Оценка стилей мышления по Katherine Benziger
Латеральный профиль - индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии. Количество всех признаков асимметрии чрезвычайно велико. Именно это обстоятельство определяет многообразие латеральных профилей и, следовательно, индивидуальность и неповторимость нервных связей каждого человека, что, в свою очередь, влияет на его стиль учения.
Индивидуальный латеральный профиль человека включает в себя: функциональную асимметрию полушарий головного мозга, моторную (рук, ног, лица, тела); сенсорную (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) асимметрию.
Функциональная асимметрия мозга - это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервнопсихических функций между его правым и левым полушариями. Каждое из полушарий является ведущим в реализации определенных психических функций.
Одной из наиболее доступных методик оценки функциональной асимметрии мозга, является оценка стилей мышления (К. Безингер).
Данный опросник предназначен для ориентировочного исследования активности различных зон мозга в тех или иных формах мышления. По предположению автора, каждому человеку в работе и повседневной деятельности свойственны определенные предпочтения в выборе того или иного стиля мышления и поведения. Таких основных стилей 4, причем по каждому из них специализируется определенная часть мозга.
Характер количественного распределения стилей мышления и соответствующей активности мозга может быть представлен в виде диаграммы. Нет никакой правильной или неправильной формы. Диаграмма - просто способ визуализировать уклон мозга человека
Диаграмма строится на основании ответов на четыре группы вопросов, отражающих активность соответствующих зон коры больших полушарий.
Испытуемый должен внимательно прочитать каждое утверждение и определить, насколько точно оно ему соответствует. Возможны 3 варианта ответов: полное согласие, частичное согласие и несогласие. По первому варианту ответа начисляется 1 балл, по второму – 0,5 балла, а по третьему баллы вообще не начисляются.
После того как даны ответы на все вопросы, по полученным количественным характеристикам каждого из стилей мышления строится гистограмма, подвергающаяся в дальнейшем интерпретации.
Задняя левая часть мозга, по мнению Безингер, специализируется на привычном и шаблонном, соответствующем установившейся практике и описаниям, здесь хранятся уже сформулированные определения.
Задняя правая часть мозга обеспечивает эмоциональный тон, отражает и устанавливает гармонию, в том числе гармоничные отношения между людьми.
Передняя левая часть мозга связана со структурным анализом, обеспечивает приоритеты в логическом мышлении и в математике.
Передняя правая часть мозга связана с внутренними образами, метафорическим мышлением, воображением и экспрессивностью
Первая серия утверждений (левая лобная часть коры) | Вариант ответа | |||
Да | Вероятно Да | Нет | ||
Я предпочитаю, чтобы последнее слово в денежных вопросах семьи оставалось за мной. | ||||
Я мыслю логично. | ||||
Я люблю пользоваться инструментами и механизмами. | ||||
Я люблю отдавать распоряжения. | ||||
Мне нужны объективные критерии успеха, мне недостаточно быть просто довольным собой. | ||||
Я люблю работать с числами. | ||||
Мне нравится спорить, и я люблю излагать другим свои идеи. | ||||
Обычно я принимаю ответственность за важные решения на себя. | ||||
Я разбираюсь в технике. | ||||
Мне нравится, когда люди хорошо выполняют свою работу. | ||||
Люди зачастую видят во мне лидера. | ||||
Если возникает проблема, я обычно вижу ее причины и пути разрешения. | ||||
Я умею распоряжаться деньгами. | ||||
Мне нравится все делать своими руками. | ||||
Я уверен, что рассудок важнее чувств. | ||||
Набрано баллов |
Втораясерия утверждений (левая теменно-затылочная часть коры) | Вариант ответа | |||
Да | Вероятно Да | Нет | ||
