ИКТ, используемые в образовательном процессе начальной школе
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.
Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
По мнению Зайцевой С. А.[25] в настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
. Использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность.
. Использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности.
. Рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения.
. Использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого.
. Использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.
. Организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы.
. Использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
. Интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.
Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:
· вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
· трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
· комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
· графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
· моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.
И.В. Роберт [20] применительно к учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения (ПСУН):
. индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
. осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
. осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
. высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
. визуализировать учебную информацию;
. моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
. проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
. формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
. развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);
. усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
. формировать культуру познавательной деятельности и др.
Для того, чтобы успешно применять ИКТ в методической работе (как учебно-методической, так и научно-методической направленности) преподаватель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно- коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность школьников в новых условиях.
По мнению Гусевой А. И. [3] к основным информационно-коммуникационным технологиям, используемым в учебном процессе, относятся:
• Офисные технологии, позволяющие подготовить большинство учебных материалов в Word, Excel, PowerPoint, Access;
• Сетевые технологии, осуществляющие доставку учебных материалов в рамках локальной школьной и глобальной Интернет сети и регламентирующих доступ к ним;
• Телекоммуникационные технологии, организующие взаимодействие между пользователями в рамках электронной почты, телеконференций, досок BBS, форумов и чатов;
• Широкий спектр специализированных прикладных программных средств, обеспечивающих школьный документооборот, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением;
• Средства разработки программных комплексов учебного назначения (от HTML документов до виртуальных миров и виртуальных лабораторий).
• Основными задачами профессиональной подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий в образовании являются:
• подготовка к методически грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широкого использования ИКТ в учебном заведении;
• владение современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в различных видах учебной и воспитательной деятельности;
• обучение использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;
• обучение эффективному применению средств ИКТ в учебном процессе, в том числе работе с распределенным информационным ресурсом образовательного назначения;
• ознакомление с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности ученика в условиях использования технологий мультимедиа (в перспективе - "Виртуальная реальность"), систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе вычислительной техники, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;
• развитие творческого потенциала, необходимого будущему учителю информатики для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий.
Основными типами уроков, по мнению Гусева А.И. [3], используемые в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:
· комбинированный урок
· урок - контроль и коррекция
· урок совершенствования знаний и умений
Ковалёва А. Г. [18] выделяет следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ:. Концептуальный
Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.
Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);
Выбор типа образовательных электронных ресурсов.. Технологический
Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся;
Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.. Операциональный
Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов.
Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля.. Педагогическая реализация
Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.. Опыт применения уроков с использованием ИКТ в начальной школе
Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика. Новые программы появляются чуть ли не каждый месяц, а значит растут и наши возможности. Свои первые уроки я создавала при помощи программы Power Point. В них ещё не было анимации и сложных спецэффектов, которые я освоила позднее. Но эти уроки помогли моим второклассникам совершить увлекательные виртуальные путешествия по «Этажам леса», «своими глазами» увидеть животный и растительный мир леса.
Ведение уроков со средствами информационных технологий позволяет повысить уровень первоначального усвоения нового (до 75 %).У ребят появляется желание учиться, ходить в школу. Ученики с хорошим, рабочим настроением учатся. Многие проявляют интерес к таким сложным наукам, как русский язык. Ребята, проявляя интерес и обладая пользовательскими умениями, вместе с родителями участвуют в виртуальных викторинах и конкурсах.
Однако в начальной школе необходимо соблюдать некоторые меры безопасности для сохранения здоровья школьников и достижению успехов в обучении и воспитании:
.Учителю следует определить, какие темы следует освещать с помощью ИКТ и для решения каких дидактических задач;
.Структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;
.Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, цвет, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий);
.Теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;
.На каждом слайде должно быть не более двух картинок;
.Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов;
.Анимация возможна один раз в течение 5 минут;
.Средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий;
.Использование ИКТ на уроках допустимо в один учебный день на одном, двух уроках, не следующих друг за другом;
.Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут;
.Обязательное выполнение физкультминуток и «зарядок для глаз».
Профессор МЭСИ А.А. Андреев [20] так классифицирует спектр педагогических проблем, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе.
• Проблема отсутствия теории обучения в современных информационно-образовательных средах, и как ее составной части отсутствие понятийно - категориального аппарата.
• Проблема оптимального состава учебно - методических комплексов (УМК) для эффективного обучения в современных информационно-образовательных средах (ИОС) и размещения его дидактических элементов на различных носителях (бумажных, сетевых, CD и т.д.) и методик обучения.
• Проблемы оптимизация психолого - эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.
• Проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную ИОС.
Таким образом, из всего выше написанного можно сделать следующие выводы:
· применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей;
· дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации;
· позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.