ватой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется пассивно, с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальнейшем ребенок действует самостоятельно. Во время упражнений необходимо следить, чтобы язык постоянно возвращался в установленное положение, чтобы между ним и альвеолами сохранялась минимальная щель.
Наконец, очень способствует появлению самостоятельной вибрации языка сочетание альвеолярных тили дс фрикативным р (др_____, др_____; дддр_____, дддр_____; тр_____, тр_____; тттр_____, тттр____). Вначале может получиться «мелкодробная» вибрация, при которой дрожит лишь самый край языка и число колебаний значительно превышает 20 в секунду. Дальнейшие упражнения, в частности с механическим колебанием языка, должны привести к вовлечению в колебание значительной части языка, что сразу замедлит частоту колебаний и доведет ее до нормальной.
После того как достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз произносимых постепенно все в более быстром темпе, добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения фонемы р,неизбежно на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердое р,то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким р'. Если же вначале получится мягкое р', то вскоре следует начать работу над твердым р.
Г.В. Чиркина
С. 68-76