Психологической диагностики
Диагностическая карта развития психических процессов
Ф И ребенка:
Диагноз: ДЦП, УО
Возраст: 4 года
Особенности развития
Общая осведомленность:интерес к окружающему миру слабый, требуется дополнительная стимуляция со стороны взрослого
Сенсорное развитие:различает форму, цвет не определяет, предметы тянет ко рту
Предметно-манипулятивная деятельность, игра:подражает действиям взрослого
Восприятие:нарушены зрительно-моторные координации
Внимание:непроизвольное, неустойчивое
Память: (со слов бабушки) воспроизводит небольшие отрывки произведений, повторяет за взрослым
Мышление: низкий уровень, не воспроизводит по образцу, но замечает неправильность
Речь:появление фразовой речи при нарушенном звукопроизношении
Эмоционально-волевая сфера: нарушена, отсутствие произвольности, частая смена настроения
Личностные особенности: интровертированность, характер твердый. В настоящее время происходит искажение характера вследствие гиперопеки родственников, тормозится самостоятельность
Заключение.Психическое развитие ребенка соответствует примерно двум годам.
Рекомендации.Направить усилия на развитие произвольности действий. Поощрять самостоятельные действия ребенка, не предвосхищать его действий. Упорядочить режим занятий и свободной деятельности ребенка. Требуются специальные занятия с дефектологом.
Диагностическая карта развития психических процессов
Ф И ребенка:
Диагноз: ЗРР
Возраст: 5 лет
Особенности развития
Общая осведомленность:интерес к окружающему миру неустойчивый
Сенсорное развитие:соотносит форму предмета; различает только большой-маленький, путается в промежуточных величинах; цвета не различает.
Предметно-манипулятивная деятельность, игра: действия с предметами простые, наблюдаются предпосылки сюжетной игры
Восприятие:отстаетот возрастной нормы
Внимание:непроизвольное, рассеянное.
Память:средний уровень, преобладает непроизвольное запоминание
Мышление:наглядно-действенное, по образцу воспроизводит со второй попытки, наблюдается отставание от возрастных норм
Речь:активнаяречь соответствует 1,5 годам
Эмоционально-волевая сфера: нарушена, тревожность
Личностные особенности:самооценка заниженная, активно развивается самостоятельность, которая подавляется неправильной позицией отца к проблемам ребенка.
Заключение.Задержка психического развития. Обучаемость есть.
Рекомендации.Занятия с ребенком проводить в группе детей. Папу знакомить с возрастными особенностями развития ребенка.
К а р т а
психологической диагностики
Ф И О Воеводин Виктор, 2 класс
Функция | Методика | Описание результата |
Аффективно-эмоциональная сфера | Люшер | Импульсивность, недоверчивость к окружающим людям, состояние протеста против сложившейся ситуации и вынужденному приспособлению |
Темп и работоспособность | Коган | Темп выполнения деятельности средний, работоспособность высокая, вследствие нетерпеливости совершает ошибки |
Зрительно-моторная координация | Комплексная характеристика | При установке на выполнение задание выполняет лучше. Кинестезии (навязчивые движения) |
Восприятие | Фигуры Поппельрейтора | Экстернальный (внешний) уровень самоконтроля. Зрительное восприятие беспорядочное |
Внимание | Шифровки | Понимание инструкции сохраняется на короткое время. Произвольное внимание в пределах нормы |
Память | Опосредованное запоминание | Память ниже среднего, нет опоры на смысловое запоминание |
Мышление | 4-й лишний Последовательные картинки Матрицы Равена | Причинно-следственные связи устанавливает по вторичным признакам, редко улавливая однозначный смысл; невербальный интеллект выше среднего. |
Заключение. Имеется парциальнальная недостаточность в развитии высших психических функций. Преобладание игровой мотивации над учебной затрудняет процесс овладения общеучебными навыками. Неуверенность в собственных силах мешает проявлению умственных способностей. Заметна положительная динамика в созревании психических функций.
