Основные направления и дела классного сообщества

Приложение 3

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

I. Основные разделы плана воспитательной работы:

1. Анализ состояния воспитательной работы в классе.

2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

3. Основные направления и дела школьного сообщества.

4. Индивидуальная работа с учащимися;

5. Работа с родителями.

Примерная программа анализа воспитательного процесса в классе.

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе.

2. Анализ развития учащихся класса (воспитанность учащихся, развитость познавательных интересов и творческих способностей, успеваемость, мотивационно-потребностная сфера, потребность заниматься самовоспитанием, социокультурное развитие, личностные достижения, учащиеся группы риска).

3. Социальная ситуация: особенности отношений, ценностные ориентации, степень влияния ближайшего социального окружения.

4. Анализ развития коллектива класса: микроклимат, социометрическая, ролевая и коммуникативная структура класса, развитие общественной активности, общественное мнение класса.

5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя: какие мероприятия принимаются наиболее охотно, в каких были пассивными? Почему? Какая деятельность положительно влияла на учащихся? Какие дела способствовали сплочению классного коллектива? Что повлияло на развитие учащихся?

6. Участие учащихся в жизнедеятельности школы: мотивы участия в делах школы, участие в школьном самоуправлении.

7. Анализ педагогического взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся: частота и характер контактов, влияние родителей на воспитательную деятельность класса, результативность педагогического просвещения родителей и родительских собраний, эффективность индивидуальной работы с родителями, взаимодействие с «проблемными семьями».

Цели и задачи воспитательной деятельности.

Цель – это мысленно предвосхищённый, ожидаемый результат осуществляемой деятельности.

Виды цели:

· Идеальная (всесторонне развитая, гармоничная личность);

· Результативная (спроектированные образы учащихся и класса);

· Процессуальная (цели предусматривают изменения в воспитательном процессе).

Основные направления и дела классного сообщества.

Отбор дел должен носить системный и научно обоснованный характер, что найдёт отражение в структуре и форме плана классного руководителя. Например, системно-ролевой подход (автор Н.М. Таланчук) предполагает наследование школьниками социальных ролей:

· Семья (роли: сыновне-дочерняя, супружеская, отцовско-материнская;

· Трудовой (учебный) коллектив (роли: профессионально-трудовая, экономическая, организаторско-самоуправленческая, коммуникативная, педагогическая);

· Общество (роли: патриотическая, национально-интернациональная, политическая, правовая, нравственная, экологическая);

· Мир (интерсоциальные роли личности);

· Я-сфера (роли: материально-потребительская, духовно-потребительская, субъект учения, субъект самовоспитания, субъект творчества).

Форма плана предложена В.Т. Кабушем.

Тематические программы Месяц
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Я и природа        
Я и моя школа        
Я и моя семья        
Я и моё я        

План воспитательной работы можно сфокусировать на процессах самопознания и самостроительства личности и предложить соответствующие направления деятельности (О.С. Газман).

Целевая программа Месяц
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Общение        
Досуг        
Образ жизни        
Здоровье        

Аксиологический подход к воспитанию ориентирует воспитательную деятельность на значимые ценности, и тогда план воспитательной работы будет таким:

Общечеловеческая ценность Месяц
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Отечество        
Семья        
Труд        
Знания        
Культура        
Мир        
Человек        

Осуществление деятельностного подхода ориентирует воспитательную работу на организацию различной деятельности.

Вид деятельности Месяц
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Познавательная        
Ценностно-ориентированная        
Трудовая        
Художественно-творческая        
Физкультурно-оздоровительная        
Коммуникативная        
Игровая        

Планируя воспитательную работу, можно исходить из того, что личность определяется тем,

· что и как она знает;

· что и как она ценит;

· что и как она созидает;

· с кем и как она общается;

· каковы её художественные потребности и как она их удовлетворяет (М.С. Каган).

Потенциал личности Месяц
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Познавательный Ценностный (нравственный)        
Коммуникативный        
Эстетический        
Физический        

План воспитательной работы классного руководителя может иметь и такой вид:

Задачи воспитательной деятельности Месяц
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
1.        
2.        
3.        

Планирование воспитательной работы в классе на основе

Наши рекомендации