Работа по повышению престижа и формированию благоприятного имиджа полицейских
Все усилия общества и государства приносят пользу лишь в случае, если сами сотрудники служат примером исполнения законов. Население в демократических государствах, являясь налогоплательщиком, на чьи деньги содержится и полицейский аппарат, требует надлежащей исполнительности и законности от стражей порядка. Поэтому постоянно изыскиваются средства и ресурсы для повышения качества полицейской службы и профессиональной подготовки, а полицейские, в свою очередь, дорожат своей репутацией и службой, дающей им различные социальные блага, стремятся выполнять свой служебный долг безупречно.
Повышению авторитета полиции в обществе способствуют умения полицейских вежливо обращаться с различными категориями лиц, чему их специально обучают. На Западе разрабатываются особые технологии, тренинги для сотрудников полиции по методам эффективной коммуникации с представителями национальных меньшинств, психически неуравновешенными людьми, пожилыми гражданами и т.д.
В странах Запада в создание положительного образа полицейского вкладываются огромные средства. По государственным заказам снимаются крупнобюджетные боевики, триллеры, телесериалы с участием мировых кинозвезд: «Спрут» — Италия; «Комиссар Лиа Зоммер» — Германия; «Улицы Сан-Франциско», «Санта Барбара», «Крутой Уокер, или Правосудие по-техасски», «Коломбо», «Секретные материалы», «Никита», «Детектив — Нэш Бриджес» — США; «Суинни — летучий отряд» — Великобритания; «Слово полицейского», «Комиссар Наварро», «Видок» — Франция и многие др. Фильмы о сотрудниках правоохранительных органов, например «Молчание ягнят», «Основной инстинкт», «Каннибал», становятся лучшими фильмами года и обладателями престижнейших кинопремий «Оскар». Образы бесстрашных, честных, умных, обаятельных полицейских на экране воплощают мировые звезды: Ален Делон, Ж. Депардье, А. Шварценеггер, М. Дуглас, С. Сталоне, Аль Пачино, М. Плачидо и др. Им не уступают в профессионализме А. Жирардо, Дж. Фостер, Н. Кидман и другие кинодивы, сыгравшие роли женщин-полицейских.
Средства массовой информации представляют лучшее эфирное время для демонстрации фильмов, передач и программ о полиции, тем самым усиливая достаточно впечатляющую картину о стражах порядка и воспитывая граждан в духе уважения закона. На специальных курсах, где занятия проводят руководители телекомпаний и известные телеведущие, сотрудников полиции обучают «в выгодном свете» выступать по телевидению и радио, вызывая у граждан симпатию и желание взаимодействовать59. Все эти затраты не проходят даром, и, как результат, с образом стража порядка оказываются прочно связаны такие положительные, заслуживающие уважения качества, как интеллектуальность, инициативность, бесстрашие, справедливость, решительность, а также физические достоинства — выносливость, тренированность, мужество, стойкость.
Имидж профессии — понятие многослойное, требующее серьезного внимания ко всем его аспектам, так как он дает мощный воспитательный эффект, оказываемый как на граждан, так и на самих сотрудников полиции. Так, граждане Чешской Республики повсюду могут видеть качественно оформленные картинки, плакаты и постеры с изображением симпатичных львов в полицейской униформе с надписью «Чешская полиция — ваш друг и приятель». Широко распространяются буклеты и богато иллюстрированные проспекты с показом примеров работы отдельных полицейских служб.
В Южной Корее понимают, что любовь к полиции, как и все, прививается с детства. Поэтому там на детских чашках рисуют полицейских. В некоторых полицейских органах Германии до 75% составляют сотрудники, с детства мечтавшие стать полицейскими, так как еще в детских садах, школах, гимназиях получили соответствующее воспитательное воздействие, определившее их дальнейший выбор профессии. В США в 1995 г. 25 тыс. офицеров полиции работали в более 70% всех школ с 25 млн. американских детей, рассказывая им об опасностях современного общества, делая основной акцент на вреде наркотиков, о защите детей и роли полиции. Недаром в общественном сознании США полиция отождествляется с заботой о детях, что, безусловно, повышает авторитет правоохранительных органов. Всемирно известная фирма Уолта Диснея, заключив взаимовыгодные контракты с правоохранительными органами США, Великобритании, Японии, Канады и некоторых европейских стран, умело использует имидж правоохранительных органов, продавая по всему миру продукцию с характерной символикой и решая тем самым как воспитательные проблемы популяризации имиджа полиции, так и некоторые ее экономические проблемы.
В завоевании авторитета у населения, а также воспитании своих сотрудников имеет значение и то, что за рубежом многие правоохранительные органы и образовательные профессиональные полицейские учреждения имеют свой девиз (лозунг, кредо), который всемерно и постоянно утверждается. В этих кратких изречениях заключена основа деятельности милиции-полиции, являющаяся базовой нравственной установкой каждого сотрудника. Так, официальный девиз ФБР — «Верность, смелость, честность», девиз Иллинойского полицейского института — «Долг, честь и служба», девиз полиции г. Лос-Анджелеса — «Защищать и служить» и т.д. Девиз полиции Народной Республики Бангладеш — «Дисциплинированность, профессионализм, честность!». Девизом российской милиции и главным требованием Присяги является формула: «Служа закону — служу народу». Главное этическое требование, заложенное в Кодексе чести рядового и начальствующего состава ОВД России, благородно звучит: «Честь имею!» У нас в стране в настоящее время стало повышаться внимание к атрибутике образовательных учреждений МВД: создание привлекательных проспектов, логотипов, эмблем и т.п.
Создание должного имиджа и повышение престижа требует внимания ко всем сторонам формирования положительного восприятия стражей порядка населением. Современные зарубежные теоретики отмечают огромное значение внешнего вида полицейского, несущего службу на глазах у граждан. К созданию полицейской униформы привлекаются лучшие западные дизайнеры и модельеры. Респектабельный внешний вид полицейского говорит о хорошем материально-техническом состоянии дел в полиции, о самодисциплине полицейского, о его отношении к своему долгу и окружающим. Это вызывает у населения доверие и желание взаимодействовать с органами правопорядка. Многие профессиональные полицейские учебные заведения имеют свою отличительную униформу, ношение которой также играет воспитательную роль.
При разработке эксклюзивных имиджмейкерских технологий, предназначенных для повышения престижа полиции в том или ином регионе, всесторонне учитывается общественное мнение и максимально используется поддержка проживающего там населения.
Таким образом, в процессе совместных согласованных усилий государства, полиции, самих граждан и целенаправленного вложения значительных финансовых, материально-технических средств в цивилизованном обществе создается и поддерживается привлекательный и респектабельный имидж образованного, культурного, честного, справедливого полицейского-профессионала, имеющего высокий авторитет у населения и гордящегося своей профессией. Имидж оказывается фактором, способствующим успеху решения задач полицией, но в то же время и улучшению качественного ее состава. Увеличивается наплыв желающих поступить в полицейские образовательные учреждения, стать высококвалифицированными профессионалами, улучшается качественный состав абитуриентов (их личные моральные качества, уровень образованности, интеллекта и др.), возникает возможность действительно отбирать на учебу лучших из лучших, что впоследствии обеспечивает и успешность образовательного процесса.