Основные направления и дела классного сообщества
Приложение 3
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
I. Основные разделы плана воспитательной работы:
1. Анализ состояния воспитательной работы в классе.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
3. Основные направления и дела школьного сообщества.
4. Индивидуальная работа с учащимися;
5. Работа с родителями.
Примерная программа анализа воспитательного процесса в классе.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе.
2. Анализ развития учащихся класса (воспитанность учащихся, развитость познавательных интересов и творческих способностей, успеваемость, мотивационно-потребностная сфера, потребность заниматься самовоспитанием, социокультурное развитие, личностные достижения, учащиеся группы риска).
3. Социальная ситуация: особенности отношений, ценностные ориентации, степень влияния ближайшего социального окружения.
4. Анализ развития коллектива класса: микроклимат, социометрическая, ролевая и коммуникативная структура класса, развитие общественной активности, общественное мнение класса.
5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя: какие мероприятия принимаются наиболее охотно, в каких были пассивными? Почему? Какая деятельность положительно влияла на учащихся? Какие дела способствовали сплочению классного коллектива? Что повлияло на развитие учащихся?
6. Участие учащихся в жизнедеятельности школы: мотивы участия в делах школы, участие в школьном самоуправлении.
7. Анализ педагогического взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся: частота и характер контактов, влияние родителей на воспитательную деятельность класса, результативность педагогического просвещения родителей и родительских собраний, эффективность индивидуальной работы с родителями, взаимодействие с «проблемными семьями».
Цели и задачи воспитательной деятельности.
Цель – это мысленно предвосхищённый, ожидаемый результат осуществляемой деятельности.
Виды цели:
· Идеальная (всесторонне развитая, гармоничная личность);
· Результативная (спроектированные образы учащихся и класса);
· Процессуальная (цели предусматривают изменения в воспитательном процессе).
Основные направления и дела классного сообщества.
Отбор дел должен носить системный и научно обоснованный характер, что найдёт отражение в структуре и форме плана классного руководителя. Например, системно-ролевой подход (автор Н.М. Таланчук) предполагает наследование школьниками социальных ролей:
· Семья (роли: сыновне-дочерняя, супружеская, отцовско-материнская;
· Трудовой (учебный) коллектив (роли: профессионально-трудовая, экономическая, организаторско-самоуправленческая, коммуникативная, педагогическая);
· Общество (роли: патриотическая, национально-интернациональная, политическая, правовая, нравственная, экологическая);
· Мир (интерсоциальные роли личности);
· Я-сфера (роли: материально-потребительская, духовно-потребительская, субъект учения, субъект самовоспитания, субъект творчества).
Форма плана предложена В.Т. Кабушем.
Тематические программы | Месяц | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Я и природа | ||||
Я и моя школа | ||||
Я и моя семья | ||||
Я и моё я |
План воспитательной работы можно сфокусировать на процессах самопознания и самостроительства личности и предложить соответствующие направления деятельности (О.С. Газман).
Целевая программа | Месяц | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Общение | ||||
Досуг | ||||
Образ жизни | ||||
Здоровье |
Аксиологический подход к воспитанию ориентирует воспитательную деятельность на значимые ценности, и тогда план воспитательной работы будет таким:
Общечеловеческая ценность | Месяц | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Отечество | ||||
Семья | ||||
Труд | ||||
Знания | ||||
Культура | ||||
Мир | ||||
Человек |
Осуществление деятельностного подхода ориентирует воспитательную работу на организацию различной деятельности.
Вид деятельности | Месяц | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Познавательная | ||||
Ценностно-ориентированная | ||||
Трудовая | ||||
Художественно-творческая | ||||
Физкультурно-оздоровительная | ||||
Коммуникативная | ||||
Игровая |
Планируя воспитательную работу, можно исходить из того, что личность определяется тем,
· что и как она знает;
· что и как она ценит;
· что и как она созидает;
· с кем и как она общается;
· каковы её художественные потребности и как она их удовлетворяет (М.С. Каган).
Потенциал личности | Месяц | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Познавательный Ценностный (нравственный) | ||||
Коммуникативный | ||||
Эстетический | ||||
Физический |
План воспитательной работы классного руководителя может иметь и такой вид:
Задачи воспитательной деятельности | Месяц | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
Планирование воспитательной работы в классе на основе