Художественная деталь постепенно становится символом (1) появление (2) которого (3) в тексте романа (4) отмечает существенные для понимания авторского замысла эпизоды.
1) 1 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 4
14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении нужны запятые?
Человек меняется с течением времени (1) и (2) чтобы понять логику поступков литературного героя или людей прошлого (3) надо представить себе (4) как они жили, почему поступали так, а не иначе.
1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 1, 2, 3, 4
15. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) вручИшь 2) кранЫ 3) дОверху 4) налилА
16. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1)Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ, когда мышь покинет своё убежище.
2)Никакая работа не ПРЕДСТАВЛЯЛА для этого блестяще образованного и высокоорганизованного человека больших затруднений.
3)Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.
4)Чем больше мы узнаём о ЖИВОЙ природе, тем больше мы познаём самих себя.
17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)смотрев вперёд 3) о трёхстах участниках
2)лучшие парикмахеры 4) около двух килограммов
1) по их желанию 3) красивейший пейзаж 2) в двух тысяч пятом году 4) прополощи белье
1) на триста пятьдесят седьмой странице 3) несколько мандаринов 2) эта работа более лучше 4) хорошие доктора
1) о полутора часах 3) четырьмястами студентами 2) более позднее 4) две пары ботинок
18. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Готовясь к экзамену,
1)была проведена серьёзная работа.
2)ученики провели серьёзную работу.
3)выпускникам пришлось нелегко.
4)ожидали большие трудности.
Готовясь к экзамену,
1) была проведена серьезная работа. 2) ученики провели серьезную работу. 3) выпускникам пришлось нелегко. 4) ожидали большие трудности.
19. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1)Согласно распоряжения директора, школы в спортивных играх могут принять участие все учащиеся.
2)Никто из тех, кто слушал удивительную музыку П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик», не мог остаться равнодушным.
3)Все накопленные знания о мире животных не сможет вместить ни одна энциклопедия.
4)На картине «Три богатыря» В.М. Васнецов изобразил любимых героев русских былин: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.
1) Мир животных, изучаемый зоологией и некоторыми другими науками, отличается огромным разнообразием. 2) Те, кто настойчиво стремится к достижению своей цели, достойны уважения. 3) Вопреки прогноза установилась ясная погода. 4) В.М. Васнецов вырос в северном селе, отгороженном вековыми лесами от больших городов и сохранившем старинные обычаи и обряды, поверья и сказания.
1) Картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» была близка и понятна современникам художника. 2) Те, кто настойчиво стремится к своей цели, достойны уважения. 3) Регистрация участников симпозиума была проведена сразу по их прибытии. 4) Каждой весной киви откладывает одно (редко два) зеленовато-белое яйцо в имеющий вид плоской платформы гнездо, устраиваемое среди корней, или в густом кустарнике, или в вырытой норке.
1) Те, чьим талантом и виртуозностью исполнения музыкальных произведений восхищаются сегодня миллионы благодарных слушателей, преодолели много преград на пути к признанию. 2) Насыщенная удивительными фактами «Большая книга леса» Юрия Дмитриева – произведение энциклопедического характера, в то же время проникнута необычайной поэзией. 3) На больших плакатах, прикрепленных к двум стендам, стоящим по обеим сторонам сцены, были изображены известные всем зрителям условные знаки. 4) По окончании конференции все были приглашены в зал, где должно было состояться выступление виртуозного пианиста.
20. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)Московское Училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933 году, называли иногда «второй Академией художеств».
2)Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого когда-то видел.
3)А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
4)В.И. Даль — человек удивительной судьбы, который много сделал для прогресса российской науки и культуры.
1) Поэт должен уметь передать настроение, которое пробудило в его душе созерцание природы. 2) А.Х. Востокова, который вписал немало ярких страниц в историю русской лингвистической науки, уважительно называют отцом славянской филологии. 3) Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие. 4) Репетиции спектакля юные актеры проводили в квартире Дмитрия Сергеевича, который жил тогда в Плотниковом переулке.
1) Люди н холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды. 2) В собранных П.М. Третьяковым портретах выдающихся деятелей науки и искусства, которые вызывают всеобщее уважение своими трудами и открытиями, живет духовная история России. 3) Самые простые вещи, которые использует поэт, становятся в его рассказах поэтическими образами. 4) Пока трудно рассмотреть лицо человека, который показался вдалеке на аллее.
21. В приведенных ниже отрывках из произведений Б. Заходера найдите фразеологические обороты. Объясните особенности авторского употребления данных выражений.
1) Все удивляются, все Хрюка хвалят, а он пятачок все выше задирает.
2)До чего же хочется
Жить в своей квартире,
Руки так и чешутся, Сразу все четыре.
3) – Лето, -
Зайцы мне сказали –
Сядет в поезд на вокзале,
Потому что может лето
Ездить зайцем –
Без билета.
4) Они прошли Первое море, и Второе море, и Третье море, а это гораздо скорее сказать, чем сделать. Но вот что удивительно: этот долгий, долгий путь показался Отшельнику гораздо короче.
5)На этом, ребята,
Рассказу конец,
А все-таки, правда,
Дружок – молодец!
6)На черной земле,
На желтом песочке
Все квочки выводят неровные строчки.
Не перьями – лапками пишут хохлатки,
Хотя у них перышки в полном порядке.
Труднее прочесть, чем пергамент старинный,
Язык незнакомый,
А почерк – куриный!
7) Все приходится сому
С детства
Делать самому.
Даже крошечным сомишкам
Надо жить своим умишком!
Сам еду себе найди,
Сам в беду не попади.
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся,
Сам с усами!
8) И пустился… (Волк) 9) Даже мышшки, даже мушки
На обед искать дичину. Распевают: «Трулялюшки!»
Бегал-бегал, В Припевайске весь народ
Что за притча? Припеваючи живет.
«Где же – думает – добыча?
Нет ни пуха, ни пера,
Ни зайчишки, ни бобра.
22. Найдите все выразительные средства (фонетические лексические, синтаксические), использованные автором в данном тексте.
Седая земля.
Тундра осенью – равнина седая, унылая и серая. И небо над ней серое, скучное и сырое. Мох, кочки, лужи.
Яркой бывает тундра летом. На лужах пестрые птицы: белые, черные, рыжие. На кочках синие, красные, желтые цветы.
Но лучше всего тундра в весенние вечера. Равнина становится темной, а все огромное небо над ней – золотым. Ветвистые оленьи рога на золотом закате похожи на сказочный костяной лес.
(По Н. Сладкову)
23. Напишите реферат на одну из указанных ниже тем.
Темы для рефератов
1. Этикет речевого поведения: исторический комментарий и современные требования.
2. Употребление иноязычных слов.
3. Основные составляющие делового общения.
4. Законы и правила делового общения.
5. Невербальные средства общения.
6. Требования к речи и поведению говорящего публично.
7. Способы словесного оформления публичного выступления.
8. Из истории русского делового письма.
9. Типы документов.
10. Структура и содержание официальных писем.
11. Подготовка публичной речи.
12. Требования к языку и стилю документов.
13. Языковые формулы, используемые в деловых бумагах.
14. Требования к речи педагога.
15. Речевое общение.
16. Выразительные средства русского языка.
17. Стилистически ограниченная лексика.
18. Текст. Средства связи предложений в тексте.
19. Типы аргументов.
20. Язык СМИ.
21. Современный молодежный сленг.
22. Функции речи.
23. Лексические ошибки в речи.
24. Функции речи.
25. Стили современного русского языка.