Мне не нравится, когда нарушается повседневный распорядок. | ||||
Я успокаиваюсь, когда навожу порядок на рабочем столе. | ||||
Мне не нравятся двусмысленные и неопределенные ситуации. | ||||
Я считаю, что правилам надо следовать. | ||||
Я читаю инструкции, прежде чем пользоваться новой техникой. | ||||
Когда я совершаю что-то непривычное, то предпочитаю иметь инструкции на этот счет. | ||||
Я записываю свои обязанности в ежедневник. | ||||
Я всегда кладу вещи на место. | ||||
Я считаю, что люди должны управлять своими эмоциями. | ||||
Я надежный и верный человек. | ||||
Я люблю тщательно выполнять однотипные задания. | ||||
Я всегда выполняю задание шаг за шагом. | ||||
В работе я придаю значение деталям. | ||||
Я сторонник традиционных ценностей. | ||||
Я надежен и тщателен в работе. | ||||
Набрано баллов |
Третья серия утверждений (правая лобная часть коры) | Вариант ответа | |||
Да | Вероятно Да | Нет | ||
Разговаривая, я много жестикулирую. | ||||
Я люблю заниматься несколькими делами одновременно. | ||||
У меня часто появляются новые идеи. | ||||
Выполняя задание, я часто действую интуитивно. | ||||
Самые лучшие идеи приходят ко мне случайно. | ||||
Я очень энергичен. | ||||
Я артистичен. | ||||
Когда я объясняю суть вопроса, то обычно пользуюсь словесными и зрительными образами. | ||||
Мне нравятся оригинальные идеи. | ||||
Обычно я оставляю вещи где придется, а не кладу их на место. | ||||
Меня больше интересует общая картина, а не детали. | ||||
Я быстро соображаю, как лучше передвинуть мебель или уместить все вещи в багажнике автомобиля. | ||||
Мое чувство юмора иногда доставляло мне неприятности. | ||||
Мне нравятся компьютерные игры. | ||||
Я не люблю рутинные задачи. | ||||
Набрано баллов |
Четвертая серия утверждений (правая лобная часть коры) | Вариант ответа | |||
Да | Вероятно Да | Нет | ||
Я уверен, что сотрудничать лучше, чем конфликтовать. | ||||
Я предпочитаю успокаивать человека прикосновением. | ||||
Я люблю петь, танцевать и слушать музыку. | ||||
Думаю, что над самосовершенствованием стоит работать. | ||||
Я думаю, что чувства важнее, чем рассудок. | ||||
Моя семья и семейные связи — самое важное в моей жизни. | ||||
При разговоре я всегда слежу за выражением лица собеседника. | ||||
Я интуитивно чувствую, что думают люди. | ||||
Я не люблю, когда окружающие начинают спорить. | ||||
Мне легко удается вызвать в людях энтузиазм. | ||||
В оценке успеха личная удовлетворенность важнее достигнутого результата. | ||||
Я считаю, что духовные ценности важнее материальных. | ||||
Я часто непроизвольно дотрагиваюсь до собеседников. | ||||
Я хорошо понимаю язык мимики, жестов и поз. | ||||
Мне легко прослезиться, смотря сентиментальный кинофильм. | ||||
Набрано баллов |
Оформление протокола.
- Ответьте на вопросы, подсчитайте сумму набранных баллов.
- На основании набранных баллов постройте латеральный профиль коры больших полушарий.
- Сделайте заключение об особенностях организации стилей вашего мышления на основании полученного профиля. Сравните ваш результат с другими результатами полученными в группе.
Существуют развернутые описания психических свойств и качеств, типичных для того или иного профиля гистограмм, и даже рекомендации по выбору профессий, основанные на соотношений описанных 4 векторов.
Вот - яркие примеры мозговых типов, полученные в ходе эксперимента
Модель 1.
Сильная теменно-затылочная левая часть обеспечивает хорошую деятельность по шаблону, легко формирует последовательные навыки при выполнения любого процесса. Хорошо детализирует и структурирует. Предсказуем, надежен.
Всегда следует за инструкциями, шаг за шагом. Дисциплинирован. Хорошее внимание для детализации.
Выполнение работы соответствует крайним срокам.
В выполнении работы могут появляться черты характера говорящие о трудолюбии, склонности к бюрократизму или упрямству.