Рекомендации.При обучении опираться на сформированность устойчивости внимания и невербального интеллекта. Вводить внутренний план действий для ребенка, уходить от опоры на внешние стимулы. Необходимо развивать приемы запоминания учебного материала, общую осведомленость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам психологического обследования
ВАСИЛЬЕВА ДАНИЛА, 8 лет 8 мес.
Причина обращения:обследовать ребенка на предмет готовности его к школе.
Срок проведения:1.07.2014 г.
Методики:
- Тест исследования интеллекта для детей (адаптированный вариант Д.Векслера)
Результат:
По результатам диагностики интеллектуальной сферы выявилось, что уровень умственного развития Данила находится в пределах возрастной нормы 8 лет и 8 месяцев, - уровень общего интеллекта составляет 103 балла.
Данные тестирования представлены в таблице.
№ | Название шкалы (по Векслеру) | Показатель, который измеряется | Результат | Уровень |
Вербальный интеллект (коэффициент 94) | ||||
1. | Осведомленность | уровень образованности | ниже возрастной нормы | |
2. | Понятливость | социальный интеллект | ниже возрастной нормы | |
3. | Арифметический | сообразительность | ниже возрастной нормы | |
4. | Сходство | логическое мышление | соответствует возрастной норме | |
5. | Словарный | словарный запас | ниже возрастной нормы | |
6. | Повторение цифр | оперативная память | ниже возрастной нормы | |
Невербальный интеллект (коэффициент 122) | ||||
7. | Недостающие детали | перцептивное внимание | соответствует возрастной норме | |
8. | Последовательные картинки | словесно-логическое мышление | соответствует возрастной норме | |
9. | Кубики Кооса | аналитико-синтетические способности | ниже возрастной нормы | |
10. | Складывание фигур | эвристическое мышление | соответствует возрастной норме | |
11. | Шифровка | внимание | соответствует возрастной норме | |
12. | Лабиринты | перцептивное мышление | соответствует возрастной норме | |
Общий уровень интеллекта (коэффициент 103) |
Из таблицы видно, что показатели невербального интеллекта соответствуют возрасту, что указывает на сохранность основных психических функций. У ребенка есть обучаемость-главный показатель при отделении умственной отсталости от нормы. При выполнении некоторых заданий требовалось повторное объяснение инструкции.
Показатели вербального интеллекта снижены. У Данила небольшой объем простых знаний, что ведет за собой снижение широты познавательных интересов, развития основных интеллектуальных функций. В социальном плане ребенок пользуется стратегиями поведения маленького ребенка, что указывает на социальную незрелость суждений и неготовность к умственной деятельности. Словарный запас маленький, речь односложная в виде простых фраз.
Концентрация произвольного внимания слабая, скорость оперирования числовым материалом низкая (при счете пользуется линейкой). Объем памяти очень маленький, что оказывает существенное влияние на оперативное запоминание учебного материала. Когнитивные функции находятся на стадии образного мышления, логическое мышление только начинает формироваться. Утомляемость высокая.
Заключение.Таким образом, процесс овладения основной образовательной программой затруднен в связи с несформированностью отдельных мозговых функций, которые отвечают за формирование вербального интеллекта: осведомленность, понятливость, память, низкий словарный запас и связная речь и т.п. Это создает ситуацию неуспешности у ребенка, что ведет к стойкому нарушению эмоционально-волевой сферы.
При индивидуальном подходе в образовательном процессе Данил может дать положительную динамику в усвоении знаний и представлений. При соответствующей педагогической поддержке, можно делать благоприятный прогноз относительно усвоения программы начального школьного обучения.
Рекомендации:
· Способствовать обогащению знаний об окружающем мире, пополнять словарный запас;
· Развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление.
· Корректировать проявление эмоций, развивать волевые навыки;
· Прививать социальные навыки и обучать навыкам общения.
Рекомендовать продолжить обучение во втором специальном (коррекционном) классе VII вида для детей с ЗПР.