VII. Подведение итогов урока.
— В природе все взаимосвязано. Нарушение жизни одного представителя окружающей среды ведет к нарушению жизни других. В природе могут происходить непредсказуемые явления (землетрясения, наводнения), приносящие вред природе. Человек также совершает иногда действия, которые оборачиваются общей экологической бедой.
Задание для 3 группы
Экологическая грамматика
Хулиганы воробьишки
превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.
Вот китайцыподсчитали
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет
— Воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд,
Ждут — каков же результат?
Поначалу в самом деле
Закрома их пополнели,
А потом пришла беда —
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их к таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно:
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все с плеча рубить,
Можно дело загубить.
С. Гаврилова
— Почему китайцы решили перебить всех воробьев?
— К чему привели необдуманные поступки людей?
— Почему человек должен заботиться о сохранении природы?
VIII. Домашнее задание
Прочитать рассказ И. Тургенева «Воробей»
Урок № 69
Тема: Геннадий Глушнев «Соседский щенок»
Цель: совершенствовать умение отчетливо произносить звуки и тексты, регулируя своё дыхание; совершенствовать умение читать вслух, молча, вполголоса, по цепочке; развивать умение читать выразительно; способствовать развитию умения сочинять продолжение произведения; создавать условия для активной познавательной и творческой деятельности, расширения знаний о животных; воспитывать бережное отношение к животным.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Где живут воробьи? Что для птиц страшнее: голод или холод?
— Чего еще боятся воробьи?
— Знаете ли вы пословицы и поговорки о воробьях? («Старого стреляного воробья на мякине не проведешь», «Слово -- не воробей: вылетит - не поймаешь» и т. д.)
— Какие народные приметы о воробьях знаете? (Воробьи купаются в пыли -- к дождю и т. д.)
— Алексей Максимович Горький внимательно слушал воробьиные песни-разговоры и вот однажды услышал, как весело распевал, глядя на человека, маленький воробышек Пудик:
Эх, бескрылый человек, у тебя дне ножки. Хоть и очень ты велик, едят тебя мошки. А я маленький совсем, зато сам я мошек ем!
Пел, пел воробышек, да и вывалился из гнезда, а рыжая кошка — тут как тут! Пришлось маме-воробьихе спасать Пудика.
— В каком рассказе произошла похожая история? (Тургенев «Воробей».)
III. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка
1. Дыхательная разминка. Упражнение «Именинник»
— Представьте, что вам нужно задуть свечи на именинном торте. Вдохните и выдохните сак, чтобы задуть все свечи одновременно.
Артикуляционная разминка.
— Произнесите следующие сочетании гласных:
ИЕ , ИЯ, ИЮ ОЕ, ОЯ. ОЮ АЕ, ЛЯ, АЮ
ЭЕ, ЭЯ, ЭЮ УЕ, УЯ. УЮ ЫЕ, ЫЯ, ЫЮ
Речевая разминка.
— Прочитайте скороговорку молча: «Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке». Выучите ее наизусть и проговорите быстро.
IV. Подготовкак восприятию произведения
— Нас постоянно окружают четвероногие питомцы. Интересно, какие же они, спутники нашей жизни — кошки, собаки? (Учащиеся рассказывают об удивительных историях из жизни своих четвероногих друзей.)
— Какие качества характерны для собак?
— Почему собака спит свернувшись калачиком? (Лучше сохраняется тепло, что важно при отдыхе под открытым небом.)
— Какие органы чувств особенно развиты у собак? (Обоняние и слух: стоит появиться сколько-нибудь значительному или новому незнакомому звуку, запаху, животное сразу просыпается.)
V. Работа с произведением Г. Глушнева «Соседский щенок»
Чтение стихотворения учителем (с. 51).